Рабочая программа по вероятности и статистике 10 класс
рабочая программа по математике (10 класс)
Рабочая программа по вероятности 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veroyatnost_i_statistika_10_klass.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
г.о.Истра Московской области
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №__5 от_26.06.2023__ Т.Н.Щавинская Я.В.Шулепова
Руководитель ШМО _______________ ______________
_________Т.П.Чернова Приказ № _104_ от ___30.06.2023____
Рабочая программа по курсу
« Вероятность и статистика »
для 10 класса
Составитель: учитель математики
Чернова Татьяна Павловна
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования . Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся .
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» . В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе . Именно на решение этой задачи нацелена примерная рабочая программа базового уровня
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового уровня основной школы . Курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и про цессов . При изучении курса обогащаются представления учащихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естествен нонаучного мировоззрения .
Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса основной школы и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира . В результате у обучающихся должно сформироваться представление о наиболее употребительных и об щих математических моделях, используемых для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик массовых явлений и процессов в обществе .
В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии:
«Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел» .
Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерыв ными аналогами показательным и нормальным распределениями .
Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также эта линия необходима как база для изучения закона больших чисел — фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую формализацию . Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма .
Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций . Основное внимание уделяется показательному и нормальному рас пределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов .
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю в течение года обучения, всего 34 учебных часа .
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | ТЕМА | Количество часов |
1 | Представление данных и описательная статистика | 4 |
2 | Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами | 3 |
3 | Операции над событиями, сложение вероятностей | 3 |
4 | Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий | 6 |
5 | Элементы комбинаторики | 4 |
6 | Серии последовательных испытаний | 3 |
7 | Случайные величины и распределения | 6 |
8 | Обобщение и систематизация знаний | 6 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета характеризуются:
Гражданское воспитание:
сформированностью гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр .), умением взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и на значением .
Патриотическое воспитание:
сформированностью российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики .
Духовно-нравственного воспитания:
осознанием духовных ценностей российского народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием личного вклада в по строение устойчивого будущего .
Эстетическое воспитание:
эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам различных видов искусства .
Физическое воспитание:
сформированностью умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью .
Трудовое воспитание:
готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью и способностью к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; готовностью к активному участию в решении практических задач математической направленности .
Экологическое воспитание:
сформированностью экологической культуры, пониманием влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды .
Ценности научного познания:
сформированностью мировоззрения, соответствующего со временному уровню развития науки и общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными регулятивными действиями.
- Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией) .
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятия ми; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать не сколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) .
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы двигать предположения о его развитии в новых условиях .
Работа с информацией:
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;
- выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;
- оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
- Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории .
Сотрудничество:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения не скольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия .
- Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности .
Самоорганизация:
- составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации .
Самоконтроль:
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретён ному опыту .
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 10—11 классах ориентированы на достижение уровня математической грамотности, необходимого для успешного решения задач и проблем в реальной жизни и создание условий для их общекультурного развития .
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне среднего общего образования должно обеспечи вать достижение следующих предметных образовательных результатов:
- Читать и строить таблицы и диаграммы .
- Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных .
- Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах .
- Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач .
- Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить вероятности с помощью правила ум ножения, с помощью дерева случайного опыта .
- Применять комбинаторное правило умножения при решении задач .
- Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха; находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли .
- Оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА | Дата проведения |
Представление данных и описательная статистика (4 часа) | ||
1 | Представление качественных и количественных данных | 1 нед |
2 | Медиана.Среднееарифметическое. | 2 нед |
3 | Наименьшее и наибольшее значение . | 3 нед |
4 | Размах | 4 нед |
Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами ( 3часа ) | ||
5 | Случайные события и случайные эксперименты | 5 нед |
6 | Вероятности и частота событий | 6 нед |
7 | Монета и игральная кость в теории вероятности | 7 нед |
перации над событиями, сложение вероятностей ( 3 часа) | ||
8 | Противоположные события. Диаграммы Эйлера | 8 нед |
9 | Обьединение и пересечение событий | 9 нед |
10 | Формула сложения вероятностей | 10 нед |
Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий (6 часов) | ||
11 | Условная вероятность. Правило умножения. | 11 нед |
12 | Дерево случайного опыта | 12 нед |
13 | Независимые события | 13 нед |
14 | Формула полной вероятности | 14 нед |
15 | Решение задач | 15 нед |
16 | Решение задач | 16 нед |
Элементы комбинаторики (4 часа) | ||
17 | Комбинаторно правило умножения | 17 нед |
18 | Перестановки.Факториал. | 18 нед |
19 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | 19 нед |
20 | Число сочетаний. | 20 нед |
Серии последовательных испытаний (3 часа) | ||
21 | Успех и неудача. Испытания до первого успеха | 21 нед |
22 | Серия испытаний Бернули | 22 нед |
23 | Число успехов в испытаниях Бернули | 23 нед |
Случайные величины и распределения(6 часов) | ||
24 | Понятие случайной величины. Примеры случайных величин | 24 нед |
25 | Распределение вероятностей случайной величины | 25 нед |
26 | Функция распределения случайной величины | 26 нед |
27 | Мода и медиана. | 27 нед |
28 | Закон распределения Пуассона | 28 нед |
29 | Биномиальный закон распределения | 29 нед |
Обобщение и систематизация знаний (5часов) | ||
30-34 | Повторение пройденного материала | 30-34 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 7 класс 2022-2023 учебный год
Рабочая программа составлена в Конструкторе рабочих программ в соответствии с новыми ФГОС...
Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 8 класс 2022-2023 учебный год
Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по вероятности и статистике 7 класс ID1055295
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по вероятности и статистике 8 класс ID1056383
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа курса "Вероятность и статистика" 7 класс
Рабочая программа по вероятности и статистике для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и совр...
Рабочая программа по вероятности и статистике 8 класс на 2022-2023 год, ФГОС 3
Рабочая программа по вероятности и статистике для учащихся 8 класса разработана на основе ФГОС 3...
Рабочая программа курса " Вероятность и статистика", 7-9 классы
Рабочая программа составлена в соответсвии с требваниями ФГОС...