Решение уравнений.
методическая разработка по математике (6 класс)
Сценарий урока по математике 6 класс.Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- Научить переносить слагаемые из одной части уравнения в другую и применять перенос слагаемых при решении уравнений;
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность.
- Продолжить работу над формированием умения самостоятельно применять изученное правило.
- Способствовать выработке навыков самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_matematike_na_temu_reshenie_uravneniy_6_klass.docx | 43.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 604Пушкинского района Санкт-Петербурга
Сценарий урока по математике в 6 классе.
Тема урока «Решение уравнений».
Тип урока: открытие новых знаний.
Автор разработки: учитель математики
Кузьмина Т.А.
Санкт-Петербург
2018 год
Цели урока:
Образовательные:
- Научить переносить слагаемые из одной части уравнения в другую и применять перенос слагаемых при решении уравнений;
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность.
- Продолжить работу над формированием умения самостоятельно применять изученное правило.
- Способствовать выработке навыков самостоятельной работы.
- Задачи урока:
Познавательные УУД:
- повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать с ними понятие и способы решения уравнения, которые известные учащимся с начальной школы и 5 класса
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
- в течение урока развивать у учащихся навык чтения и записи уравнений, проверки верности уравнений, а также развивать умение самостоятельно делать выводы;
- тренировать способность к использованию выведенного алгоритма.
Коммуникативные и личностные УУД:
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Регулятивные УУД:
- содействовать развитию воображения, математической интуиции, памяти, критического мышления, формирование правильной математической речи;
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей.
Принципы обучения: доступность, научность, наглядность, сознательность и творческая активность; развивающий и воспитывающий характер обучения, последовательность и систематичность.
Методы обучения:
словесные – беседа, рассказ;
наглядные – демонстрация презентации;
практические – решение уравнений, самостоятельная работа.
Прогнозируемый результат:
- Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;
- Правило умножения ( деления ) на одно, и то же число, не равного нулю;
- Алгоритм решения уравнений.
Тип урока : урок открытие новых знаний.
Форма урока: беседа
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, школьная доска, интерактивная доска, раздаточный материал для работы, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
Современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации к уроку);
- технология поэтапного формирования знаний;
- технология уровневой дифференциации (за счет вопросов учащимся: придумай, сформулируй, сделай вывод т.д и адресных вопросов более слабоподготовленным учащимся);
- здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока ; организация различных форм деятельности учащихся ,организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).
План урока
- Организационный этап урока.
- Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
- Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
- Первичное усвоение новых знаний.
- Физкультминутка
- Первичное закрепление нового материала.
- Инструктаж по домашнему заданию.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
Организационный этап урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку. Откроем тетради , запишем : число, классная работа.
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Ребята, разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
зачада
гукр
варунение
извененаяст
Ученик: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг- геометрическая фигура, остальные слова не являются названиями геометрических фигур. Связь между оставшимися словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить; уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение.
Учитель: На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.
Загадка:
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый – радикал –
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это …
Ученик: корень.
Учитель: Как называются такие записи?
x+17 = 45
x – 3 = 11
4(2 + x) = 16
24: (x - 7) = 6
Ученик: Уравнения.
Учитель: Ребята, как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься?
Ученик: Решать уравнения.
Учитель: Как сказал Альберт Эйнштейн «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по – моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно ».
Итак, запишем тему сегодняшнего урока: «Решение уравнений».
Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня должны дать ответы?
Цели урока: познакомиться с новыми правилами, позволяющими решать уравнения, учиться применять их при решении уравнений, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.
Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Учитель: Обратим внимание на карту самоконтроля.
Задания | Результаты работы |
Устная работа. (1 балл за каждый верный ответ) | |
Работа у доски(2 балла за каждый верный ответ) | |
Дополнительные баллы ( ответ на вопрос) (1 балл за каждый верный ответ) | |
Работа в парах (1 балл за каждый верный ответ) | |
Самостоятельная работа ( 1балл за каждый верный ответ) | |
Работа в парах (1 балл за каждый верный ответ) | |
Всего баллов: | |
Предварительная оценка: |
Учитель: французский писатель Анатоль Франц заметил: « Что учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя – будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они вам непременно пригодятся, а для начала давайте поработаем устно.
Устная работа.
- Раскройте скобки:
3(x + 6)
-5(2x + 8)
(4x – 6)7
-9(8 – 5x)
-13(5x – 9)
- Упростите выражение:
0,3x – 0,4x + x
2,6x – 5,1y – 0,3y
-7,5x – 2,5y + 4x
4x – 6,4 – 5,6x – 1,9
- Упростите выражение и найдите соответствие.
- 5х(-2у) а) –а – 10
- а+2в – а – 3в б)2t – 1
- 8-4а + 3а – 18 в)-3а + 2
- 4t + 1 – 2t – 2 г) -10ху
- -2а + 5 – 3 – а д) –в
е) 10ху
Остался лишний ответ, составьте такое выражения, чтобы после упрощения получилось 10ху.
- 5х2у.
- Молодцы!
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Какое равенство называют уравнением?
Ученик: Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Учитель: Что значит решить уравнение?
Ученик: Решить уравнение – это значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.
Учитель: Решите уравнение, применив сначала распределительное свойство умножения:
( Один ученик работает у доски)
Ученик: (решает повторяя правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного множителя)
5(x – 3) = 20
5x – 15 = 20
5x = 20 + 15
5x = 35
x = 35 : 5
x = 7
Учитель: Как по-другому можно решить это уравнение?
Ученик: По правилу отыскания неизвестных компонентов (решает повторяя правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного уменьшаемого).
5(x – 3) = 20
x – 3 = 20 : 5
x – 3 = 4
x = 4 + 3
x = 7
Учитель: Как называется найденное число?
Ученик: Корень уравнения.
Учитель: Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
Проверим, является ли число 7 корнем уравнений x – 3 = 4 и 5(x – 3) = 20
Ученик: (выполняет проверку на доске, остальные работают в тетради)
Так как 7 – 3 = 4 и 5(7 – 3) =20, то 7 – корень уравнения.
Учитель: Сравните два уравнения: 5(x – 3) = 20 и x – 3 = 4.
- Как из первого уравнения получить второе?
Ученик: Второе уравнение можно получить, разделив обе части первого уравнения на 5 или умножив на .
Учитель: Мы с вами убедились , что корнем уравнения этих двух уравнений будет одно и тоже число.
- Поэтому корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Учитель: Решите уравнение:
Ученик: ( три ученика работают у доски)
- x + 8 = - 15
Ответ: -23
- x – 3 = - 20
Ответ: -17
- 37 – x = - 5
Ответ: 42.
Учитель: Эти уравнения мы решали с использование зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.
- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел.
Ученик: Нулю.
Учитель: Как можно получить в левой части уравнения только слагаемое с x ?
Ученик: Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части уравнения.
Учитель: Рассмотрим эти уравнения:
- x + 8 = - 15
x + 8 – 8 = -15 – 8
x = - 23
Ответ: -23.
- x – 3 = - 20
x – 3 + 3 = - 20 + 3
x = - 17
Ответ: -17.
- 37 – x = - 5
37 – x - 37 = - 5 – 37
x = 42
Ответ: 42.
Ученик: Слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.
Учитель: Рассмотрим уравнение: 6х = 3х + 9.
- Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с х были только слева.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать?
Ученик: Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить ( - 3х).
Учитель: Имеем:
6х – 3х = 3х + 9 – 3х
6х – 3х = 9
3х = 9
х = 3
Ответ: 3
Учитель: Рассмотрим уравнение:
3х – 19 = 4х – 10
Перенесем слагаемое 4х из правой части уравнения в левую с противоположным знаком и слагаемое (-19) из левой части уравнения в правую с противоположным знаком:
3х – 4х = -10 + 19
-х = 9
-Разделим обе части уравнения на (-1)
х = - 9
Проверка:
3(-9) – 19 = 4(-9) – 10
-36 = -36
Ответ: -9.
- Какой можно сделать вывод?
Ученик: Корни уравнения не изменяются, если какое–нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Учитель: Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой – известные.
Физкультминутка
РАЗ-МЫ ВСТАЛИ
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Первичное закрепление нового материала.
Учитель: Обратимся к разделу «Г» стр. 231.
Ученик: Один ученик читает в слух.
Учитель: Работа с учебником стр. 231, № 1314.
- Какое свойство уравнений мы применили?
Ученик: Корни уравнения не изменяются, если какое–нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Учитель: Прочитайте уравнение.
Ученик: Один ученик читает в слух.
Учитель: Работа с учебником стр. 231, № 1315.
Ученик: Самостоятельная работа.
Учитель: Работа по учебнику. стр. 231, № 1317(а,б).
- Для чего мы умножаем обе части уравнения на одно и то же число?
Ученик: Чтобы избавиться от дробных чисел.
Учитель: Какой наименьший общий знаменатель у дробей и ?
Ученик: 9
Ученик: Умножим обе части уравнения на 9.
х + 3 = х + 5 │∙ 9
7х + 3 = 6х + 45
7х – 6х = 45 – 3
х = 18
Ответ: 18.
Учитель: Какой наименьший общий знаменатель у дробей ;?
Ученик: 12
Учитель: На какое число надо умножить обе части уравнения?
Ученик: Умножим обе части уравнения на 12.
y - y – 3 │∙ 12
8y – 6y + 24 = 3y – 36
8y – 6y – 3y = - 36 – 24
-y = -60 │∙ (-1)
y = 60
Ответ : 60.
Учитель: Составьте алгоритм решения уравнений.
Ученик: Алгоритм.
- Упростить выражение (раскрыть скобки, привести подобные слагаемые).
- Перенести слагаемые, содержащие неизвестное, в одну часть уравнения (обычно в левую), а остальные слагаемые в другую часть уравнения, изменив при этом их знаки на противоположные.
- Привести подобные слагаемые.
- Обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
- Найти корень уравнения.
- Записать ответ.
Учитель: Самостоятельная работа (обучающего характера, с последующей проверкой)
1 вариант. Решите уравнения: №1 3(х-2)=5х+9 ( х = -7,5 )
№2 4(х+8)-2х=3х-21 ( х = 53)
2 вариант. Решите уравнения: №1 4(х+3)=2х-6 ( х = -9)
№2 5(х-3)+4х=6(х-8) ( х = -11)
Инструктаж по домашнему заданию.
Учитель: п.42, № 1333,1334, 1342(а-в).
Рефлексия (подведение итогов урока).
Учитель: У каждого на парте лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов.
Ученик: Уходя с урока ученики бросают в почтовый ящик круг определенного цвета:
зеленый – все понял и научился применять формулы;
желтый – понял, но затрудняюсь применять;
красный – ничего не понял, нуждаюсь в дополнительной консультации.
Литература:
Математика. 6 класс: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – М. : Мнемозина, 2015.
Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Дидактические материалы по математике : 6 класс: практикум / А.С. Чесноков, К.И. Нешков.- М. : Академкнига, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...