Программа кружка по финансовой грамотности для 8 класса
календарно-тематическое планирование по математике (8 класс)
Кружок разработан на 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzh_po_finansovoy_gramotnosti_v_8_klasse.docx | 58.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 А класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Задачина Людмила Владимировна,
учитель математики
без квалификационной категории
Энгельс, 2022 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В «Финансовая грамотность» - М.: ВАКО, 2018.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг./ Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. – М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018/
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.— М.: ВАКО, 2018.
Данная рабочая программа реализуется как в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Целью программы является формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи курса: способствовать формированию активной жизненной позиции, развивать экономический образа мышления, воспитывать ответственное и нравственное поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: рабочая программа реализуется в объёме 35 часов 1 раз в неделю. Срок реализации программы 1 год.
В плане внеурочной деятельности 5 – 9 классов МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени Героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича».
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
- готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
- заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины
Метапредметные результаты:
Регулятивные учебные действия:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Познавательные учебные действия:
- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- владение знанием:
- о структуре денежной массы;
- о структуре доходов населения страны и способах её определения;
- о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
- об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- о возможных нормах сбережения;
- о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
- о видах страхования;
- о видах финансовых рисков;
- о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена;
- о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России;
- умение характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- умение выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
- умение формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п | Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Управление денежными средствами семьи | |||
1 | Деньги: что это такое | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | Практикум | проведение мини-исследований |
3 | Какие бывают источники доходов | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Практикум | проведение мини-исследований |
6 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Практикум | проведение мини-исследований |
7 | Что такое семейный бюджет и как его построить | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
8 | Как оптимизировать семейный бюджет | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
9 | Как оптимизировать семейный бюджет | Практикум | решение практических задач |
Способы повышения семейного благосостояния | |||
10 | Для чего нужны финансовые организации | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
11 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
12 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
13 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | проведение мини-исследований |
14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
15 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | решение практических задач |
Риски в мире денег | |||
16 | Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
17 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
18 | Чем поможет страхование | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
19 | Какие бывают финансовые риски | Практикум | проведение мини-исследований |
20 | Что такое финансовые пирамиды | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
21 | Что такое финансовые пирамиды | Практикум | решение практических задач |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | |||
22 | Что такое банк и чем он может быть полезен | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
23 | Польза и риски банковских карт | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
24 | Что такое бизнес | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
25 | Как создать своё дело | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; |
26 | Что такое валютный рынок и как он устроен | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
27 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
28 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Практикум | разработка индивидуальных или групповых проектов; проведение мини-исследований |
Человек и государство: как они взаимодействуют | |||
30 | Что такое налоги и зачем их платить | Семинар | привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций, обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
31 | Какие налоги мы платим | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; |
32 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
33 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; коллективные и индивидуальные исследования |
34 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | Практикум | решение практических задач, защита проектных работ |
35 | Итоговое занятие | Практикум | решение практических задач |
Тематическое планирование учебного курса
«Финансовая грамотность» 8 а класса
1 час в неделю, 35 часов
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем, блока) | Кол-во часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Использование ЭОР |
Управление денежными средствами семьи | 9 | Ценность научного познания.
| ||
Способы повышения семейного благосостояния | 6 | Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды | ||
Риски в мире денег | 6 | Гражданское и духовно-нравственное воспитание | ||
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 | Трудовое воспитание.
| ||
Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 | Эстетическое воспитание | ||
Итоговое занятие | 1 | Патриотическое воспитание | ||
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Финансовая грамотность» 8 а класса
1 час в неделю, 35 часов
№ урока | Наименование тем уроков | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | ЭОР |
Управление денежными средствами семьи (9ч) | |||||
Инструктаж по технике безопасности. Деньги: что это такое | 1 | 01.09.22 | |||
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | 1 | 08.09.22 | https://zen.yandex.ru/video/watch/602e72c5bc490b6725ad473d?f=video | ||
Какие бывают источники доходов | 1 | 15.09.22 | https://dzen.ru/video/watch/5f5156136e8da535ebd5b6a3?f=video | ||
От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 22.09.22 | |||
Как контролировать семейные расходы | 1 | 29.09.22 | |||
Зачем контролировать семейные расходы | 1 | 06.10.22 | |||
Что такое семейный бюджет | 1 | 13.10.22 | |||
Как построить семейный бюджет | 1 | 20.10.22 | |||
Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 27.10.22 | |||
Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) | |||||
Для чего нужны финансовые организации | 1 | 10.11.22 | |||
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 1 | 17.11.22 | |||
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | 1 | 24.11.22 | |||
Как осуществлять финансовое планирование | 1 | 01.12.22 | |||
Как осуществлять финансовое планирование семьи | 1 | 08.12.22 | |||
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | 15.12.22 | |||
Риски в мире денег (6 ч) | |||||
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 22.12.22 | |||
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | 12.01.23 | |||
Чем поможет страхование | 1 | 19.01.23 | |||
Какие бывают финансовые риски | 1 | 26.01.23 | |||
Что такое финансовые пирамиды | 1 | 02.02.23 | |||
Как не попасть в финансовые пирамиды | 1 | 09.02.23 | |||
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) | |||||
Что такое банк и чем он может быть полезен | 1 | 16.02.23 | |||
Польза и риски банковских карт | 1 | 23.02.23 | |||
Что такое бизнес | 1 | 01.03.23 | |||
Как создать своё дело | 1 | 09.03.23 | |||
Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 16.03.23 | |||
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 23.03.23 | |||
Можно ли размещать сбережения в валюте | 1 | 06.04.23 | |||
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте мнение эксперта | 1 | 13.04.23 | |||
Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) | |||||
Что такое налоги и зачем их платить | 1 | 20.04.23 | |||
Какие налоги мы платим | 1 | 27.04.23 | |||
Что такое пенсия | 1 | 04.05.23 | |||
Как сделать пенсию достойной | 1 | 11.05.23 | |||
Что такое пенсия и как сделать её достойной | 1 | 18.05.23 | |||
Итоговое занятие | 1 | 25.05.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
Финансовая грамотность 10 класс...
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс...
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....
Рабочая программа кружк "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс
Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономи...