МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ
методическая разработка по математике (10 класс)

Церенова Данара Ивановна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Математика" для студентов первого курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_karusel_2023_g_2.docx331.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области «Мытищинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика»

для студентов первого курса

«Математическая карусель»

Преподаватель математики:

                                                                           Церенова Данара Ивановна

Мытищи 2023

Тип. Познавательная игра.

Форма. Соревнование.

Цели урока: создать условия:

- для обобщения знаний, обучающихся по математике;

- для использования на практике навыков математических вычислений;

- для самопознания и саморазвития обучающихся;

- для развития творческих способностей;

- для воспитания сознательного уважения к точным наукам;

- для формирования личностных компетенций студентов (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических, языковых).

Задачи внеклассного мероприятия:

1) стимулировать познавательный интерес обучающихся к дисциплине «Математика»;

2) развивать умственную деятельность, память, умение логически мыслить;

3) научить использовать в жизни простейшие навыки математических вычислений;

4) сделать вывод о необходимости изучения математики;

5) формировать умение работать в команде.

Тип внеклассного мероприятия:

Обобщения и систематизации

Оснащение внеклассного мероприятия:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пакеты заданий для каждой команды, чистые листы и ручки для команд, лист с верными решениями и ответами для жюри

Краткое описание. В качестве участников турнира выступают команды студентов четырёх групп, по 5 человек от каждой, которые должны участвовать в конкурсах. Определение победителей происходит по разработанной балльной системе оценивания работы команд на турнире

1.Организационный момент. Актуализация темы

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники и болельщики!

Сегодня мы проведём математический турнир под названием «Математическая карусель». Математика, пожалуй, самый трудный, но в то же время самый и интересный предмет. (Слайд №1).

Участники турнира, а это команды групп: 13АР,17ИС, 19Б и 115 ПК, готовы сразиться, чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области математики, смекалки, находчивости и каждый из них желает победить!

2 Создание проблемной ситуации.

- Но прежде, чем мы перейдём к самой викторине, скажите в каких случаях нам необходимы знания по математике?

-Правильно, для этого нужно знать разные формулы, теоремы, леммы. Но иногда нужно просто нестандартно мыслить для того, чтобы решить задачу или пример. 

3 Постановка учебной цели

-Как вы думаете, какова цель нашего мероприятия?

Действительно, цель нашего мероприятия -

обобщить знания обучающихся по математике и научиться применять их при решении нестандартных задач.

4 Планирование

Итак, наша игра состоит из 5 этапов, в каждом из которых команды будут зарабатывать баллы за правильные ответы, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Ваши ответы будут оценивать независимое жюри.

Турнир будет проходить следующим образом:  

  1. Представление жюри конкурса.
  2. Представление команд.
  3. Этапы конкурса.
  4. Подведение итогов.

Жюри будет оценивать работу команд следующим образом: в каждом задании за каждый правильный ответ команда будет получать по одному баллу. Так как турнир будет проходить в 5 этапов, то за каждый этап команды получают определённое количество баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов получает диплом за 1,2 и 3 места.

5 Реализация плана

Давайте представим членов жюри (3 человека);

вручаю бланки с ответами. Жюри у нас строгое, но справедливое.

А теперь слово предоставляется командам для приветствия (2 минуты)

                                                                                               (слайд №2, №3)

 Команда…

 Капитан команды-

 Наш девиз…

-Жюри оценивает представление команд, а мы переходим к первому этапу викторины, он называется «Разминка». (Слайд №4). Каждая команда получает конверт с вопросами. На ответы отводится 4 минуты. Затем задания с ответами передаются в жюри.

-Переходим ко второму этапу, он называется «Тёмная лошадка» (Слайд №5). Суть данного этапа заключается в том, что я предлагаю командам вопросы с информацией об одном из великих математиков или историческом событии, вы должны отгадать о ком или о чём идёт речь. Если команда не может дать ответ, другая команда может попытаться заработать дополнительный балл, ответив правильно на вопрос. На обдумывание ответа 1 минута

(слайд №6-№9)

1. Команда….

2. Команда…

3. Команда…

4. Команда…

Пока жюри подводит итоги двух этапов, мы переходим к следующему испытанию – «Весёлая карусель» (Слайд №10). На слайде появляется задание для команд.

1.Конкурс пантомимы (слайд №11)

По 2 человека от каждой команды должны при помощи пантомимы изобразить поговорки, а команда должна назвать поговорку.

2.Конкурс художников – математиков. (слайд №12)

Команды получают задание: нарисовать портрет своей команды, используя только цифры и геометрические фигуры.

Жюри оценивает работу команды по пятибалльной шкале.

3. Конкурс болельщиков (слайд №13)

Пока команды рисуют, мы проведем конкурс с болельщиками. 

На вопросы ведущего болельщики должны отвечать хором.

- Жюри внимательно слушало ответы и подсчитывает баллы. Прежде чем перейти к следующему этапу попросим жюри объявить результаты представления и двух первых этапов «Разминка» и «Тёмная лошадка»

(1 минута).

-Спасибо. Следующий этап называется «Большая игра» (слайд №14). Каждой команде выдаётся лист с заданием. Задания в виде тестов с вариантами ответов. На каждый вопрос только один правильный вариант ответа. На этом этапе вы можете заработать от 0 до 15 баллов. Правильный ответ нужно подчеркнуть.

- Начинается последний этап – «Конкурс капитанов» (слайд №15)

Итак, конкурс капитанов. Как известно, математическая наука любит формулировки четкие и краткие. Поэтому еще в древности возникла необходимость в появлении специальных математических знаков, которые бы помогали сокращать математические записи. Нашим капитанам нужно вспомнить математические эти символы и заполнить таблицу. (Таблица и карточки на отдельных столах для капитанов).

- Предоставляем слово председателю жюри для объявления результатов нашего конкурса и награждения грамотами за 1-3 места.

- Скажите, что вы сегодня нового узнали?

- Чему вы научились?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведение итогов конкурса, поздравление победителей, заключительное слово. (слайд №17)

Ну вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого за участие в конкурсе, за то, что мы с вами умеем радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми. Желаю вам хорошего настроения и удачи! И говорим всем: «До скорых встреч!

Приложение А

Критерии оценивания

Представление команд. Приветствие – от 0 до 5 баллов.

1 этап «Разминка» - от 0 до 10 баллов.

2 этап «Тёмная лошадка» - 0 баллов неверный ответ, 5 баллов правильный ответ

3 этап «Весёлая карусель»- 1 правильный ответ – 1 балл

4 этап «Большая игра» - от 0 до 15 баллов

5 этап «Конкурс капитанов» - 0 баллов неверный ответ, 5 баллов правильный ответ

Приложение Б

Первый этап «Разминка»

Команда

______________________________________________

  1. Как называется результат сложения? (сумма)
  2. Как называется треугольник с равными сторонами? (равносторонний)
  3. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  4. Самая большая хорда в круге? (диаметр)
  5. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (25)
  6. Назовите наибольшее двузначное число (99)
  7. Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла? (нет)
  8. Как одним словом можно назвать сумму длин всех сторон 

  многоугольника? (периметр)

  1. На что похожа половина яблока? (на другую половину)
  2. Назовите наименьшее двухзначное число. (10)

Команда

__________________________________________

  1. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
  2. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (натуральные)
  3. Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя? (неправильная)
  4. Чему равна сумма углов треугольника? (180◦)
  5. Сколько существует цифр? (10)
  6. Назовите наибольшее трехзначное число. (999)
  7. Как называется результат вычитания? (разность)
  8. Может ли угол параллелограмма быть равным 200 градусов? (нет)
  9. Чьим именем названа прямоугольная система координат? (Декарт)
  10. Вычислите (64)

Команда

____________________________________________

  1. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (среда.)
  2. Вычислите:http://infourok.ru/images/doc/236/132080/2/hello_html_m16bbcd3e.gif (25)
  3. Как называются стороны равнобедренного треугольника? (боковая, боковая, основание)
  4. Как называются два луча, выходящие из одной точки? (угол)
  5. Найдите среднее арифметическое чисел 9 и 17? (23)
  6. Может ли в треугольнике быть 2 прямых угла? (нет)
  7. Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
  8. Как называется прямоугольник с равными сторонами? (квадрат)
  9. Чему равен угол в квадрате? (90)
  10. Какое число «разделяет» положительные и отрицательные числа? (0)

Команда

________________________________________________

  1. Сколько будет 1% от 1000 рублей. (10 рублей)
  2. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да)
  3. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? (груша.)
  4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11, кроме февраля)
  5. Чьи штаны во все стороны равны? (Пифагоровы)
  6. Как называется вторая координата точки? (Ордината)
  7. Чему равна площадь параллелограмма? (произведения основания на высоту)
  8. Тройка лошадей пробежала 26 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (26 км.)
  9.  Чему равен угол в квадрате? (900)
  10. Число, стоящее под чертой дроби, называется…. (знаменатель)

Приложение В

Второй этап

«Тёмная лошадка»

Команда

__________________________________

В книге «Метрика» (I в. до н. э.) Герона Александрийского площадь треугольника по трем сторонам определяется по формуле Герона. Кто впервые получил эту формулу?

  • Фалес Милетский
  • Пифагор
  • Архимед
  • Герон Александрийский

Ответ: Архимед - древнегреческий учёный, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены намного позже.

Команда

__________________________________

В какой стране впервые были открыты отрицательные и положительные числа и операции над ними.

  • Индия
  • Китай
  • Франция
  • Германия

Ответ: Китай. Операции с положительными и отрицательными числами содержатся в китайском трактате «Математика в книгах» (5в.д.н.э.), затем они появляются у индусов вместе с правилами действий. В европейской математике отрицательные числа впервые появились в книге «Абака» Леонардо Пизанского, где он интерпретирует их таким же образом. Термины «положительный» и «отрицательный» появились в Европе в 15 веке. Современное обозначение положительных и отрицательных чисел знаками «+» и «-» введено в конце 15 века.

Команда

__________________________________

Прибор, который был создан Лейбницем в 1673 году и использовался при арифметических действиях.

  • Цифромометр
  • Вычмометр
  • Арифмометр
  • Счетомер

Ответ: Арифмометр. Лейбниц изобретает собственную конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской — он умел выполнять умножение, деление и извлечение корней. Предложенные им ступенчатый валик и подвижная каретка легли в основу всех последующих арифмометров.

Команда

__________________________________

Пифагор участвовал в олимпийских играх. В каком виде спорта он участвовал?

  • Бег
  • Прыжки в длину
  • Метание копья
  • Кулачный бой

Ответ: Пифагор был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою. Ученики называли его «учителем во всем». С воспитанниками пифагорейской школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения.

Приложение Г

Третий этап

«Весёлая карусель»

1.Конкурс пантомимы

По 2 человека от каждой команды должны при помощи пантомимы изобразить поговорки, а команда должна назвать поговорку.

1. У семи нянек дитя без глаз.

2. У страха глаза велики.

      3. Одна голова хорошо, а две лучше.

      4. Ученье свет, а не ученье тьма.

2.Конкурс художников – математиков.

Команды получают задание: нарисовать картину из цифр, геометрических фигур и математических символов.

Жюри оценивает работу команды по пятибалльной шкале.

3. Конкурс болельщиков

Пока команды рисуют, мы проведем конкурс с болельщиками. 

Отвечайте хором:

(ведущий задаёт вопросы)

1.Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

2.Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

3.Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

4.Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

5.Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

6.Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

7.У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

8.Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит..(не единица, а 5)

9.На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

10.Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

11.Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре)

Приложение Д

Четвёртый этап

«Большая игра»

1. Какая величина в математике обозначается буквой х

а) хитрая;

б) секретная;       

в) любая;           

г) неизвестная.

2. Какие числа употребляются при счете?

а) природные

б) естественные  

в) натуральные  

г) искусственные

3. Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"

а) высота

б) сторона 

в) медиана

г) биссектриса

 

4.Какими бывают математические неравенства?

а) неточными 

б) нестрогими 

 в) невежливыми

г) невоспитанными

 5. Сколько корней в квадратном уравнении, если дискриминант равен 1?

а) чем больше, тем лучше;             

б) два;                                                                 

в) один;                                   

г) ни одного.

6. У Пети на куртке 3 кармана. Сколькими способами он монет положить в эти карманы 2 одинаковые монеты?                                      

а) 6;                 

б) 3;                  

в) 4;              

г) 2.

7. Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин …"

а) Пирамид

б) Шаров  

в) Колец 

г) Икосаэдров

 8. Какие бывают современные фотоаппараты?

а) цифровые  

б) числовые

в) формульные

г) логарифмические?

9.Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?

а) Сэр Игрек  

б) Мистер ИКС 

в) Лорд Зет

г) Синьор Пи

10. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных величин?

а) русский;                    

б) французский;                        

в) латинский;                     

г) Мумба-Юмба.

11. Вадим участвует в соревнованиях по бегу. В какой- то момент оказалось, что впереди него бежит треть всех участников, сзади – половина, а рядом с ним никого нет. Сколько человек участвуют в забеге?

а) 5;                            

б) 12;                                

в) 6;                                

г)18.

12.Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семён Петрович. Какое отчество Васиной мамы?

а) Ивановна

б) Николаевна

в) Петровна

г) Семёновна

д) Невозможно определить

13. Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?

а) Легион 

б) Когорта

в) Полк

г) Орда

14. Как называют верхний угол футбольных ворот?

а) Десятка  

б) девятка 

в) Шестерка

г) Пятерка

15. Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"

а) Куры не клюют

б) Пруд пруди  

в) Кот наплакал  

г) Ворона накаркала

 Пятый этап.

 Конкурс КАПИТАНОВ

Приложение З

Таблица баллов

Команда

Представление команд

1-й

этап

2-й

этап

3-й

этап

4-й

этап

5-й

этап

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Математическая карусель"

Разработка урока по алгебре по теме: "Математическая карусель"...

Урок – игра для 10-11 классов «Математическая карусель».

Урок-игра «Математическая карусель» разработан для учащихся 1-2 курса начального профессионального образования (10-11 классы общеобразовательных школ). Материал мероприятия включает в себя как задания...

математическая карусель 5 класс

математическая карусель, задания по темам: натуральные числа, углы и многоугольники.так же прилагаются ответы к заданиям...

Математическая карусель.

К этому виду игр относится одна игра, которая так и называется «Математическая карусель». Отнести ее к другим играм довольно таки сложно, так как она имеет отличительные от всех, свойственные только е...

Интерактивная игра "Математическая карусель"

Интерактивная игра "Математическая карусель" - внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов....