Краеведческая проектно-исследовательская деятельность обучающихся в учебном процессе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В жизни современной школы краеведение приобретает все большее значение, и это закономерно. Пройдут времена, будут меняться приоритеты, вкусы, а привязанность человека к родной земле останется вечной ценностью. Краеведение дает огромные возможности для творческой работы личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_uch.protsesse.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческая проектно-исследовательская деятельность обучающихся в учебном процессе
Раднаева Светлана Бадмаевна, учитель математики
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к тому месту, где ты родился и вырос. В настоящее время особенно актуальна задача воспитания образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Знания о своей малой родине позволяют сформировать у детей чувство патриотизма, чувство любви к своему краю, к своему народу. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
В жизни современной школы краеведение приобретает все большее значение, и это закономерно. Пройдут времена, будут меняться приоритеты, вкусы, а привязанность человека к родной земле останется вечной ценностью. Краеведение дает огромные возможности для творческой работы, как целого коллектива, так и отдельной личности.
Из опыта работы по данной теме хочется представить интересные и значимые проекты педагогической деятельности, (направленные на формирование духовных ценностей, нравственных ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента).
За последние годы тематика научных исследований школьников была разнообразной, а некоторые авторы работ стали победителями и призёрами, участниками мероприятий различного уровня: научно-практической конференции «Шаг в будущее», конкурса научно-исследовательских работ «Баргузинский район: от исследования к тексту», Республиканской конференции «Моей республике – 90 лет», Республиканской историко-краеведческой конференции, Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», Региональной конференции Всероссийского конкурса юношеских и исследовательских работ им. В.И.Вернадского.
«Математическая культура бурят», 2009г. В этой работе автор исследовал и проанализировал ведение счета, торговли, землемерных работ; числовую символику в традиционной культуре баргузинских бурят.
Результат: свидетельство участника районной краеведческой конференции «Летопись родного края»; сертификат участника I Международного конкурса исследовательски работ учащихся «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию», 2009 г.
«Воин, учитель и труженик» , 2013г. В ней ученица изучила жизненный путь нашего земляка, ветерана ВОВ, учителя Борогольской начальной школы Ныкешкина Бадмы Балдаевича.
Результат: свидетельство участника Республиканской научной конференции «Моей республике – 90 лет», публикация в сборнике.
«По следам фронтового письма», 2015г.
В ходе исследования солдатского треугольника 1943г. мы выяснили автора письма, уроженца с.Ярикто Доржиева Хубулея Добрецкиновича, написанное, как оказалось, родной сестре Сэсэг. В своем письме он передавал привет от земляка Раднаева Базара, который оказался родом из Баянгола (сын узнал подпись отца по его почерку) и вместе с ним обучался в Туркестанском военном училище в г.Кушка.
Результат: 2 место на районном и 3 место (Диплом III cтепени) на республиканском этапах научно-практической конференции «Шаг в будущее»; 1 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа» регионального проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии: Мой район в годы Великой Отечественной войны»; сертификат участника заочного этапа X Открытой Международной научно-исследовательской молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия».
«От колхозного бухгалтера до доктора наук», 2016г. В этой работе идет рассказ о судьбе Бадмаева Бориса Цыреновича, нашего земляка из с.Баянгол, сыне малограмотного крестьянина-бурята, колхозном счетоводе, который стал полковником Советской Армии, автором научных книг, доктором психологических наук (первым из Бурятии), благодаря таким личностным качествам, как упорство, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в учебе.
«История переселения моей семьи в Баргузин», 2017г.
В ходе работы ученица узнала об истории переселения (в 1942г.) в село Борогол своей прабабушки Бибикамал с сыновьями, одним из которых был её дедушка Карим, об их нелёгкой жизни, о традиции и обычаях татарского народа, описала трудовую деятельность бабушки и дедушки. Нужно отметить, что автор выступая на конференции в г.У-Удэ в одной секции, познакомился с правнучкой женщины, татарки, приехавшей в Баргузин вместе с её прабабушкой. Также с большим удовольствием хочу поделиться тем, что недавно ученица призналась, что ей понравилось заниматься исследовательской работой, и если бы она не поступила после окончания 9 класса, то обязательно продолжила бы данную работу.
Результат: 2 место на Республиканской историко-краеведческой конференции, посвященной памяти Малхановой И.Н., учителя истории и обществознания МАОУ Иволгинская СОШ, 1 место на районном и 4 место (Диплом ) на республиканском этапах научно-практической конференции «Шаг в будущее»; сертификат участника VIII Регионального тура XXV Всероссийского конкурса юношеских и исследовательских работ им. В.И.Вернадского; Поощрительная грамота участника Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век».
Необходимо отметить, что последние три работы награждены Грамотами в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа» районного конкурса научно-исследовательских работ «Баргузинский район: от исследования к тексту» .
Школьное краеведение включает в себя не только приобретение готовых знаний на уроках или из учебных пособий, но и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность. Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и мыслить творчески.
Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. Учащиеся 5-6 классов с удовольствием решают такие задачи, что способствует расширению кругозора и представлений о конкретных фактах, связанных с историей и географией родного края. Доказательством тому служит составленный нами сборник «Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике», 2019 г.,
(Результат: удостоен Дипломов II степени в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок по этнокультурному образованию, в Международном Байкальском фестивале педагогического мастерства «Новое образование-2019».)
В 5-6 классах еще присутствует сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, поэтому детям очень нравится ощутить себя в роли учителя. Именно поэтому эффективным является привлечение учащихся к составлению математических задач о родном крае. Важной составляющей данного задания является то, что ребенок не просто должен придумать задачу, а составить задачу, используя реальные факты, подготовить решение задачи, разобраться с оформлением и подготовить объяснение данной задачи для одноклассников. Так, в 2021г. учащимися 5 класса был составлен задачник по математике «Родное село в задачах и цифрах».
(Результат: собранный материал был представлен на районной научной конференции «Первые шаги в науку» и отмечен Дипломом I степени.)
В прошлом году учащимися велась исследовательская работа по теме «История школ нашего поселения», были изучены материалы по истории Хилганайской и Борогольской школ, восстановлены годы руководства директоров и списки учителей. В ходе работы были собраны фотографии и воспоминания, которые были оформлены в виде презентаций.
(Результат: данная работа была представлена на районной конференции «Шаг в будущее», на XII Региональной конференции XXIX Всероссийского конкурса юношеских и исследовательских работ им. В.И.Вернадского.)
В ходе исследований учащиеся приобретают новые знания об эпохе 40-90-х годов XX века, ученики строят новые отношения, работая в группах, общаясь со своими родителями, жителями села; овладевают умениями поиска информации, её оформления, представления, защиты своей работы, интервьюирования, беседы, дискуссии, общения с большими группами детей и взрослых. Проект позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, привлекает к мотивированной проектно-исследовательской деятельности, активной познавательной самостоятельной деятельности.
Краеведческая проектно-исследовательская деятельность доступна детям, позволяет использовать значительный арсенал методов исследования, получать новые знания, позволяет лучше понимать историю страны, делает её события личностно значимыми, что служит духовно-нравственному воспитанию учащихся, формированию личности человека и гражданина своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...
Планирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе
Строить сегодняшнее и завтрашнее обучение школьников на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.В современной педагогике чрезвычайное внимание уделяется развитию природной поисково...
Методическая разработка туристко-краеведческой деятельности в учебном процессе и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях
Предлагаемая методическая разработка – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческог...
Метапредметный потенциал историко-краеведческой проектно-исследовательской деятельности
Исследовательская работа посвящена изучению возможностей проектно-исследовательской деятельности школьников, способов их привлечения к работе высокого уровня сложности и самостоятельности, а также воз...
Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Краткий анализ практической деятельности....
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...