Степень числа Конспект урока по математике в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тип урока: Освоение новых знаний.
Основные цели:
1) вывести правило порядка действий в выражениях, содержащих степени;
2) сформировать способность к его практическому использованию;
3) тренировать способность к чтению и записи выражений со степенями.
Планируемые результаты:
Предметные: научится использовать правило порядка действий в выражениях, содержащих степени. Читать и записывать выражения со степенями.
Получит возможность анализировать, осмысливать, извлекать необходимую информацию.
Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные: Научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Получит возможность формулировать проблемы при решении учебных задач.
Оборудование, демонстрационный материал:
Проектор, экран или интерактивная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepen_chisla.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №6 г. Ноябрьска
Степень числа
Конспект урока по математике в 5 классе
Запивахина Светлана Владимировна,
учитель математики
первой категории
г.Ноябрьск, 2022 год
Степень числа.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Основные цели:
1) вывести правило порядка действий в выражениях, содержащих степени;
2) сформировать способность к его практическому использованию;
3) тренировать способность к чтению и записи выражений со степенями.
Планируемые результаты:
Предметные: научится использовать правило порядка действий в выражениях, содержащих степени. Читать и записывать выражения со степенями.
Получит возможность анализировать, осмысливать, извлекать необходимую информацию.
Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные: Научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Получит возможность формулировать проблемы при решении учебных задач.
Оборудование, демонстрационный материал:
Проектор, экран или интерактивная доска.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем изучать степень числа.
– Доброе утро, ребята!
– Что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках?
(Мы узнали, что такое степень числа, как найти степень любого числа.)
– Сегодня мы продолжим работать со степенью числа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация;
2) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: нахождение значения выражения, содержащего степени.
1.Найдите значения выражений и расставьте полученные результаты в порядке возрастания.
24 · 3 26 + 16 491 – 479 370 – 268
– (12, 42, 72, 102.)
– Что интересного вы можете сказать об этом ряде чисел?
(Все числа кратны 2, последняя цифра у всех чисел 2,…)
– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа.
(12, 42, 72, 102, 132, 162, 192.)
2. Назовите трехзначное число из данного ряда, сумма цифр которого равна 9. (162.)
– Запишите число 162 в виде произведения простых множиелей. (162 = 2 ⋅ 3 ⋅ 3 ⋅ 3)
– Как можно записать короче, используя понятие степени? (162 = 2 ⋅ 34.)
– Прочитайте полученное выражение. (Произведение числа 2 и четвертой степени числа 3.)
– Сделайте вывод по поводу выполнения действий в данном выражении. (Сначала определяем значение степени, а затем находим произведение.)
3. Найдите значение выражения:
(5 · 23 – 36)2 + 81 : 32 .
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значение числового выражения.)
– В чём особенность этого числового выражения от выражений, значения которых мы искали раньше? (В выражениях есть степени.)
– В чём может быть затруднение? (Определить порядок действий.)
– Какая же цель нашего урока? (Определить порядок действий в выражениях, содержащих степень.)
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.
– Какие идеи есть? (Чтобы определить порядок действий в выражениях, содержащих степень надо расписать по определению степени, а потом воспользоваться известным правилом расстановки порядка действий.)
– Выполните то, что предложили.
Работу могут выполнять самостоятельно, можно организовать работу в группах.
(5 · 23 – 36)2 + 81 : 32 = (5 ⋅ (2 ⋅ 2 ⋅ 2) – 36) ⋅ (5 ⋅ (2 ⋅ 2 ⋅ 2) – 36) + 81 : (3 ⋅ 3)=25.
– Проанализируйте, каков порядок действий в нашем выражении? (Сначала находим значение степени в скобке, затем значение произведения, значение разности, значение степени результата, получившегося в скобках, значение степени числа 3, значение частного, значение суммы.)
– Почему вы сначала находили значение степени? (По определению степень числа – это произведение одинаковых множителей, а нахождение произведения является действие первой ступени.)
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
№1. Запиши выражение с использованием действия возведения в степень и определи порядок действий в полученном выражении. (у доски проговаривая)
а) 3 ⋅ 3 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 7; б) 8 ⋅ 8 + 4 ⋅ 4 ⋅ 4 – 3 ⋅ 7 ⋅ 7.
Решение:
а) 3 ⋅ 3 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 7 = 32 ⋅ 55 ⋅ 7
Сначала возведём 3 в квадрат, затем 5 в пятую степень, затем найдём произведение первых двух результатов, а затем полученный результат умножим на 7;
б) 8 ⋅ 8 + 4 ⋅ 4 ⋅ 4 – 3 ⋅ 7 ⋅ 7 = 82 + 43 – 3 ⋅ 72
1 действие 82;
2 действие 43;
3 действие 72;
4 действие 3 ⋅ 72
5 действие найти сумму и разность 1, 2 и 4 действия.
№2 Найти значение выражения. (вместе у доски)
а) 4 ⋅ 5 = 20;
б) 4 ⋅ 53 = 4 ⋅ (5 ⋅ 5 ⋅ 5) = 4 ⋅ 125 = 500;
в) (4 ⋅ 5)3 = 203 = 20 ⋅ 20 ⋅ 20 = 8 000;
г) 82 + 32 = 64 + 9 = 73;
д) (8 + 3)2 = 112 = 121;
е) 8 + 32 = 8 + 9 = 17;
ж) 53 – 2 = 125 – 2 = 123;
з) 53 – 23 = 125 – 8 = 117;
и) (5 – 2)3 = 33 = 27.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки.
№ 657
Учащиеся проверяют по образцу, разбираются ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: тренировать навыки чтения выражений со степенями, повторить решение задач
№ 658 (устно) – фронтально
№665(2, 3) – у доски, проговаривая.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
– Что нового вы сегодня узнали? (Как расставить порядок действий в выражении, содержащем степень.)
– Запишите на полях «+» если вы поняли, как расставить порядок действий, в выражениях, содержащих степень и у вас всё получалось на уроке;
«?» если на уроке допускали ошибки.
Домашнее задание
№№ 668 (е-и); 670; 671.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”);
- Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 5класс-М.:Просвещение,2019- основной.
- Учебник: Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс-М.: Ювента, 2020-дополнительный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль рационального числа ( Конспект урока по математике в 6 классе)
разработка урока по математике на тему "Модуль рационального числа" в 6 классе. Это краткосрочное планирование учителей 3 уровня....
План-конспект урока по математике 5 класс "Рациональные числа"
Урок математики в 6 классе "Рациональные числа".Урок объяснения нового материала....
Конспект урока по математике 5 класс "умножение десятичных чисел на натуральное число"
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числаЦель урока:Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число, совершенствовать умение при выполнении действ...
Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".
Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число" ...
Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе...
Конспект урока по математике 6 класс на тему: "Рациональные числа"
Конспект урока по математике 6 класс на тему: "Рациональные числа"...