Научно-исследовательский проект по теме: Математика сердца
проект по математике

Серова Ольга Владимировна

Цель научно-исследовательской работы: рассмотреть возможность

применения математики при первичной самостоятельной диагностике сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_serdtsa.docx137.45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красноборская СШ»

Научно-исследовательский проект по теме:

«Математика сердца»

https://www.forquilhinhanoticias.com.br/wp-content/uploads/2018/05/auditoria-em-saude.jpg

Выполнила:

                          Саясова Дарья,

учащаяся 9 класса,

Руководитель:

Серова Ольга Владимировна,

учитель математики

                                                             

2020 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Строение и работа сердца…………………………………………………….4
  2. Причины возникновения и роста числа сердечно - сосудистых заболеваний………………………………………………………………………5
  3. Математика сердца……………………………………………………………6

3.1. Значение математики в медицине……………………………………….6

3.2. Исследование состояния сердца группы учащихся, регулярно занимающихся спортом, и влияния на сердце физических нагрузок………………………………………………………………………..6

3.2.1. Расчёт максимально допустимого пульса…………………………….7

    3.2.2. Расчёт субмаксимального пульса……………………………….…….8

    3.2.3. Расчёт двойного произведения………………………………….…….8

    3.2.4. Расчёт пульса…………………………………………………………...9

    3.2.5. Исследование нервной регуляции ССС. Расчёт индекса Кердо…...10

    3.2.6. Наблюдения за весом………………………………… ……………..10

Заключение……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………….13

Введение

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Самым главным центром нашей жизни на протяжении веков является сердце. С биологической точки зрения сердце  — феномен поразительный. Оно может пульсировать самостоятельно безо всякой связи с мозгом и делает

10 000 ударов в день и примерно 40 миллионов ударов в год. В зародыше оно начинает формироваться раньше мозга. Ученым до сих пор не известно наверняка, что вызывает это самовозникающее сердцебиение. Сердце  — это пульт управления нашего тела. Оно тесно соединяет нас с опытом нашей жизни. До последнего времени к этому типу теорий относилась медицина.

Но уже в течение ряда лет врачи занимаются исследованиями по диагностики сердечных заболеваний. Сотрудники института сердечных заболеваний проводят анализ состояния каждого больного с поразительной логической скрупулезностью, свойственной до последнего времени лишь математическим исследованиям.

          Математика и математический стиль мышления может принести большую пользу в области медицины и здоровья.

Цель научно-исследовательской работы: рассмотреть возможность

применения математики при первичной самостоятельной диагностике сердца.

        

Задачи:

  • изучить причины возникновения и роста сердечно - сосудистых заболеваний;
  • рассмотреть роль математики в медицине;
  • подобрать математические формулы, используемые в медицине для диагностики сердечно - сосудистых заболеваний;
  • провести исследование состояния сердца группы учащихся, регулярно занимающихся спортом;
  • составить памятку «Как защитить свое сердце».

Актуальность проблемы. Главной функцией сердца является достаточное снабжение кровью всех органов и тканей для доставки кислорода и питательных элементов каждой клетке организма, а также выведение из клеток продуктов их жизнедеятельности.

         Количество случаев заболевания сердца в наше время постоянно увеличивается. Сердце часто страдает от неправильного питания, колебаний давления, психоэмоциональных нагрузок и неправильно рассчитанных физических нагрузок. В настоящий момент смертность от сердечно - сосудистых заболеваний в России составляет 56%. Этот показатель в Европе в среднем в 3,5 раза ниже для мужчин и в 1,5 раза ниже для женщин.

       Внезапная коронарная смерть – смерть от остановки сердца. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет ее как смерть, наступившую мгновенно или в течение 6 часов после начала сердечного приступа.

  1. Строение и работа сердца

   Если, сжав руку в кулак, положить ее в центр груди, а потом совсем чуть-чуть сдвинуть влево, то можно получить представление о размерах и положении сердца. Размер его небольшой, как раз примерно с размер сжатого кулака. Сердце – мышечный орган, который работает на протяжении всей жизни человека.

        Оно перекачивает около 5-6 литров крови в минуту. Этот объем увеличивается, когда человек двигается, физически напрягается, и уменьшается во время отдыха.

        Сердце – это мышечный насос, который обеспечивает движение крови по сосудам. Вместе сердце и сосуды составляют сердечно - сосудистую систему. Она состоит из большого и малого кругов кровообращения.

         Если ритмично сжимать и разжимать кулак, то можно приблизительно представить себе, как сердце работает. Почему же может возникнуть внезапная остановка сердца?

  1. Причины возникновения и роста числа

сердечно - сосудистых заболеваний

        Решающую роль в развитии сердечно - сосудистых заболеваний, как считают врачи, играет образ жизни. Главные причины возникновения и роста числа сердечно - сосудистых заболеваний:

  • курение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • неправильное питание;
  • постоянные стрессы;
  • чрезмерные физические нагрузки (нерациональные, непривычные);
  • или напротив низкая физическая активность;
  • несвоевременное прохождение профилактических осмотров при выявлении первых симптомов заболевания.

        В наших силах постараться еще до появления первых симптомов предупредить его. Каковы первые признаки заболевания сердца:

  • боли в сердце;
  • слабый ускоренный пульс;
  • одышка при незначительных физических нагрузках;
  • вялость;
  •  плохое настроение;
  •  раздражительность;
  • уныние;
  • плохой сон;
  • сердцебиение;
  • преждевременное старение;
  • преждевременное утомление.

  1. Математика сердца
  1. Значение математики в медицине

Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел. А поскольку обработкой числовой информации занимается математика, вот вам и связь между медициной и математикой. Любая наука означает применение математики.

  1. Исследование состояния сердца группы учащихся, регулярно занимающихся спортом, и влияния на сердце физических нагрузок

         Существует проблема тренировки детей. Парадокс в том, что талантливого ребенка загубить проще, чем обыкновенного. Приходит ребенок 10-12 лет на тренировку с нормальным сердцем. Потом начинается период, когда мышцы быстро растут, а сердце не успевает расти. Такой ребёнок может на пульсе 200 бегать часами. Сердце маленькое, оно при этом закисляется, а мышцы не закисляются. В 13 - 16 лет, дистрофия миокарда уже есть, но он чемпион России в легкой атлетике, в лыжных гонках… Ему исполняется 16 - 17 лет, надо идти в сборную команду, а у него сердца нормального нет, всё. Поэтому у нас в легкой атлетике сейчас практически нет бегунов. Они в большинстве своём изуродованные, у них плохие сердца. Что же делать?

Первоначально необходимо проводить исследования сердца, по результатам которых давать соответствующую нагрузку. Тогда не будет никаких проблем, сердце будет сохранено. Объёмы будут наращиваться постепенно, сердце будет догонять мышцы.

Для большинства людей понятия «спортсмен» и «здоровый человек» – синонимы. Однако врачи знают, что у спортсменов относительно высока вероятность внезапной смерти. Виной тому – особенности, которые приобретает сердце в результате долгих и упорных тренировок. У медиков даже есть специальный термин – «спортивное сердце». С одной стороны, спортивное сердце – это полезное приобретение тренированного организма, а с другой стороны – патология.

Профессиональный спорт сегодня молодеет, поэтому и  число внезапных смертей среди спортсменов растёт.

Необходимо обратить внимание родителей, тренеров и самих учащихся, занимающихся спортом, на данную проблему. Показать ряд способов первичной диагностики состояния сердца.  

        Важно уметь хотя бы приблизительно оценивать свои физические возможности. Этим мы сейчас и займемся.

        Для определения физической работоспособности (и соответственно, определения оптимальных для данного человека физических нагрузок)

существуют различные способы, от самых простых и приблизительных до

высокоточных, но сложных и требующих наличия специальной аппаратуры.   Самым простым способом дозирования нагрузок является определение максимального и субмаксимального пульса.

Для исследования была выбрана группа учащихся школы (5 человек), регулярно занимающихся  спортом.

3.2.1. Расчёт максимально допустимого пульса

Максимально допустимый пульс - частота пульса, которая соответствует той работе сердца, при которой достигается максимально возможное потребление кислорода работающими мышцами.

Существует известная упрощенная математическая формула:

МП = 220 – В, где МП – максимальный пульс, В – возраст.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс (МП)

Баранов Ю.

16 лет

220-16=204

Сибирин С.

15 лет

220-15=205

Горбунов Н.

15 лет

220-15=205

Перевозова А.

13 лет

220-13=207

Кауш В.

13 лет

220-13=207

3.2.2. Расчёт субмаксимального пульса

Субмаксимальный пульс рассчитывается как 75% или 85% от максимального.

СП = 0,75 х МП (для людей, имеющих проблемы с сердцем),

СП = 0,85 х МП (для людей тренированных и практически здоровых).

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс

Субмаксимальный пульс (СП)

Баранов Ю.

16 лет

204

0,85х204=173

Сибирин С.

15 лет

205

0,85х205=174

Горбунов Н.

15 лет

205

0,85х205=174

Перевозова А.

13 лет

207

0,85х207=176

Кауш В.

13 лет

207

0,85х207=176

   

         Таким образом, максимальный эффект для здоровья мы получаем при нагрузке, соответствующей субмаксимальному пульсу.

То есть нагрузка должна давать пульс, не превышающий субмаксимальный уровень и уж тем более не приближаться к максимально допустимому уровню. В противном случае, наносится большой вред здоровью, а возможна и внезапная смерть.

3.2.3. Расчёт двойного произведения

Для выявления индивидуальной переносимости нагрузок существует еще один метод определения физической работоспособности.

Двойное произведение: ДП= П х САД : 100, где

ДП - это двойное произведение, П - частота пульса в 1 мин,

САД - величина систолического артериального давления.

Для здорового человека ДП должен быть при субмаксимальной нагрузке в пределах  250-330. Мы рассчитали двойное произведение для нашей группы.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

САД

ДП

Баранов Ю.

16 лет

173

164/92

173х164:100=283,72 здоров

Сибирин С.

15 лет

174

160/85

174х160:100=278,4 здоров

Горбунов Н.

15 лет

174

153/82

174х153:100=266,22 здоров

Перевозова А.

13 лет

176

149/78

176х149:100=262,24 здорова

Кауш В.

13 лет

176

144/64

176х144:100=253,44 здорова

3.2.4. Расчёт пульса

  Этот способ доступен в любых условиях. Общий принцип таков: подсчитать пульс до нагрузки; дать определенную нагрузку в течении 3-х минут (20 приседаний); подсчитать пульс сразу после нагрузки. Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного, то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

до нагрузки в мин.

Пульс

после нагрузки

Прирост %

Выводы

Баранов Ю.

16 лет

82

114

(114-82)х100:82=38

нагрузка малая

Сибирин С.

15 лет

76

106

(106-76)х100:76=39

нагрузка малая

Горбунов Н.

15 лет

78

105

(105-78)х100:78=35

нагрузка малая

Перевозова А.

13 лет

70

100

(100-70)х100:70=43

нагрузка малая

Кауш В.

13 лет

75

109

(109-75)х100:75=45

нагрузка малая

     

         То есть, если 20 приседаний вызывают минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой нецелесообразно. И наоборот, если пульс учащается, чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка высоковата.

3.2.5. Исследование нервной регуляции ССС. Расчёт индекса Кердо

Минимальное давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:  

ВИ = (1 − ДАД / П) × 100,  где ДАД  дисталическое артериальное давление, П  частота пульса. Показатель нормы: от -10 до +10%.

       

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс в мин

ДАД

ВИ

Вывод

Баранов Ю.

16 лет

82

121/82

0

Нет нарушений нервной регуляции ССС

Сибирин С.

15 лет

76

123/75

1,3

Нет нарушений нервной регуляции ССС

Горбунов Н.

15 лет

78

119/80

-2,6

Нет нарушений нервной регуляции ССС

Перевозова А.

13 лет

70

110/72

-2,9

Нет нарушений нервной регуляции ССС

Кауш В.

13 лет

75

122/73

2,7

Нет нарушений нервной регуляции ССС

3.2.6. Наблюдения за весом

       Следить за весом тела так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Излишний вес тела является одним из признаков возможного наличия сердечно - сосудистых заболеваний. Для изучения веса мы использовали индекс Брока.  

НВ = Р – 100 (до 165 см роста);

НВ = Р – 105 (от 165-175 см роста);

НВ = Р – 110 (при росте выше 175 см),

где НВ – нормальный вес тела; Р – рост.

Ф.И.

обследуемого

Рост

 (см)

Вес

(кг)

НВ

ИБ

Вывод

Баранов Ю.

182

66

72

1,1

норма

Сибирин С.

170

61

65

1,1

норма  

Горбунов Н.

176

63

66

1,1

норма  

Перевозова А.

162

55

62

1,1

норма  

Кауш В.

159

52

59

1,1

норма  

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями,

ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

                                                         Заключение

Подведем итоги научно-исследовательской работы. Поскольку математика представляет по своей природе всеобщее и абстрактное знание, она в принципе может и должна использоваться во всех отраслях науки. Математику можно отнести к всеобщим наукам.

В своей работе я показала, как можно использовать, имеющиеся у школьника математические знания, для самостоятельной диагностики возможного наличия сердечно - сосудистых заболеваний и в процессе регулярных занятий физической культурой.

Математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях. Необходимо всем почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для любого рода деятельности и для поддержания своего здоровья, так и для жизни всего человеческого общества.

Список использованной литературы

  1. Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Канд. дис. Казань, 1971.
  2. Абзалов Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Докт. дис. Казань, 1987.
  3. Абросимова Л.И. Характеристика состояния сердечно-сосудистой системы подростков в процессе развития тренированности к физическим нагрузкам //Гигиена детей и подростков. М., 1974.
  4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981. – 176 с.

5. Гайс И.А. Учитесь ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

6. Гилмор Г. Бег ради жизни. – М, «Физкультура и спорт»,1969.

7. Климов А.Н., Липовецкий Б.М.. Быть или не быть инфаркту. – М,

«Медицина»,1 981.

8. Тупицын И.О. Периферическое кровообращение у детей и подростков //Возрастные особенности физиологических систем детей. М., 1981 .

9. Решетников Г.С. Вам за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

10. Чазов Е.И. Сердце и ХХ век. – М, «Педагогика», 1982.

11. Шаталова Г.С. Философия здоровья. – М, 1997.

Приложение 1

Памятка «Как защитить свое сердце»

          Человек не может изменить свою наследственность, свой возраст и пол. Но в руках любого человека очень многое! Каждый  может отказаться от вредных привычек, выработать полезные навыки и по своему усмотрению выбрать тот стиль жизни, который поможет сердцу оставаться здоровым. Лучшая профилактика сердечно - сосудистых заболеваний — образ жизни.                Основные рекомендации:

1.        Следите за своим питанием.

2.        Будьте физически активны, гуляйте минимум 30 минут в день.

3.        Избегайте стрессов.

4.        Регулярно проходите медицинское обследование, особо уделяя внимание состоянию сердца.

5.        Разумно организуйте физические упражнения и помните, что выполняя физические упражнения, вы тренируете свое сердце, но любая тренировка должна проходить под постоянным контролем измерения тренируемых функций. Постепенность - главное условие сохранения здоровья при высоких нагрузках.

6.        Не курите сами и избегайте мест, где курят другие и вы увеличите продолжительность своей жизни примерно на 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Научно-исследовательская работа учащихся по теме: "Бишофит - старый новый антигололедный реагент"

Проведена   экспериментальная оценка   эффективности    и последствий применения бишофита   в сравнении с  другими  антигололедными...

Научно – исследовательская работа учащихся по теме: «Загадочная медь»

В работе выполнен анализ    различий  в  описании свойств  меди в учебной литературе для вузов и средней общеобразовательной школы,  проведена  их экспери...

Научно – исследовательская работа учащихся по теме: «Очистка поверхности медного сплава»

В работе рассмотрены проблемы  изменения поверхности медных сплавов при контакте с атмосферой. Изучен состав загрязнений   и способы  очистки поверхности  мельхиора. Предложе...

Презентация научно – исследовательской работы учащихся по теме: «Очистка поверхности медного сплава»

В работе рассмотрены проблемы изменения поверхности медных сплавов при контакте с атмосферой. Изучен состав загрязнений и способы очистки поверхности мельхиора. Предложено объяснение протекающих при э...

Проект на тему: «Математика волшебного кубика»

Проект на тему: «Математика волшебного кубика»...

Исследовательский проект по теме: «Математика в моем доме»

Да, необходимость математики  в мире не оспорить. А   в домашнем хозяйстве может можно обойтись без математики...