Научно – исследовательская работа учащихся по теме: «Загадочная медь»
проект по химии (9, 10, 11 класс) по теме
В работе выполнен анализ различий в описании свойств меди в учебной литературе для вузов и средней общеобразовательной школы, проведена их экспериментальная проверка и создан демонстрационный материал для уроков химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cu_proekt.doc | 779.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ЗАГАДОЧНАЯ МЕДЬ»
Авторы: Александрова Виктория Сергеевна
Ветров Артем Дмитриевич
Руководитель работы:
Заичко Галина Николаевна,
учитель химии, к.т.н.
Содержание
Введение 3
1. Литературный обзор 4
1.1. Металлическая медь 4
1.2. Соединения меди 5
2. Экспериментальная часть 14
2.1. Получение реактивов 14
2.2. Опыты с металлической медью 18
2.3.Изучение амфотерных свойств оксида меди(I) 26
2.4.Изучение амфотерных свойств оксида меди(II) 27
2.5.Изучение амфотерных свойств гидроксида меди(II) 28
Выводы 30
Литература 31
Приложения 32
Введение
Медь - один из семи металлов, известных с глубокой древности. Общее содержание меди в земной коре сравнительно невелико (0,01 вес %), однако она чаще, чем другие металлы, встречается в самородном состоянии, причём самородки меди достигают значительной величины. Этим, а также сравнительной лёгкостью обработки меди объясняется то, что она ранее других металлов была использована человеком. Переходный период от каменного к бронзовому веку (4 - 3-е тысячелетие до н.э.) назывался медным веком - халколитом (от греческого chalkos - медь и lithos - камень) или энеолитом (от латинского aeneus - медный и греческого lithos - камень). В этот период появлились медные орудия. Известно, что при возведении пирамиды Хеопса использовались медные инструменты.
Таким образом, медь является металлом, который изменил жизнь человека еще в далекой древности.
В школьном курсе химии [8, 9] мы получаем представление о свойствах меди и ее соединений. Однако при более глубоком знакомстве с учебной и научной литературой [1-3, 6, 7] очевидно несовпадение этих свойств с нашими «школьными» представлениями.
Цель данной работы: изучение состояния проблемы и ее актуализация.
В работе решаются следующие задачи:
- изучение литературы, посвященной меди и ее соединениям;
- выявление особых (новых для нас) свойств меди и ее соединений;
- экспериментальная проверка этих свойств и их объяснение;
- создание учебного демонстрационного материала на основе полученных знаний.
1. Литературный обзор
1.1. Металлическая медь
Чистая медь - ковкий и мягкий металл красноватого, в изломе розового цвета, местами с бурой и пестрой побежалостью, тяжелый (плотность
8,93 г/см3) , отличный проводник тепла и электричества, уступающий в этом отношении только серебру (температура плавления 1083 oC). Медь легко вытягивается в проволоку и прокатывается в тонкие листы, но сравнительно мало активна. В сухом воздухе медь почти не окисляется, так как образующаяся на её поверхности тончайшая плёнка оксидов придаёт меди более тёмный цвет и также служит хорошей защитой от дальнейшего окисления. В присутствии влаги и диоксида углерода поверхность меди покрывается патиной - зеленоватой пленкой основного карбоната (CuOH)2CO3, ядовитого вещества.
При нагревании на воздухе в интервале температур 200 - 375 oC медь окисляется до чёрного оксида меди(II) CuO. При более высоких температурах на её поверхности образуется двухслойная окалина: поверхностный слой представляет собой оксид меди(II) , а внутренний - красный оксид меди(I) - Cu2O.
С некоторыми веществами медь достаточно легко вступает в реакции: уже при комнатной температуре с галогенами, например с влажным хлором, образует хлорид CuCl2, при нагревании с серой образует сульфид Cu2S, реагирует с селеном. Но с водородом, углеродом и азотом медь не взаимодействует даже при высоких температурах.
Из школьной учебной литературы известно, что медь в электрохимическом ряду напряжений металлов занимает место после водорода, поэтому не вытесняет его из кислот, а более активные металлы –
из растворов их солей. А это значит, что галогеноводородные и разбавленная серная кислоты не должны взаимодействовать с медью. Невозможно также получить алюминий из раствора его хлорида с помощью меди.
Однако анализ учебной литературы [1-3] по общей и неорганической химии для высшей школы показал следующее. При проведении опытов в контакте с воздухом медь растворяется в соляной и серной кислотах с образованием соответствующих солей: CuCl2 и CuSО4. В присутствии аммиака происходит взаимодействие меди с водой. Медь взаимодействует с раствором соли хлорида железа(III). Последняя химическая реакция используется в радиотехнике для травления плат.
О значении меди для людей и ее применении см. в Приложении 1.
1.2. Соединения меди
Медь образует множество соединений, в т.ч. входит в состав почти 170 минералов. Для промышленности особенно важны 17 минералов, в том числе: борнит (пестрая медная руда - Cu5FeS4), халькопирит (медный колчедан - CuFeS2), халькозин (медный блеск - Cu2S), ковеллин (CuS), малахит (Cu2(OH)2CO3).
1.2.1. Соединения меди Cu(I)
1.2.1.1. Оксид меди(I) Cu2O
Оксид меди(I) или закись меди Cu2O, как и другие соединения
меди(I) менее устойчивы, чем соединения меди(II). Оксид меди(I) в природе встречается в виде минерала куприта. Он образуется при нагревании до 1100 °С оксида меди(II):
4CuO = 2Cu2O + O2
Кроме того, Cu2O может быть получен в виде красного осадка в результате нагревания раствора соли меди(II) и щелочи в присутствии сильного восстановителя, например альдегида:
t
2CuSO4 + C6H12O6 + 4NaOH = Cu2O + C6H12O7 + 2Na2SO4 + 2H2O
В воде Cu2O не растворяется и не реагирует с ней. Имеет слабовыраженные амфотерные свойства с преобладанием основных.
Кислотная природа Cu2O проявляется при взаимодействии со щелочами. При этом образуются гидроксокомплексы - куприты:
Cu2O + 2NaOH + H2O = 2Na[Cu(OH)2]
Эти соединения очень токсичны.
В водных растворах аммиака образует гидроксид диамминмеди(I):
Cu2O + 4NH3 + H2O = 2[Cu(NH3)2]OH
С соляной кислотой Cu2O взаимодействует с образованием дихлорокупрата(I) водорода:
Cu2O + 4HCl = 2H[CuCl2] + H2O
С бромоводородом и йодоводородом образует соли меди(I):
Cu2O + 2HBr = 2CuBr + H2O
Cu2O + 2HI = 2CuI + H2O
В разбавленной серной кислоте диспропорционирует, образуя сульфат меди(II) и металлическую медь:
Cu2O + H2SO4 = Cu + CuSO4 + H2O
Восстанавливается водородом, угарным газом и активными металлами до металлической меди.
При нагревании окисляется кислородом воздуха:
2Cu2O + O2 = 4CuO
1.2.1.2. Гидроксид меди(I) CuOН
Гидроксид меди(I) СuОН. Желтое соединение. Неустойчив, легко окисляется, мало растворим в воде, растворяется в аммиаке. Есть сведения о
возможности его получения обработкой солей меди(I) щелочью при низкой температуре. Неустойчив, поэтому как индивидуальное соединение не получен. При взаимодействии солей Сu(I) со щелочами при комнатной температуре в растворе образуется гидратированный оксид Сu2О.nН2О, а из раствора выделяется только красный оксид меди(I) Сu2О. Поэтому уравнение реакции можно записать так
2СuNO3 + 2NaOH = Cu2O + 2NaNO3 + H2O
1.2.1.3. Соли меди (I)
Хлорид меди(I) CuCl. Бесцветное твердое вещество. Мало растворим в воде, эфире, ацетоне. Растворяется в аммиаке, хлороводородной кислоте, хлоридах щелочных металлов, пиридине. Устойчив в сухой атмосфере. Окисляется и разлагается на свету и во влажном воздухе. Получается растворением меди или оксида меди(I) в хлороводородной кислоте. Применяется в газовом анализе.
Бромид меди(I) CuBr. Светло-желтые микрокристаллы. Синеет на свету, малорастворим в воде; растворяется в HCl, аммиаке, солях аммония, пиридине, концентрированных растворах хлоридов, бромидов, тиосульфатов щелочных металлов. Получают действием брома или бромоводорода на медь, реакцией оксида меди(I) с бромоводородной кислотой. Применяют как катализатор в органическом синтезе.
Иодид меди(I) CuI. Встречается в природе в виде минерала маршита. Бесцветные или белые кристаллы. Малорастворим в воде, сероуглероде, в растворах хлоридов, бромидов, сульфатов и нитратов щелочных металлов. Растворяется в аммиаке, цианидах. Получается взаимодействием меди с иодом или иодоводородной кислотой, а также обработкой солей меди иодидами щелочных металлов.
Сульфид меди(I) Cu2S. Встречается в природе в виде минерала халькозина. Синие или синевато-черные кристаллы. Малорастворим в
воде, растворяется в концентрированной азотной кислоте. Получается из элементов, прокаливанием оксида меди(II) с серой, восстановлением сульфата меди серой.
Фторид меди(I) CuF. Рубиново-красные кристаллы. Устойчив в сухом воздухе. Малорастворим в воде, фтористом водороде. Получается взаимодействием хлорида меди с фтороводородом или разложением фторида меди (II).
Сульфат меди(I) Cu2SO4. Серый порошок. Устойчив в сухом воздухе на холоду, разлагается под действием влаги. Растворяется в концентрированной хлороводородной кислоте, уксусной кислоте и аммиаке. Получают нагреванием сульфата меди(II) с медью.
1.2.2. Соединения меди Cu(II)
1.2.2.1. Оксид меди(II) CuO
Оксид меди(II) или окись меди CuO - черное вещество, встречающееся в природе (например, в виде минерала тенорита). Мало- растворим в воде. Растворяется в концентрированных кислотах при нагревании, в хлориде или в иодиде аммония. Растворяется в стекле, эмалях, придавая им зеленовато-синюю окраску. Восстанавливается до меди водородом, монооксидом углерода, металлами. Применяется в производстве стекла и эмалей в качестве пигмента, в микроанализе для определения углерода, водорода и азота в органических соединениях.
Оксид меди(II) получают прокаливанием гидроксокарбоната меди(II) (CuOH)2CO3 или нитрата меди(II) Cu(NO3)2. CuO легко может быть получен накаливанием Сu на воздухе. В воде практически нерастворим, а в кислотах растворяется, образуя соответствующие соли. Оксид меди (II) - хороший окислитель.
1.2.2.2. Гидроксид меди (II) Cu(OH)2
Cu(OH)2 осаждается из растворов солей меди(II) при действии щелочей в виде голубой студенистой массы. Уже при слабом нагревании даже под водой он разлагается, превращаясь в черный оксид меди(II). Гидроксид меди(II) - амфотерен. Основные свойства более характерны, чем кислотные.
В избытке концентрированного раствора сильной щелочи гидроксид меди(II) растворим вследствие образования синих купритов (NaHCuO2 , NaCuO2 и т.п.). Однако последние весьма неустойчивы и при разбавлении раствора разлагаются с выделением Cu(OH)2 .
Применяется в качестве пигмента под названием "бремовой сини".
1.2.2.3. Соли меди (II)
Хлорид меди (II) CuCl2.2H2O. Образует темно-зеленые кристаллы, легко растворимые в воде. Очень концентрированные растворы хлорида меди (II) имеют зеленый цвет, разбавленные - сине-голубой, т.к. при этом происходит образование аквакомплексов [Cu(H2O)6]2+.
Растворяется в воде, аммиаке, пиридине, эфире, спирте. Известны кристаллогидраты CuCl2.nН2О (n=1, 2, 3, 4). Получают действием хлора на медь, реакцией оксида или гидроксида меди(II) с хлороводородной кислотой.
Бромид меди (II) CuBr2. Черные кристаллы. Растворяется в воде и спирте, пиридине, ацетоне. Известен кристаллогидрат CuBr2.2Н2О. Получают действием жидкого брома на медь, реакцией оксида или гидроксида меди (II) с бромоводородной кислотой.
Фторид меди (II) CuF2. Белые мелкие кристаллы. Растворяется в аммиаке, фтороводородной, хлороводородной и азотной кислотах, пиридине, этилацетате. Восстанавливается до меди водородом. Разлагается парами воды. Получают нагреванием меди с фтором.
Нитрат меди(II) Cu(NO3)2. В твердом виде представляет синие кристаллы Cu(NO3)2.H2O. При нагревании кристаллы нитрата меди(II) сначала теряют воду, а затем легко разлагаются с выделением кислорода и бурого диоксида азота, переходя в оксид меди(II). Получается при растворении меди в азотной кислоте.
Сульфат меди(II) CuSO4 В безводном состоянии представляет собой белый порошок, который при поглощении воды синеет. Поэтому он применяется для обнаружения следов влаги в органических жидкостях. Водный раствор сульфата меди имеет характерный сине-голубой цвет. Эта окраска свойственна гидратированным ионам [Cu(H2O)4]2+ или [Cu(H2O)6]2+, поэтому такую же окраску имеют все разбавленные растворы солей меди(II), если только они не содержат каких-либо окрашенных анионов. Из водных растворов сульфат меди кристаллизуется с пятью молекулами воды, образуя прозрачные синие кристаллы медного купороса. Получают дегидратацией кристаллогидратов, обработкой меди концентрированной серной кислотой. Медный купорос применяется для электролитического покрытия металлов медью, для приготовления минеральных красок, а также в качестве исходного вещества при получении других соединений меди. В сельском хозяйстве разбавленный раствор медного купороса применяется для опрыскивания растений и протравливания зерна перед посевом, чтобы уничтожить споры вредных грибков. В природе встречается в виде минерала халькантита (CuSO4.5Н2О).
Гидроксокарбонат меди(II) (CuOH)2CO3. Встречается в природе в виде минерала малахита, имеющего красивый изумрудно-зеленый цвет. Искусственно получается действием Na2CO3 на растворы солей меди(II).
2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 2Na2SO4 + CO2↑
Применяется для получения хлорида меди(II), для приготовления синих и зеленых минеральных красок, а также в пиротехнике.
Ацетат меди(II) Cu(CH3COO)2.H2O. Получается обработкой гидроксида или оксида меди (II) уксусной кислотой. Обычно представляет собой смесь основных солей различного состава и цвета (зеленого и сине-зеленого). Под названием ярь-медянка применяется для приготовления масляной краски.
Большинство солей двухвалентной меди растворимы в воде, а растворы часто имеют кислую реакцию. Со слабыми кислотами медь образует основные соли.
Летучие соединения меди окрашивают несветящееся пламя газовой горелки в сине-зелёный цвет.
В разбавленных растворах цвет солей двухвалентной меди с бесцветными анионами сине-голубой (цвет иона Cu2+) . Напротив, окраска твердых солей различна. В частности, наиболее практически важная из них – медный купорос (CuSO4 . 5Н2О) – имеет синий цвет.
Комплексообразование для двухвалентной меди весьма характерно. Это видно уже из того, что почти все соли Cu2+ выделяются из растворов в виде кристаллогидратов. С соответствующими солями щелочных металлов соли Cu2+ дают двойные соединения, содержащие медь в составе комплексных анионов (например, [CuCl4]2-).Однако большинство последних неустойчиво и в растворе распадается на составные части. Значительно устойчивее очень характерный для двухвалентной меди темно-синий комплексный катион [Cu(NH3)4] 2+, образующийся при прибавлении избытка аммиака к растворам Cu2+ по реакции, например:
CuSO4 + 4NH 3.H2О = [Cu(NH3)4]SO4 + 4H2O
В связи с интенсивной окраской этого комплекса, аммиаком можно пользоваться как реактивом на медь.
Для одновалентной меди также свойственны амминокоплексы [Cu(NH3)2]+. Поэтому соединения Сu(I) в присутствии аммиака могут растворяться:
CuClт + 2NH3.H2Oж = [Cu(NH3)2]Clр
С помощью солей меди получают разноообразные по цвету минеральные краски: зелёные, синие, коричневые, фиолетовые и чёрные.
Все соли меди ядовиты. Например, смешанный ацетат-арсенит меди(II) - Cu(CH3COO)2•3Cu(AsO2)2 - применяется под названием "парижская зелень" для уничтожения вредителей растений.
В быту, чтобы избежать образования ядовитых медных солей, медную посуду покрывают изнутри слоем олова (лудят).
После анализа всей полученной информации, мы обнаружили, что наши представления о свойствах меди и ее соединений отличались от реальных. Эти различия приведены в таблице 1.
Таблица 1
Медь или ее соединение | Свойства | |
Наши представления | Новые знания | |
Cu | С соляной, бромоводородной кислотами и раствором серной кислоты не взаимодействует | Взаимодействие возможно |
Cu | С водой и растворами щелочей не взаимодействует | Взаимодействует с водой в присутствии аммиака |
Cu | С растворами солей более активных металлов не взаимодействует | Взаимодействует с растворами некоторых солей |
Cu2O | С водой не взаимодействует | Растворяется в воде в присутствии аммиака |
Cu2O | Основный оксид | Амфотерный оксид |
CuO | С водой не взаимодействует | Растворяется в воде в присутствии аммиака |
CuO | Основный оксид | Амфотерный оксид |
Cu(OH)2 | Нерастворимое основание | Амфотерный гидроксид Растворяется в воде в присутствии аммиака |
Для проверки новой информации о меди и ее соединениях в экспериментальной части работы были выполнены следующие опыты:
- Растворение меди в растворе аммиака.
- Взаимодействие меди с концентрированной соляной и
разбавленной серной кислотами.
- Растворение меди в растворе хлорида железа(III).
- Взаимодействие меди с бромоводородной кислотой.
- Изучение амфотерных свойств оксида меди(I). Растворение в соляной
кислоте, растворах аммиака и гидроксида аммония.
- Изучение амфотерных свойств оксида меди(II). Растворение в соляной
кислоте, растворах аммиака и гидроксида аммония.
- Изучение амфотерных свойств гидроксида меди(II). Растворение в
соляной кислоте, растворах аммиака и гидроксида аммония.
2. Экспериментальная часть
2.1. Получение реактивов
В опытах использовали свежеосажденную медь, оксид меди(I), оксид меди(II), гидроксид меди(II) и бромоводородную кислоту, которые получали непосредственно перед проведением опытов.
2.1.1. Получение свежеосажденной меди
В фарфоровую или стеклянную чашку наливали насыщенный раствор сульфата меди(II) и внесли гранулы цинка. Выделяющаяся медь осаждалась на цинке в виде рыхлой массы.
CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu
При перемешивании раствора осадок скапливался на дне чашки
(рис. 1). Осадок промывали, удаляли гранулы непрореагировавшего цинка; полученную медь, не высушивая, использовали для опытов.
Рис.1. Получение свежеосажденной меди
2.1.2. Получение оксида меди(I)
В пробирку наливали 5 мл десятипроцентного раствора сульфата меди (II) и затем немного больший объем гидроксида калия. К образовавшемуся голубому осадку гидроксида меди(II) добавляли избыток
глюкозы и перемешивали (рис 2, ярко – синий раствор). Смесь нагревали водой с температурой ~100 оС. Наблюдали образование желтого осадка меди(I), оранжевого цвета смеси осадков гидроксида и оксида меди(I). После завершения реакции в пробирке образовался красный осадок оксида меди(I) (рис. 2).
Рис. 2. Получение оксида меди(I).
2C6H12O6 + 2Cu(OH)2 → 2C6H12O7 + 2CuOH + H2O
2CuOH → Cu2O + H2O
2.1.3. Получение оксида меди(II)
Поместили в пробирку раствор гидроксида натрия и нагрели. К горячему раствору приливали раствор сульфата меди (II) до выпадения осадка. Полученную смесь нагревали. В результате получали осадок оксида меди(II) черного цвета.
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
t
Cu(OH)2 = CuO + H2O
2.1.4. Получение гидроксида меди(II)
В пробирку наливали 5 мл десятипроцентного раствора сульфата меди(II) и затем раствор гидроксида калия до образования голубого студенистого осадка гидроксида меди(II).
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
2.1.5. Получение бромоводородной кислоты
А. Взаимодействием разбавленной серной кислоты с бромидами.
При действии на бромид калия раствором, полученным из трех объемов концентрированной серной кислоты (ρ = 1,84 г/см3) и одного объема воды [6, 7], выделялся бромоводород (рис. 3-1, 4-1):
КBr + H2SO4 (р-р) = КHSO4 + HBr↑
Реакцию проводили на холоду.
Рис. 3. Взаимодействие бромида калия с серной кислотой
концентрацией ~96 % (1), ~65 % (2) и
концентрированной фосфорной кислотой (3).
Рис. 4. Доказательство кислотного характера продуктов
взаимодействия кислот с бромидом калия с
использованием влажной лакмусовой бумаги.
На рис. 3 и 4 хорошо видно, что одновременно с выделением бромоводорода происходит его окисление и образование брома по реакции:
2HBr + H2SO4 (к онц.) = Br2 + SO2↑ + 2H2O
Понижение концентрации серной кислоты до 65 % , позволяло получать бромоводород без видимой примеси брома (рис. 3-2 и 4-2). Пропусканием бромоводорода через воду получали достаточно концентрированный раствор бромоводородной кислоты (рис. 5).
Чистый раствор бромоводородной кислоты представлял бесцветную и иногда желтоватую прозрачную жидкость, возможно за счет выделения незначительного количества брома.
Выполнение опыта. 10 г бромида натрия помещали в большую пробирку, смачивали раствором серной кислоты и быстро закрывали пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опускали в пробирку с 3 мл воды, при этом газоотводная трубка не должна была касаться воды. Пробирку с водой закрывали и охлаждали снегом или льдом. В результате получался достаточно концентрированный раствор бромоводородной кислоты (рис. 4).
Рис. 5. Обнаружение бромид-иона с помощью нитрата
серебра в растворе продукта взаимодействия
бромида калия с 65 %-ной серной кислотой.
Б. Взаимодействием концентрированной фосфорной кислоты с бромидами.
Для получения бромоводорода из бромида калия серную кислоту можно заменить концентрированной фосфорной (рис. 3-3 и 4-3):
NaBr + H3PO4 = NaH2PO4 + HBr↑
Оба способа позволяли получить бромоводородную кислоту с концентрацией, достаточной для взаимодействия с медью.
2.2. Опыты с металлической медью
2.2.1. Растворение меди в растворе аммиака
Реактивы. Свежеосажденная медь, 10%-й раствор аммиака.
Проведение опыта. В пробирку объемом 15 мл поместили несколько крупинок свежеосажденной меди и прилили 3 мл раствора аммиака.
Пробирку закрыли пробкой и сильно встряхивали в течение нескольких секунд. Получили ярко-синий раствор, характерный для катиона тетраамминмеди(II) (рис. 6-2) [4]. Такую же окраску имел раствор сравнения, полученный добавлением раствора аммиака к сульфату меди(II) (рис. 6-3).
Рис.6. Растворение меди в растворе аммиака:
- пробирка с медью до пробки заполнена раствором аммиака;
- раствор после взаимодействия меди с раствором аммиака;
- раствор сравнения;
- раствор сульфата меди(II).
Объяснение опыта. В этой реакции металлическая медь растворялась, а значит окислялась. В литературе мы нашли сведения о роли кислорода в этой реакции, который обычно выступает в роли окислителя.
Чтобы проверить эту гипотезу, мы провели дополнительные опыты:
1. Исключили кислород, заполнив пробирку полностью раствором
аммиака (рис. 6-1). Затем пробирку интенсивно встряхивали;
2. Пропускали кислород, полученный разложением пероксида водорода, (рис. 7-1) через раствор аммиака с медью, без встряхивания пробирки
(рис. 7-2);
3. Добавляли каплю пероксида водорода непосредственно в реакционную пробирку, которую в дальнейшем не встряхивали (рис. 7-3). Раствор очень быстро приобретал ярко – синюю окраску.
В отсутствии кислорода растворение меди не происходило; раствор не приобретал синий цвет (рис. 6-1).
А Б
Рис. 7. Влияние кислорода на взаимодействие
меди с раствором аммиака (А) и полученные растворы (Б):
- получение кислорода разложением пероксида водорода;
- пропускание кислорода через раствор аммиака с медью;
- добавление капли пероксида водорода в раствор аммиака с медью.
Растворение меди в растворе аммиака можно объяснить так. При окислении меди кислородом воздуха в присутствии аммиака образуется устойчивый комплексный ион, который и определяет направление химической реакции:
2Cu + 8NH3 + O2 + 2H2O = 2[Cu(NH3)4]2(ОН)2
Гидроксид тетраамминмеди(II)
2.2.2. Взаимодействие меди с концентрированной соляной и
разбавленной серной кислотами
Реактивы. Свежеосажденная медь, соляная кислота концентрацией ~35 % (плотность 1,175 г/см3) и разбавленная серная кислота концентрацией ~10 % (плотность 1,070 г/см3).
Проведение опыта. В пробирку объемом 15 мл поместили несколько крупинок свежеосажденной меди и прилили 3 мл раствора кислоты.
Пробирку закрыли пробкой и сильно встряхивали. Наблюдали растворение меди и окрашивание раствора в темно - зеленый цвет (в HCl, рис. 8-А) и голубой цвет (в H2SO4 , рис. 8-Б). При добавлении воды к зеленому раствору, он также становился голубым. Такой цвет растворов характерен для аквакомплексов меди(II).
Для подтверждения присутствия в голубых растворах катионов двухвалентной меди были выполнены качественные реакции с аммиаком и гексацианоферратом (II) калия. Получили соответственно темно – синее окрашивание раствора и образование красного осадка гексацианоферрата(II) меди(II) [6].
Для уточнения роли кислорода в реакции меди с кислотами проводили дополнительные опыты (см. раздел 2.2.1).
Объяснение опыта. Учитывая, что продукты реакции представляют соли двухвалентной меди, а реакция не идет в отсутствие кислорода воздуха, можно написать следующие уравнения:
2Cu + O2 + 2H2SO4 = 2CuSO4 + 2H2O
2Cu + O2 + 4HCl = 2CuCl2 + 2H2O
А Б
Рис. 8. Взаимодействие меди с концентрированной соляной
кислотой (А) и разбавленной серной кислотой (Б):
- до начала реакции;
- после окончания реакции;
- после разбавления полученного раствора водой;
- после добавления к раствору 3 раствора аммиака;
- после добавления к раствору 3 раствора гексацианоферрата(II) калия.
2.2.3. Растворение меди в растворе хлорида железа(III)
Реактивы. Свежеосажденная медь, ~7 %-й раствор хлорида железа(III).
Проведение опыта. В пробирку поместили немного свежеосажденной меди и прилили раствор хлорида железа(III). Для увеличения скорости реакции пробирку нагревали горячей водой. Наблюдали изменение цвета раствора (рис. 9).
Рис. 9. Раствор хлорида железа(III) с медью в начале (слева) и
после окончания реакции (справа).
Рис. 10. Доказательство присутствия в растворе катионов
Fe2+ (1) и Cu2+ (2).
При добавлении аммиака раствор окрашивался в темно – синий цвет, характерный для комплекса [Cu(NH3)4] 2+ . Доказательством присутствия в растворе соли двухвалентного железа служило появление синего осадка в реакции с красной кровяной солью. Стоит отметить, что присутствие катионов Fe2+ и Fe3+ не мешает качественной реакции на катионы Cu2+ так как в этих условиях указанные катионы осаждаются в виде гидроксидов
железа (рис. 11). В свою очередь присутствие в растворе катионов двухвалентной меди не мешает открывать катионы Fe2+ с помощью красной кровяной соли. Однако катионы Cu2+ мешают определению Fe3+ с помощью желтой кровяной соли, так как протекает качественная реакция с образованием красного осадка (рис. 12) гексацианоферрата(II) меди:
2Cu2+ + [Fe(CN)6]4- = Cu2[Fe(CN)6]
Рис. 11. Взаимодействие растворов солей железа с раствором
аммиака:
- хлорид железа(III);
- сульфат железа(II).
Рис. 12. Раствор сульфата меди(II) после добавления растворов
красной (1) и желтой (2) кровяной соли.
Объяснение опыта. Сравнение степеней окисления меди и железа в исходных веществах и продуктах реакции позволило установить окислитель – ион железа Fe3+ (Fe3+ + 1ē → Fe2+) и восстановитель - атом меди
(Cu0 - 2ē → Cu2+). Поэтому сделан вывод о том, что протекает процесс, описываемый следующим химическим уравнением:
Сu + 2FeCl3 = CuCl2 + 2FeCl2.
2.2.4. Взаимодействие меди с бромоводородной кислотой
Реактивы. Свежеосажденная медь, раствор бромоводородной кислоты.
Проведение опыта. В пробирку с небольшим количеством свежеосажденной меди приливали 3–5 мл бромоводородной кислоты и осторожно и непродолжительно нагревали на пламени спиртовки. Наблюдали энергичное взаимодействие меди с кислотой (рис. 13). Выделяющийся газ собирали в пробирку и подносили к пламени. Характерный тихий хлопок при его сгорании позволял идентифицировать водород.
Рис. 13. Взаимодействие меди с бромоводородной кислотой.
Объяснение опыта. Медь в этой реакции является восстановителем. Образование молекулярного водорода указывает на роль катионов водорода как окислителя в этой реакции.
Взаимодействие меди с бромоводородной кислотой объясняют тем, что в результате реакции образуется комплексное соединение Н[CuBr2] по реакции:
4HBr + 2Сu = 2H[CuBr2] + H2↑
Комплексный ион [CuBr2]- – достаточно прочный, вследствие чего концентрация ионов меди Cu+ в растворе оказывается ничтожно малой.
Поэтому электродный потенциал меди становится отрицательным и происходит выделение водорода. Мы попробовали подтвердить это объяснение соответствующими расчетами (Приложение 3).
2.3. Изучение амфотерных свойств оксида меди(I)
К свежеосажденному красному оксиду меди(I) добавляли соляную кислоту, раствор аммиака и очень крепкий раствор гидроксида натрия и перемешивали. Наблюдали растворение осадков (рис. 14).
А Б В
Рис. 14. Взаимодействие оксида меди(I) с соляной кислотой (1),
гидроксидом аммония (2) и гидроксидом натрия:
А) исходные образцы; Б) сразу после добавления реактивов;
В) через 20 мин от начала опыта.
Хорошо видно, что во всех трех случаях осадок растворился, а значит
оксид меди(I) взаимодействует со всеми добавленными веществами:
а) с HCl: Cu2Oт + 2HClр = 2CuCl т + H2Oж
Так как мы не выделили бесцветный твердый хлорид меди(I), можно предположить его растворение в избытке соляной кислоты:
СuClт + HClр = H[CuCl2]р
б) с раствором аммиака:
Cu2Oт + 4NH3.H2Oж = 2[Cu(NH3)2]OHр
Известно, что катионы меди(I) в водном растворе неустойчивы и легко подвергаются диспропорционированию:
2Cu+р → Cu2+р + Cu0т
Мы наблюдали за раствором гидрооксида диамминмеди(I). Выделение металлической меди отмечено не было. Окраска раствора постепенно становилась темно – синей, причем ее распространение начиналось от поверхности (рис. 15). Изменение окраски можно было объяснить быстрым окислением катионов меди(I) кислородом воздуха.
Рис. 15. Взаимодействие гидроксида диамминмеди(I) с
кислородом воздуха.
в) с раствором гидроксида натрия:
Cu2O т + 2NaOHр + H2Oж = 2Na[Cu(OH)2]р
2.4. Изучение амфотерных свойств оксида меди(II)
К свежеосажденному черному оксиду меди(II) добавляли соляную кислоту, раствор аммиака и очень крепкий раствор гидроксида натрия и перемешивали (рис. 16).
А Б
Рис. 16. Взаимодействие оксида меди(II) с соляной кислотой (1),
гидроксидом аммония (2) и гидроксидом натрия:
А) исходные образцы; Б) после добавления реактивов.
Наблюдалось полное растворение осадка в соляной кислоте и частичное в растворах аммиака и гидроксида натрия. Последнее можно объяснить большими исходными объемами осадков. Тем не менее, появление окраски над осадками свидетельствовало о протекании реакции. Опыты не удавалось повторить с «состарившимися» осадками оксида меди(II).
Уравнения реакций:
- Образование голубого раствора с соляной кислотой
CuOт + 2HClр = CuCl2ж + H2Oж
- Образование темно – синего раствора с раствором аммиака:
CuOт + 4NH3.H2Oж = [Cu(NH3)4](OH)2 р
- Образование синего раствора с гидроксидом натрия:
CuOт + 2NaOHр + H2O = Na2[Cu(OH)4]р
2.5. Изучение амфотерных свойств гидроксида меди(II)
К свежеосажденному голубому гидроксиду меди(II) добавляли соляную кислоту, раствор аммиака и очень крепкий раствор гидроксида натрия и перемешивали (рис. 17).
А Б
Рис. 17. Взаимодействие гидроксида меди(II) с соляной кислотой (1),
гидроксидом аммония (2) и гидроксидом натрия:
А) исходные образцы; Б) после добавления реактивов.
Как и в случае оксида наблюдали полное растворение осадка в соляной кислоте и в разной степени частичное - в растворах аммиака и гидроксида натрия, что также можно объяснить большими исходными объемами осадков. О протекании реакции с двумя последними веществами судили по растворению значительной части осадка и изменению цвета раствора.
Уравнения реакций:
- Образование голубого раствора с соляной кислотой
Cu(OH)2т + 2HClр = CuCl2ж + 2H2Oж
2. Образование темно – синего раствора с раствором аммака:
Cu(OH)2т + 4NH3.H2Oж = [Cu(NH3)4](OH)2 р + 4H2O
3. Образование синего раствора с гидроксидом натрия:
Cu(OH)2т + 2NaOHр = Na2[Cu(OH)4]р
Выводы
- Проведено сравнение свойств меди и ее соединений, взятых из учебной и научной литературы разного уровня сложности: для учащихся средней школы и для студентов химических институтов.
- Определены свойства меди, представления о которых нам пришлось пересмотреть: возможность взаимодействия меди с разбавленной серной и концентрированной соляной кислотами; растворение меди в водных растворах аммиака и хлорида железа (III); взаимодействие с бромоводородной кислотой. В условиях школьной лаборатории выбраны методики, проведены опыты и получены данные, подтверждающие наши новые знания.
- Найдены литературные данные об амфотерных свойствах оксидов меди(I) и меди(II), гидроксида меди(II), а также о возможности растворения этих соединений в водном растворе аммиака. Проведены опыты, подтверждающие эти свойства.
- Показана возможность развития наших представлений об окружающих предметах и явлениях.
- Освоены некоторые качественные реакции, применение которых возможно в условиях школьной лаборатории.
- Наглядные материалы, полученные при выполнении работы, переданы в кабинет химии для использования в учебном процессе.
Литература
[1]. Н.С. Ахметов. Общая и неорганическая химия. М.: «Высшая школа»,
1998.
[2]. Н.Л. Глинка. Общая химия. М.: «Химия», 1988.
[3]. Б.В. Некрасов. Основы общей химии. В 2 т. М.: «Химия», 1973.
[4]. А.П. Крешков. Основы аналитической химии. В 2т. М.: «Химия», 1970
[5]. Ю.Ю. Лурье. Справочник по аналитической химии. М.: «Химия», 1989
[6]. Г.М. Чернобельская, П.И. Беспалов Актуальные проблемы методики
обучения химии в школе. М.: Изд-во «Первое сентября», 2007.
[7]. П.И. Беспалов П.И. Парадоксальный результат или закономерность?
«Химия в школе». 2002. № 4. С.68-72.
[8]. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 8,9. М.: «Просвещение», 2008.
[9]. Н.Б. Ковалевская. Химия 8, 9 (в таблицах). М.: «Издат – школа», 1997.
Приложения
Приложение 1
Применение металлической меди
Применение в ювелирном деле.
Высокая вязкость и пластичность металла позволяют применять медь для изготовления разнообразных изделий с очень сложным узором. Проволока из красной меди в отожженном состоянии становится настолько мягкой и пластичной, что из нее без труда можно вить всевозможные шнуры и выгибать самые сложные элементы орнамента. Кроме того, проволока из меди легко спаивается сканым серебряным припоем, хорошо серебрится и золотится. Эти свойства меди делают ее незаменимым материалом при производстве филигранных изделий.
Коэффициент линейного и объемного расширения меди при нагревании приблизительно такой же, как у горячих эмалей, в связи с чем при остывании эмаль хорошо держится на медном изделии, не трескается , не отскакивает. Благодаря этому мастера для производства эмалевых изделий предпочитают медь всем другим металлам.
Применение в агрономии.
Медь принадлежит к числу микроэлементов. Такое название получили Fe, Cu, Mn, Mo, B, Zn, Co в связи с тем, что малые количества их необходимы для нормальной жизнедеятельности растений. Микроэлементы повышают активность ферментов, способствуют синтезу сахара, крахмала, белков, нуклеиновых кислот, витаминов и ферментов. Микроэлементы вносят в почву вместе с микроудобрениями. Медь участвует в процессе фотосинтеза и усвоении растениями азота. Удобрения, содержащие медь, способствуют росту растений на некоторых малоплодородных почвах, повышают их устойчивость против засухи, холода и некоторых заболеваний.
Чаще всего медь вносят в почву в виде пятиводного сульфата - медного купороса CuSO4.5H2O. В большом количестве он ядовит, как и многие другие соединения меди, особенно для низших организмов. В малых же дозах медь необходима всему живому.
Использование меди в медицине
Человечество осознало важность меди как металла со времен бронзового века. В античные времена медь называли элементом Венеры - богини красоты и любви, женщины украшали свое тело изделиями из меди.
Еще Аристотель и Гелен знали о металлотерапии. Аристотель писал, что прикладывание меди на ушиб предупреждает синяк, медь лечит отечность и что при лечении язв кладут медные пластины.
В Древней Греции медь прикладывали для излечения глухоты и при воспалении миндалин. Во Франции лечили медью расстройство слуха.
Медные монеты использовали для лечения различных отклонений в здоровье.
В Советском Союзе врачами применялись медные диски при кожных болезнях в виде аппликаций, которые способствуют снижению температуры, снимают боль, действуют кровоостанавливающе, являются сильным бактерицидным средством, активизирует водный и минеральный обмен, улучшает сон, успокаивает центральную нервную систему, активизирует действие инсулина в крови, усиливает лейкоцитные функции.
Аппликация меди рассасывает доброкачественные опухоли, все воспалительные процессы в организме, излечивает радикулит, улучшает послеинфарктные состояния, гастроэнтерологические болезни.
Аппликация меди восстанавливает слух, снимает шум в ушах, улучшает послеоперационные состояния, лечит ревматоидный артрит.
Медь, прошедшая через кожу, дезинфицирует, связывает токсины, склеивает бактерии (агглютинация бактерий).
Медь благодаря своим целебным свойствам необходима человеку как в качестве лечебного средства наружного применения так и при приеме внутрь.
Медь играет важную роль в процессах биосинтеза гема и, соответственно, гемоглобина. Поэтому ее недостаток, так же как и железа, может привести к возникновению анемии. Медь входит в структуру цитохромоксодазы - терминального фермента дыхательной цепи митохондрий и, следовательно, необходима для процессов генерации энергии в клетке.
Медь не только совершенно необходима, чтобы помогать сердцу правильно функционировать. Она необходима для поддержания способности сердца перекачивать кровь, роста и восстановления соединительной ткани сердечной мышцы и сосудов. Медь также контролирует уровни холестерина, сахара и мочевой кислоты. Вдобавок она укрепляет кости, усиливает выработку красных и белых клеток крови, поддерживает иммунную функцию, способствует росту маленьких детей.
Существуют данные, что дефицит меди вносит основной вклад в развитие коронарной болезни сердца. Поскольку медь необходима для выработки коллагена, наиболее ярко проявляется ее благотворное действие при лечении ревматоидного артрита и других заболеваний суставов. Медь необходима для нормального образования пигмента, формирования эпидермиса, для синтеза различных видов соединительной ткани, а также формирования нервной ткани.
Но главный секрет меди - она помогает вырабатывать организму самый целебный из противовоспалительных ферментов организма - пероксид-дисмутазу.
Медь контролирует здоровье костей и сдерживает рост молочницы и других патогенных грибов.
Кроме того, медь участвует в кроветворении. При дефиците меди развиваются судороги, гипоксия, кардиомиопатия, энцефалопатия, аллергозы, дерматозы. При ограничении потребления меди мы теряем фермент, именуемый церулоплазмином.
В России наиболее распространен именно дефицит меди. Почти 22 % детей в стране имеют этот выраженный дефицит.
Медь обладает противовоспалительными и антисептическими свойствами (возможно, за счет антиоксидантного действия). Регулирует обмен катехоламинов, серотонина, тирозина, меланина, способствует повышению активности инсулина и более полной утилизации углеводов.
Этот микроэлемент принимает участие в формировании структуры белков соединительной ткани - коллагена и эластина, которые являются структурными компонентами костной и хрящевой ткани, кожи, легких, стенок кровеносных сосудов. Поэтому дефицит меди может привести к формированию аневризмы аорты и сосудов головного мозга. По этой же причине недостаток меди приводит к деминерализации костной ткани и остеопорозу. Ионы меди являются кофактором важнейшего фермента синтеза коллагена и эластина - лизилоксидазы. При дефиците меди нарушается структура соединительнотканного каркаса сосудистой стенки, что сопровождается повышением сосудистой проницаемости и видимыми повреждениями сосудистой стенки.
Медь участвует в образовании миелиновых оболочек нервов, дегенерация которых приводит к рассеянному склерозу и другим тяжелым нарушениям нервной системы. Ионы меди наряду с ионами цинка участвуют в регуляции обмена насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, и поэтому при недостаточности меди может существенно изменяться жирнокислотный состав клеточных мембран, в т. ч. кардиомиоцитов и клеток сосудов. Это может сопровождаться негативными изменениями функциональной стабильности мембран (наклонность к аритмиям) и снижением выработки сосудорасширяющих и антиагрегационных факторов, таких как простациклин..
Наряду с селеном, медь является, пожалуй, единственным микроэлементом, при недостаточности которого непосредственно развивается поражение миокарда (кардиомиопатия)
Приложение 2
Продукты, содержащие медь
Медь необходима для нормальной работы сердца, снижения уровня сахара, холестерина и мочевой кислоты в крови. Также медь способствует развитию красных и белых кровяных клеток, улучшает иммунитет, укрепляет кости.
Однако избыток меди вреден, как и ее недостаток. И то, и другое явление увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и др.
хронических дегенеративных заболеваний.
Таблица 1
Продукты, содержащие медь
Продукт | Медь, мг в 100г |
Печень телячья жареная | 23.9 |
Печень баранья жареная | 13.5 |
Устрицы | 7.5 |
Угри вареные | 6.6 |
Дрожжи сухие5.0 | 5.0 |
Какао-порошок | 3.9 |
Пюре томатное | 2.9 |
Семена подсолнечника | 2.3 |
Орехи кешью | 2.1 |
Креветки вареные | 1.9 |
Крабы вареные | 1.8 |
Орехи бразильские | 1.8 |
Семена тыквенные | 1.6 |
Семена кунжута | 1.5 |
Тахини | 1.5 |
Омары вареные | 1.4 |
Орехи грецкие | 1.3 |
Орехи кедровые | 1,3 |
Фундук | 1,2 |
Арахис | 1,0 |
Кальмары | 1.0 |
Миндаль | 1,0 |
Фисташки | 0,8 |
Смородина | 0,8 |
Арахисовое масло | 0.7 |
Грибы | 0,7 |
Персики сушеные | 0,6 |
Рекомендуемая суточная норма меди:
- - женщины от 19 до 51 года – 1.2 мг,
- - женщины от 51 года – 1.2 мг,
- - женщины, кормящие грудью - 1.5 мг.
Приложение 3
Процессы, протекающие при погружении меди в раствор бромоводородной кислоты и оценка возможности образования комплексов меди
Рассмотрим процессы, протекающие при погружении металла в водный раствор.
Если погрузить любой металл в воду, то ионы его начинают переходить в раствор под влиянием притяжения, испытываемого ими со стороны полярных молекул воды. Ионы металла отрываются от поверхности пластинки и в гидратированном виде переходят в раствор, оставляя электроны на металле. Вследствие этого металл, в котором остается избыток электронов, заряжается отрицательно, а раствор - положительно. Однако, как показывает опыт, число ионов, посылаемых металлом в раствор, очень мало. Возникающий на металле по мере ухода ионов отрицательный заряд начинает притягивать обратно ушедшие из металла ионы, так что вскоре наступает состояние равновесия, при котором в единицу времени столько же ионов уходит из металла, сколько и возвращается в него:
металл ионы металла + электроны (1)
(в растворе) (в кристалле металла)
Перешедшие в раствор ионы не распределяются равномерно по всей массе раствора, а вследствие притяжения к отрицательно заряженному металлу располагаются близ его поверхности, образуя так называемый двойной электрический слой (рис. 1). В результате между металлом и раствором устанавливается определенная разность потенциалов.
Рис 1. Образование двойного электрического слоя у
поверхности металла, погруженного в раствор
Пластинку металла, погруженную в раствор электролита, называют электродом, а разность потенциалов, возникшую на границе металл – раствор, электродным потенциалом.
Значение электродного потенциала количественно характеризует способность металла отдавать электроны, т.е. его восстановительную способность. . Чем меньше значение электродного потенциала, тем выше восстановительная активность металла и ниже окислительная способность его ионов.
Часто стандартный электродный потенциал φ0 называют
окислительно – восстановительным Е0. По стандартным окислительно - восстановительным потенциалам можно определить возможность протекания реакции.
Окислительно – восстановительная реакция протекает в выбранном направлении при условии, что потенциал окислителя больше потенциала восстановителя, т.е. разность стандартных окислительно – восстановительных потенциалов полуреакций окисления и восстановления имеет положительной значение:
ΔЕ = Е0ок - Е0вос > 0
Мы попробовали оценить, возможно ли протекание реакции меди с бромоводородной кислотой согласно схеме
Металл + Кислота = Соль + Н2 ↑ (2)
Расчет ΔЕ:
Cu + 2HBr = CuBr2 + H2 ↑ или Сu + 2HBr = 2CuBr + H2 ↑
Cu0 - 2ē → Cu+2 , E0 = 0,338 В Cu0 - ē → Cu+, Е0 = 0,522 В
2Н+ + 2ē → Н20 ↑, Е0 = 0 2Н+ + 2ē → Н20 ↑, Е0 = 0
ΔЕ = 0 – 0,338 = - 0,338 < 0 ΔЕ = 0 – 0,522 = - 0,522 < 0
Как показали расчеты схема (2) не может объяснить взаимодействие Cu с HBr .
На электродный потенциал влияет:
- Природа металла.
- Концентрация ионов металла в растворе. Переходов ионов металла в раствор происходит тем интенсивнее, чем меньше концентрация катионов в растворе. Наоборот, с увеличением концентрации раствора равновесие (1) смещается влево и потенциал становится более положительным.
- Температура. С повышением температуры потенциал становится более положительным, т.е. равновесие (1) смещается влево. Причина такого влияния температур в том, что переход ионов в раствор связан в гидратацией, а гидратация – процесс экзотермический.
Зависимость величины потенциала φ от указанных факторов выражается уравнением Нернста:
φ = φ0 + RT/nF ln(схокисл/сyвосст), (3)
где
φ0 – стандартный электродный потенциал процесса;
R – молярная газовая постоянная; T – абсолютная температура; n – число электронов, передаваемых в электродном процессе; F – постоянная Фарадея;
сокисл и свосст - концентрации окисленной и восстановленной форм реагентов; х и у – коэффициенты в уравнении реакции.
Для металла при 25 0С (298 К, R=8,31 Дж/К.моль, F=96485 Кл) уравнение (3) можно упростить:
φ = φ0 + (0,06/n) lg (сокисл) (4)
Как было показано расчетами, при взаимодействии меди с
бромоводородной кислотой не могут образоваться бромиды меди(I) и (II).
Однако известно, что медь способна образовывать устойчивые комплексы.
С учетом их образования этапы реакции Cu + Br2 можно было бы представить так (схема процесса):
1. Переход катионов меди с поверхности металла в двойной электрический слой и установление равновесия:
Cuт + mH2O ↔ Cu(H2O)+m + 1ē
2. Смещение равновесия вправо в соответствии с принципом Ле-Шателье. При этом происходит:
а) Связывание катионов меди в прочный комплексный ион [CuBr2]- .
Металл медь будет при этом заряжаться отрицательно (т.е. потенциал
меди понижается до отрицательного), а ΔЕ реакции становится
положительной.
б) Электроны из металла удаляются за счет реакции
2Н+ + 2ē → Н2 ↑
Оценка влияния комплексообразования на окислительно-восстановительные свойства пары Cu + / Cu
Выполняя расчеты, мы хотели убедиться, что в результате связывания ионов меди в растворе в комплекс понижается потенциал металлической меди. Тот комплекс, который максимально понижает значение потенциала, является продуктом реакции.
Медь Cu(I) с лигандами Г-
1.Комплекс [CuBr2]-
Пример расчета:
- Выразим равновесную концентрацию [Cu+] через константу нестойкости комплекса (К12 = 10-5,92 , Лурье Ю.Ю. )
[Cu+] = К12 [[CuBr2 ] -] / [Br- ]2 = 10-5,92 [[CuBr2 ] -] / [Br- ]2
- Подставим [Cu+] в уравнение Нернста (4):
E = E0 + 0,06 lg (10-5,92 [[CuBr2 ] -] / [Br- ]2[Cu]) =
=E0 + 0,06 (- 5,92) + 0,06 lg ([[CuBr2 ] -] / [Br- ]2[Cu])
Влияние дроби lg ([[CuBr2 ] -] / [Br- ]2[Cu]) на значение Е незначительно, т.к. избыток лиганда уменьшает величину дроби под знаком логарифма. Поэтому третьим слагаемым при расчете Е можно, по нашему мнению, пренебречь.
Таким образом новое значение E01 стандартного электродного потенциала окислительно-восстановительной пары Cu + / Cu с учетом комплексообразования по окислителю можно рассчитать по упрощенной формуле:
E01 = E0 + 0,06 lg К (5)
E01 = 0,033 + 0,06 (-5,92) = - 0,3222 < 0 (E01< E0),
где Е0(CuBr + ē →Cu +Br- ) = + 0,033
Далее приведены расчеты E01 для комплексов Cu+1 и Cu+2 с лигандами Сl-, Br-, I- и различными координационными числами.
2.Комплекс [CuI2]- , К12 = 10-8,85
[Cu+] = 10-8,85 [[CuI2]-] / [I-]2
E01 = Е0 + 0,06 (-8,85) = - 0,185 – 0,531= - 0,716 < 0
где Е0(CuI + ē →Cu +I- ) = - 0,185
3.Комплекс [CuCl2]-, К12 = 10- 5,53
[Cu+] = 10- 5,53 [[CuCl2]-] / [Cl-]2
E01 = Е0 + 0,06 (- 5,53) = - 0,184 < 0
где Е0(CuCl + e →Cu +Cl- ) = 0,137
4.Комплекс [CuCl3]2-, К123 = 10- 5,63
E01 = Е0 + 0,06 (- 5,63) = - 0,2001 < 0
Cu2+ / Cu
5.Комплекс [CuCl] + , К1 = 10 0,07
E01 = Е0 + 0,03 * 0,07 = 0,337 + 0,0021 =0,3391 > 0
где Е0(Cu2+/ Cu) = 0,337
6. Комплекс [CuCl2] 0 К12 = 10- 0,57
E01 = Е0 + 0,03 (-0,57) = 0,337 + 0,0021 =0,3199 > 0
7. Комплекс [CuCl3]- , К123 = 10- 2,1
E01 = Е0 + 0,03 (- 2,1) = 0,337 + 0,0021 =0,274 > 0
8. Комплекс меди Cu(II) [CuBr] + , К1 = 10 -0,03
E01 = Е0 + 0,03 * (-0,03) = 0,337 + (-0,0009) =0,3361 > 0
где Е0(Cu2+/ Cu) = 0,337
Итак, комплексы, понижающие о.-в. потенциал пары Cu + / Cu:
Формула | [CuBr2]- | [CuI2]- | [CuCl2]- | [CuCl3]2- |
E01 | - 0,322 | - 0,716 | - 0,184 | - 0,200 |
[CuCl2]- < [CuCl3]2- < [CuBr2]- < [CuI2]-
Понижение Е01
Таким образом, выполненные расчеты показали, что в результате связывания ионов меди в растворе в комплекс [CuBr2]- потенциал метал-лической меди понижается. Следовательно, предполагаемая ранее схема процесса справедлива.
Поскольку потенциал меди при образовании комплексов меди Cu(I) с лигандами Г- (Cl-, Br-, I-) также становится отрицательным, можно ожидать растворения ее в соляной и иодоводородной кислотах. В дальнейшем планируется проверить наше предположение экспериментально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Возможные недостатки научно-исследовательской работы учащихся
Методические рекомендации при подготовке работ учащихся для выступления на конференциях НОУ 2013...
Научно-исследовательская работа учащихся по теме: "Бишофит - старый новый антигололедный реагент"
Проведена экспериментальная оценка эффективности и последствий применения бишофита в сравнении с другими антигололедными...
Научно – исследовательская работа учащихся по теме: «Очистка поверхности медного сплава»
В работе рассмотрены проблемы изменения поверхности медных сплавов при контакте с атмосферой. Изучен состав загрязнений и способы очистки поверхности мельхиора. Предложе...
Презентация научно – исследовательской работы учащихся по теме: «Очистка поверхности медного сплава»
В работе рассмотрены проблемы изменения поверхности медных сплавов при контакте с атмосферой. Изучен состав загрязнений и способы очистки поверхности мельхиора. Предложено объяснение протекающих при э...
Научно - исследовательская работа по физике "Эти загадочные пирамиды"
В работе исследуется пирамиды и их влияние на окружающее пространство. Приводятся схемы для изготовления макета пирамиды...