Интерактивные приемы на уроке математики
методическая разработка

Применение интерактивных упражнений на уроках дает возможность учителю, ориентируясь на личность ученика, не приучать его к одностороннему взгляду на окружающее, а развивать в нем стремление думать при решении какой- либо проблемы, действовать

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Кутник Сергей Николаевич

учитель математики МБОУ СОШ № 23

 г. Симферополь, Республика Крым

Предмет: математика

Применение интерактивных приемов на уроках математики

  Для эффективного применения интерактивного обучения учитель должен спланировать свою работу так:

а) чтобы дать задание учащимся для предварительной подготовки;

б) подобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые бы дали учащимся «ключ» для усвоения и закрепления изучаемого вопроса;

в) во время выполнения интерактивного упражнения должен дать ученикам время для обдумывания задания;

г) на одном уроке можно использовать несколько интерактивных упражнений.

  В своей работе применяю такие интерактивные приемы, как

парно- групповая работа (кооперированное обучение) и коллективно- групповая работа.

  Кооперированная учебная деятельность  - это форма организации обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью. При такой организации обучения учитель руководит работой каждого обучающегося непосредственно при выполнении группой поставленного задания. Кооперированное обучение открывает для учащихся возможность сотрудничества со своими ровесниками. Сотрудничество обеспечивает высокий уровень достижений и большую продуктивность, психологическое равновесие детей, социальную компетентность и самоуважение.

  Важнейшими компонентами кооперированного обучения являются:

- позитивная взаимозависимость: один не может быть успешным, если не будут успешны все.

-  индивидуальная и групповая ответственность: группа несет ответственность за решение поставленной перед ней целью, и каждый член группы отвечает за свою часть работы, при этом каждый для себя отмечает кому больше необходима помощь и поддержка.  

  Оптимальной считается группа, состоящая из 4- 5 участников. Чаще стараюсь объединять в одну группу как «сильных», так и «слабых» учащихся.

  В зависимости от цели организую следующие формы групповой работы:

1. Диалог

  Это общее решение группами поставленной задачи, направленной на поиск общего, компромиссного решения. Класс разделяю на несколько групп, каждая из которых получает какое- либо задание. По окончанию работы представители каждой группы представляют результат своей работы классу.

2. Синтез идей

  По содержанию и цели этот вариант работы напоминает предыдущий, однако

после объединения учащихся в группы и выполнения поставленного перед ними задания группы не представляют результат своей работы классу, а передают свой вариант решения другим группам, которые в свою очередь дополняют это решение или выделяют в нем то, с чем они не согласны.

3. Общий проект

  Задания, которые получают группы разные по содержанию и освещают поставленную задачу с разных сторон. По окончанию работы каждая группа представляет свой результат классу. В итоге из ответов всех групп у класса формируется общий подход к решению данной проблемы.

4 Аквариум

  Упражнение эффективно для развития навыков общения в малой группе, для совершенствования умения вести дискуссию. Одна из групп занимает место в центре или любом другом месте класса, для того чтобы отделить ее от других одноклассников. Эта группа получает задание для проведения групповой дискуссии, сформулированное приблизительно следующим образом:

- прочитать задание вслух;

- обсудить его в группе;

- за несколько минут прийти к общему мнению и подвести итог работы.

Пока группа занимает отведенное для нее место, остальных учащихся класса знакомлю с заданием. Группе предлагается в течение нескольких минут обсудить возможные варианты решения поставленной перед ними проблемы, причем так, чтобы учащиеся, находящиеся во «внешнем круге» их слышали. Учащиеся «внешнего круга» слушают их, не встревая в ход обсуждения. По окончанию отведенного для дискуссии времени группа возвращается на место, а классу предлагаются следующие вопросы:

- Согласны ли Вы с мнением группы?

- Было ли мнение достаточно аргументировано, доказано?

- Какой из аргументов Вам кажется наиболее убедительным?

Такая беседа продолжается 2-3 минуты, после чего место в «Аквариуме» занимает другая группа.

  При работе в «Аквариуме» детям много логических шагов приходится делать устно, а это позитивно влияет на творческое осмысление теории и способствует интеллектуальному развитию учащихся, кроме этого учащиеся развивают свое воображение, учатся прогнозировать результат, отрабатывают культуру речи.

   Среди видов коллективно- группового обучения использую следующие интерактивные упражнения:

1. Микрофон

Эта технология дает каждому учащемуся по очереди быстро высказать свое мнение или дать ответ на поставленный вопрос.  Работу организовываю следующим образом:

- Перед классом ставится какая- либо проблема;

- Предлагаю учащимся «Микрофон», передавая который друг другу дети по очереди высказываются;

- Слово предоставляется только тому, у кого в данный момент «Микрофон». Остальные учащиеся при этом не имеют права его перебивать, если кто- либо не согласен с отвечающим, то он говорит об этом только тогда, когда к нему попадает «Микрофон».

2. Неоконченное предложение

  Этот прием иногда использую вместе с «Микрофоном» он дает возможность более детально отрабатывать умения высказывать свои идеи, сравнивать свое мнение с мнением окружающих. Упражнение дает возможность учащимся свободнее высказываться по теме, отрабатывать умения говорить коротко и ясно по данному вопросу. Работа организовывается следующим образом: определившись с темой, по которой ученики будут высказываться предлагаю им неоконченные предложения и предлагаю учащимся, высказываясь их продолжить.

3. Ажурная пилка

  Это прием дает возможность учащимся работать вместе для усвоения большого количества информации за небольшой отрезок времени.

При проведении этого упражнения раздаю учащимся разноцветные карточки с номерами (1, 2, 3, …), чтобы учащиеся могли определить задание своей группы. Каждый ученик будет входить в две группы: «Домашнюю» - по цвету, и «Экспертную» - по номеру.

«Домашние» группы получают заранее задание – подготовить свою часть информации, необходимой на этом уроке, освоить материал на таком уровне, чтобы им можно было поделиться с остальными и они сумели его понять. После работы в  «Домашней»  группе учащиеся объединяются в «Экспертные»  группы, где каждый будет экспертом по своей теме. В «Экспертной»  группе каждый высказывается по своей теме и группа анализирует весь материал в целом.

После работы в «Экспертной» группе учащиеся возвращаются в свои «Домашние» группы для окончательного обобщения и систематизации всей информации. По окончании упражнения подводятся итоги работы всем классом.

  Таким образом, применение интерактивных упражнений на уроках дает возможность учителю, ориентируясь на личность ученика, не приучать его к одностороннему взгляду на окружающее, а развивать в нем стремление думать при решении какой- либо проблемы, действовать.

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Разновидности коррекционных приемов на уроках математики

Разновидности коррекционных приемов на уроках математики Э.Г.Лапоухова, учитель математикиГКОУ «Нижнечирская С(к)ОШИ VIII вида»...

Разновидности коррекционных приемов на уроках математики

Успешная работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, возможна при использовании в преподавании специальных коррекционных приемов, дифференцированном подходе к детям, с учетом особе...

Методические приемы на уроках математики

Примеры использования различных приемов...

Статья на тему: Использование игровых приемов на уроках математики

Примеры и описание основных игровых приемов, используемых на уроках математики для повышения эффективности учебного процесса....

Игровые приемы на уроке математики

Игровые приемы на уроке математики...

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...