Кружок "Избранные вопросы математики"
рабочая программа по математике (11 класс)

Шиканова Елена Алексеевна

Рабочая программа

кружка  «Избранные вопросы математики»

 

Учитель          Шиканова  Елена Алексеевна

Пояснительная записка

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Содержание   курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы  повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс  ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh_11kl_izbrannye_voprosy_matematiki.docx247.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\avshi_000\Desktop\избранные вопросы математики.jpg

Рабочая программа

кружка  «Избранные вопросы математики»

Учитель          Шиканова  Елена Алексеевна

Пояснительная записка

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Содержание   курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы  повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс  ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.

Цель курса:

  • - расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 11 класса к экзамену;
  • - формирование устойчивого интереса к предмету.
  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

        Задачи:  

  •  развить математические способности школьников;
  •  обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
  •  повторить пройденные темы, расширить и углубить знания по этим темам (нестандартные способы решения, задания повышенной сложности);
  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
  • создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
  • создать условия для развития умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и  логического мышления при проектировании решения задачи;
  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  • создать условия для развития коммуникативных и общеучебных  навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Программа разработана в соответствии ФГОС СОО с учетом примерной основной образовательной программы  среднего  общего образования  и программы среднего (полного)  общего образования

 Учебник  Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала анализа.11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций:    базовый углуб. Уровни [С.М.Никольский ,М.К.Потапов,   .Н.Решетников ,А.В.Шевкин]-М. :Просвещение ,2020г.

На  изучение    «избранных вопросов математики» в 11 классе  отводится   34 учебных часа,  из расчета 1 учебный час в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения курса «Избранные вопросы математики»

Учащиеся должны уметь:

  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
  • решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
  • решать системы уравнений изученными методами;
  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
  • уметь строить сечения и находить площади и объёмы геометрических тел;
  • применять аппарат математического анализа к решению задач;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.

Учащиеся должны знать:

  • Методы решения различных видов уравнений и неравенств;
  • основные приемы решения текстовых задач;
  • элементарные методы исследования функции;
  • нестандартные методы решения различных математических задач.

Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Программа предполагает достижение выпускниками старшей школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки математики и общественной практики ее применения;

 основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с применением методов математики;

 готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованности в приобретении и расширении математических знаний и способов действий,

 осознанности в построении индивидуальной образовательной траектории;

 осознанного выбора будущей профессии, ориентированной на применение математических методов и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, работа над исследовательским проектом и др.).

Личностные результаты отражают, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:  

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных  сферах.

  1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных  ценностей:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим

применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

  1. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания):

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

  1.  Физического воспитания и формирования культуры здоровья

готовностью применять математические знания в интересах

своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  1. Трудового воспитания и профессионального самоопределения

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом

личных интересов и общественных потребностей.

  1. Экологического воспитания

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

  1. Эстетического воспитания:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия.

 способность самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской, проектной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

 умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные универсальные учебные действия.

 умения находить необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;

 навыков осуществления познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

 умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 владения языковыми средствами – умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

В предметных результатах сформированность:

 представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

 представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

 умений применения методов доказательств и алгоритмов решения; умения их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

 стандартных приемов решения рациональных и иррациональных, показательных, логарифмических, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;

 умений обосновывать необходимость расширения числовых множеств (целые, рациональные, действительные, комплексные числа) в связи с развитием алгебры (решение уравнений, основная теорема алгебры);

умений описывать круг математических задач, для решения которых требуется введение новых понятий (степень, арифметический корень, логарифм; синус, косинус, тангенс, котангенс; арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс; решать практические расчетные задачи из окружающего мира, включая задачи по социально-экономической тематике, а также из смежных дисциплин;

 умений приводить примеры реальных явлений (процессов), количественные характеристики которых описываются с помощью функций; использовать готовые компьютерные программы для иллюстрации зависимостей; описывать свойства функций с опорой на их графики; соотносить реальные зависимости из окружающей жизни и из смежных дисциплин с элементарными функциями, делать выводы о свойствах таких зависимостей;

 умений объяснять на примерах суть методов математического анализа для исследования функций; объяснять геометрический, и физический смысл производной; пользоваться понятием производной для решения прикладных задач и при описании свойств функций.

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Решение рациональных уравнений и неравенств.(3 часа)

Свойства степени с целым показателем.Разложение многочлена на множители.Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей.Преобразование иррациональных выражений.Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Дробно-рациональное уравнение. Решение рациональных неравенств.

Тема 2. Решение иррациональных уравнений и неравенств.(3 часа)

Иррациональные уравнения. Метод равносильности.Иррациональные неравенства. Алгоритм решения неравенств методом интервалов.

Тема 3. Решение тригонометрических уравнений.(3 часа)

Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. Формулы кратных аргументов.Обратные тригонометрические функции. Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений.Отбор корней, принадлежащих промежутку. Способы решения тригонометрических уравнений.

Тема 4. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.  (4 часа)

Свойства степени с рациональным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Показательные неравенства, примеры решений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности. Логарифмические неравенства.

Тема 5.Производная и первообразная.(3 часа)  

Правила нахождения производной; применение первообразной для нахождения площадей фигур, для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

Тема 6.Вероятность и комбинаторика в заданиях ЕГЭ по математике (9 часов)

Задачи на определение вероятности порядка наступления события.Вероятность произведения и суммы событий.Частота элементарных событий.Решение задач по формуле полной вероятности.Использование комбинированных методов решения задач                                                          

Тема 7.Задания с параметрами в школьном курсе математики (4 часа)

Решение линейных уравнений и неравенств с параметрами.Решение уравнений и неравенств с параметрами не выше второй степени.Решение простейших рациональных уравнений и неравенств с параметрами.Функционально-графический метод решения уравнений с параметрами.

Тема 8. Решение текстовых задач. (4 часа)

Задачи на движение. Задачи на работу. Задачи на десятичную запись числа. Задачи на проценты. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.Практико-ориентированные задачи.

Тема 9. Решение стереометрических задач. (3 часа)

Задачи на построение сечений.Решение задач на нахождение площадей и объёмов многогранников.Решение задач на нахождение площадей и объёмов тел и поверхностей вращения.

Тема 10. Заключительное занятие. (1 час)

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел

Кол-во ч.

Темы

Кол. ч.

Основные направления воспитательной деятельности

Решение рациональных уравнений и неравенств

3

Линейное уравнение. Квадратное уравнение.

1

1,3

Дробно-рациональное уравнение

1

2,4

Решение рациональных неравенств.

1

5,7

Решение иррациональных уравнений и неравенств

3

Иррациональные уравнения. Метод равносильности.

1

3,6

Иррациональные неравенства.

1

5,7

Алгоритм решения неравенств методом интервалов.

1

1,5

Решение тригонометрических уравнений

3

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений.

1

2,4

Отбор корней, принадлежащих промежутку.

1

3,5

Способы решения тригонометрических уравнений.

1

6,7

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств

4

Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений.

1

2,5

Показательные неравенства, примеры решений.

1

6,7

Логарифмические уравнения. Метод равносильности

1

1,4

Логарифмические неравенства.

1

3,6

Производная и первообразная

3

Правила нахождения производной.

1

2,4

Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.

1

1,5

Применение первообразной для нахождения площадей фигур.

1

3,6

Вероятность и комбинаторика в заданиях ЕГЭ по математике

5

Задачи на определение вероятности порядка наступления события.

1

3,4

Вероятность произведения и суммы событий

1

1,6

Частота элементарных событий

1

2,7

 Решение задач по формуле полной вероятности

1

5,6

Использование комбинированных методов решения задач

1

3,7

Задания с параметрами в школьном курсе математики

5

Решение линейных уравнений и неравенств с параметрами.

1

2,4

Решение уравнений с параметрами не выше второй степени.

1

3,5

Решение неравенств с параметрами не выше второй степени.

1

4,7

Решение простейших рациональных уравнений и неравенств с параметрами.

1

2,7

Функционально-графический метод решения уравнений с параметрами.

1

1,6

Решение текстовых задач

4

Задачи на движение и задачи на работу.

1

5,7

Задачи на десятичную форму записи числа и задачи на проценты.

1

1,6

Задачи на концентрацию, на смеси и сплавы.

1

3,4

Практико-ориентированные задачи.

1

5,6

Решение стереометрических задач

3

Задачи на построение сечений.

1

2,7

Решение задач на нахождение площадей и объёмов многогранников.

1

3,4

Решение задач на нахождение площадей и объёмов тел и поверхностей вращения.

1

2,6

Заключительное занятие

1

Итоговая тестовая работа

1

5

ИТОГО:

34

Предметные интернет ресурсы, цифровые образовательные ресурсы:

http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ

http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ

http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

http://uztest.ru/ онлайн тесты по математике (ГИА, ЕГЭ)

http://reshuege.ru/ - сайт Д. Гущина

http://festival.1september.ru/

http://portfolio.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.ziimag.narod.ru/

http://www.alleng.ru/http://bbk50.narod.ru/

http://smekalka.pp.ru/

http://pedsovet.su/load/18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»

Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...