Урок 5 класс "Объём прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда" ( автор Виленкин Н.Я.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Объём прямоугольного параллелепипеда- урок | 36.37 КБ |
Презентация к уроку | 909.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная общеобразовательная школа» Беловского района Курской области
Технологическая карта урока математики
в 5 классе по теме
«Объем прямоугольного параллелепипеда»
Составитель: Шатохина Елена Леонидовна
учитель математики
с.Кривицкие – Буды, 2016 год
Урок разработан учителем математики Кривицко – Будской ООШ - Шатохиной Е.Л.
Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда.
Класс - 5
Учебник: УМК «Математика. 5 класс» Н.Я. Виленкин
Дидактическая цель урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
повторить и закрепить основные сведения о прямоугольном параллелепипеде, полученные на предыдущих уроках;
сформировать знания о вычислении объёма и единицах измерения объёма;
научить вычислять объёмы параллелепипеда и куба по формулам;
развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями параллелепипеда и куба.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
развивать умение анализировать информацию, умение принимать самостоятельные решения;
воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- способствовать развитию самостоятельности, воображению, логического и образного мышления;
- развивать навыки исследовательской деятельности; навыки совместного сотрудничества
Планируемые результаты:
научатся находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам Y=a∙c ∙b, Y = a3; моделировать несложные зависимости; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (оценочный лист, памятки «Как работать на уроке в паре», модели параллелепипеда, наборы кубиков ), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||||
1 | 2 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | Организационный момент Самоопределение к учебной деятельности. Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой. Девизом нашего урока будут слова: Слайд 2 Девиз урока: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» | Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки. Включение в деловой ритм урока. | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения. | |
2 | Актуализация опорных знаний Цель этапа: актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала | Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго. Постараемся и мы сегодня на уроке включиться в деятельность по открытию новых знаний. Но сначала нужно повторить ранее изученный материал. 1.Устный счет: слайд 3 Вычислить: а)32; 13+52;140-53. б)слайд 4 из проволоки сделали каркас прямоугольного параллелепипеда. Сколько понадобилось при этом проволоки2см, 3см и 5см? в) слайд 5 Сколько потребуется материала для изготовления закрытой картонной коробки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда, имеющей размеры: г) слайд 6 Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1? д)слайд 7 На изготовление какого из двух аквариумов потребовалось больше стекла? 42см,50 см, 35см или50см, 35см,42см? 2.Самостоятельная работа. Обучающиеся работают в тетрадях, самооценка в листах самоконтроля. Слайд 8 1) Блиц – опрос Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. 3.Самопроверка слайд 9 | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению. Выполняю самостоятельную работу. Оценивая себя на каждом этапе | 7 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено, контроль, оценка, прогнозирование | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Самоопределение | |
3 | Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез | Вступительное слово учителя. Слайд 10 Классная комната является основным местом в школе, где вы проводите большую часть времени, поэтому гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение этих требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах. Наименьшая кубатура воздуха, которая приходится на одного школьника достигает 4м3. Сможем ли мы узнать соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его санитарным нормам? Что для этого необходимо знать? слайд 11 Класс форму чего имеет? слайд 12 Если мы найдём формулу для вычисления объёма параллелепипеда и научимся вычислять объём, то мы узнаем соответствуют ли размеры нашего класса санитарным требованиям. Слайд 13 Кто сформулирует тему урока? слайд 14 Открываем тетради, записываем число и тему урока. | Слушают, отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезу, составляют алгоритм Работают в тетрадях. | 5 | Постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно – следственных связей | Прогнозирование, принятие цели урока | Сотрудничество в поиске и сборе информации | Самоопределение | |
4 | Первичное усвоение новых знаний Цель этапа: фиксация нового знания | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. (слайды 15, 16) Найдём вместимость картонной коробки, имеющей размеры:3дм, 2дм,5дм. Как можно определить вместимость коробки? Заполнить пустую коробку кубиками. Сколько кубиков объемом 1 дм3 уложится на основании этой коробки вдоль ребра, равного 3 дм? Сколько рядов потребуется, чтобы выложить кубиками все основание? Сколько получится слоев для заполнения всей коробки? Коробка заполнена. Сколько кубиков в неё поместилось? А как можно по другому определить вместимость? Сформулируем правило, по которому можно найти объём (Слайд 17) | Делают вывод, называют единицы измерения объема Работают в парах, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют правило, формулу записывают в тетрадь. | 5 | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений | Планирование, прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог, развитие навыка сотрудничества, анализ и осмысление полученной информации | Самоопределение | |
5 | Организация первичного закрепления Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. | Направляет работу обучающихся. 1.Найти объёмы прямоугольных параллелепипедов, имеющих размеры: 4м,4м.4м; 9дм,5дм,3дм; 3см,3см,6см и объем геометрического тела, составленных из 4-х единичных кубов (слайды 18,19) 2.№820 (а,б,в) (слайды 20,21) | Устно решают задачи, отвечают на поставленные вопросы самостоятельно в тетрадях решают, записывают результат своей деятельности в оценочный лист | 5 | Сопоставление и отбор информации, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритма деятельности, анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем | Ориентация в межличностных отношениях | |
5 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся. 1.Сожмите кисть столько раз чему равна площадь прямоугольника. Ответ: 6 раз. 2.Вращайте туловищем столько раз, чему равен периметр прямоугольника. Ответ: 6раз 3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 3 см. Ответ: 9раз Слайд 22 - 24 | Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | |||||
6 | Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: подтверждение гипотез | 1) Вернёмся к задаче: соответствуют ли размеры нашего класса санитарным требованиям. Всего уч-ся – 25 На 1 уч-ся - 4м3 Длина – 8 м Ширина – 6 м Высота – 3 м (слайд 25) 2)Самостоятельное решение задач на нахождение объемов параллелепипедов, составленных из единичных кубов (слайды 26,27) | Один ученик работает у доски, остальные делают записи в тетрадь. Делают вывод. Самостоятельно решают предложенные задачи, затем производят самопроверку, записывают результат в оценочный лист | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, нтегрироваться в группу; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Профессио-нальное самоопределение, смыслообразование. | |
7 | Организация первичного контроля Цель этапа: закрепление результата изученного учебного содержания в практической деятельности | У вас на столах модели параллелепипедов. Найдите объём данных моделей. Что для этого необходимо сделать? | Слушают. Отвечают на вопросы. Проводят измерения и находят по формуле объём параллелепипеда. Результаты записывают в оценочный лист | 3 | Умение систематизировать знания | Контроль и оценка процесса и результата деятельности | Умение работать в парах, участие в коллективном обсуждении проблем | ||
8 | Подведение итогов урока Цель этапа: оценка собственной деятельности на уроке
| Подводит итоги работы в классе. Что нового узнали на уроке? Какие существуют единицы измерения объёмов? Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? Куба? | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в оценочный лист контроля баллы, набранные на уроке | 2 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся | |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Задает дозированное домашнее задание. У: стр. 125-126 (устно ответить на вопросы) №820 (г-е); №822 №827 | Обучающиеся записывают домашнее задание | 2 | Оценка промежуточ-ных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка. | Нравственно -этическая ориентация. | ||
10 | Рефлексия. | Какое предложение вы хотели бы закончить: На уроке -Я узнал… -Я научился… -Мне понравилось… -Я затруднялся… -Я не знал… -Теперь я знаю… | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 2 | Оценка своей деятельности и других людей | Умение давать оценку проделанной работе, умение объяснять причины успехов, неудач. | Смыслообразование |
Используемая литература:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. — 22-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2016.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М,2014;
- Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы – М: Дрофа, 2015.
- Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. 1 полугодие / авт.-сост. И.Б. Чаплыгина.- Волгоград : Учитель, 2016.
Приложение
Лист самоконтроля.
Виды работы. | Максимальный балл. | Самооценка. |
1.Блиц – опрос. | От 0 до 5 Критерии оценивания: 8 заданий – 5 баллов; 7 заданий – 4 балла; 6-4 задания – 3 балла; 3 и меньше заданий – 2 балла. | |
2.Поставь нужный знак. | От 0 до 5. Критерии оценивания: 6 заданий – 5 баллов; 5 заданий -4 балла; 4 – 3 задания – 3 балла; 2 и меньше задания – 0 баллов. | |
3.Ответь на вопросы. | От 0 до 5 Критерии оценивания: 4 задания – 5 баллов; 3 задания – 4 балла; 2 задания – 3 балла; меньше двух заданий – 2 балла. | |
Итого: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил» Л.Н. Толстой
Р е ш и т е у с т н о:
Из проволоки сделали каркас прямоугольного параллелепипеда. Сколько понадобилось при этом проволоки? Ответ: 60 2 см 9 см 4 см
Сколько потребуется материала для изготовления закрытой картонной коробки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда, имеющей размеры: 1 дм , 2 дм , 3 дм ?
Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1? Ответ: 6
На изготовление какого из двух аквариумов потребовалось больше стекла? 32см 45см 50см 50см 32см 45см
Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.
Правильные ответы на вопросы Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. - + + + + -
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м.
Проблема Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН ? Что для этого необходимо знать?
Важным свойством тела является его вместимость. Вместимость характеризуют объемом. За единицу измерения объема принимают объем единичного куба.
Гипотеза Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.
ТЕМА УРОКА: Объем прямоугольного параллелепипеда
1 дм 1 см 1 мм 1 м 1 дм 3 1 м 3 1см 3 1мм 3
16 Вычислим объем коробки, имеющей форму параллелепипеда Сколько кубиков объемом 1 дм 3 уложится на основании этой коробки вдоль ребра, равного 3 дм ? Сколько рядов потребуется, ч тобы выложить кубиками все основание? Сколько получится слоев для заполнения всей коробки? V = 3 · 2 · 5 = 30 (дм 3 )
17 V = a · b · c Объем куба V = a 3 Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений: длины, ширины и высоты ширина длина высота Внимание! При вычислениях все измерения должны быть выражены в одинаковых единицах.
18 Найдите объем параллелепипеда 4 м 4 м 4 м 3 дм 6 дм 2 дм 9 см 3 см 5 c м
1 м 3 1 м 3 1 м 3 1 м 3 V = 1 м 3 +1 м 3 +1 м 3 +1 м 3 = 4 м 3
Рисуй глазами треугольник. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась.
№ Объём, V Длина , a Ширина, b Высота, с 1 ? 7 дм 2 м 4 дм 2 720 дм 3 8 дм 90 см ? 3. Найти объем куба с ребром 7 см
Размеры классной комнаты: Длина – 8 метров; Ширина – 6 метров; Высота – 3 метра Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника, достигает 4 куб. м.
Найти объём фигур
Проверь себя: 1) V =1 2) V =6 3) V =8 4) V =18 7) V =72 5) V =8 6) V =24
Длина аквариума 80 см, ширина 40 см, а высота 50 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? 50см 80см 40см 10см
Используемые источники : http :// images . yandex . ru / . Коллекция картинок. http :// animashky . ru / . Коллекция анимаций . http :// gym 1. ucoz . ru / load /1-1-0-145 Презентация прямоугольный параллелепипед. Автор Савченко Е.М . кarmanform.ucoz.ru Презентация прямоугольный параллелепипед . Автор Каратанова М.Н.
Ссылки на картинки: http://goo.gl/fTmzAq http://goo.gl/U945k2 http://goo.gl/SIypvY http://goo.gl/khGCqr http://goo.gl/S7IkHQ http://goo.gl/2T0QWl http://goo.gl/ryTuUZ http://goo.gl/vIX7C6 http://goo.gl/EE9m93 http://goo.gl/KnQZj2 http://goo.gl/WpIQoR http://goo.gl/w0sKfs http://goo.gl/s13QbQ http://goo.gl/nkmJh6 http://goo.gl/xMir3u
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения" Н.Я. Виленкин, 5 класс, составленный по ФГОС.
Конспект составлен по ФГОС, выделены этапы урока....
Разработка к уроку "Объем прямоугольного параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В.
Технологическая карта к уроку по ФГОС "Объем параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В....
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда" - второй урок по данной теме + презентация...
Конспект урока "Развертка прямоугольного параллелепипеда"
Конспект урока по математике в 9 классе школы VIII вида...
Технологическая карта урока математики "Прямоугольный параллелепипед"
Урок с использованием ЭОР и ИТ-технологий....
Индивидуальные карточки к уроку "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Повторение.1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?3) Что можно сказать о его противоположных гранях?4) Какие измерен...
урок объём прямоугольного параллелепипеда
урок содержит проектно -исследовательскую работу ...