Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
материал по математике (6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya-6_klass.docx | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
6 класс
2022-2023 учебный год
Составитель: Задесенцева С.П.
учитель математики высшей
квалификационной категории
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися 6 классов. В основе преподавания данного курса лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- овладение универсальными учебными действиями;
- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У обучающихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7 классе.
При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
На изучение наглядной геометрии в 6 классе отводится 34 часа.
Планируемые результаты изучения курса наглядной геометрии.
Учащийся должен достичь следующих результатов
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому)восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о её значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объёмными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов некоторых геометрических фигур.
Содержание курса наглядной геометрии
6 класс
Фигурки из кубиков и их частей. (2 часа)
Метод трёх проекций пространственных тел. Составление куба из многогранников. Сечения куба.
Параллельность и перпендикулярность. (2 часа)
Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертёжного угольника. Построение прямой, параллельной и перпендикулярной данной, с помощью циркуля и линейки. Параллельные и перпендикулярные и скрещивающиеся рёбра куба. Скрещивающиеся прямые.
Параллелограммы. (1 час)
Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение.
Координаты, координаты, координаты… (2 часа)
Определение местонахождения объектов на географической карте. Определение положения корабля в игре «Морской бой». Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве.
Оригами. (3 часа)
Складывание фигур из бумаги по схеме.
Замечательные кривые. (1 час)
Конические сечения конуса: эллипс, окружность, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида.
Кривые Дракона. (1 час)
Правила получения кривых Дракона.
Лабиринты. (1 час)
Истории лабиринтов. Способы решения задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачёркивания тупиков, правило одной руки.
Геометрия клетчатой бумаги. (1 час)
Построение перпендикуляра к отрезку с помощью линейки. Построение окружности на клетчатой бумаге. Построение прямоугольного треугольника и квадрата по заданной площади.
Зеркальное отражение. (1 час)
Получение изображений при зеркальном отражении от одного и нескольких зеркал.
Симметрия. (2 часа)
Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально – симметричных фигур.
Бордюры. (2 часа)
Бордюры – линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии, поворота и центральной симметрии.
Паркеты. (2 часа)
Плоские орнаменты – паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов.
Симметрия помогает решать задачи. (2 часа)
Построение фигур при осевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойство касательной к окружности.
Одно важное свойство окружности. (2 часа)
Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол.
Задачи, головоломки, игры. (2 часа)
Экскурсии. (2 часа)
История создания архитектурного объекта, определение формы его деталей, рисование отдельных деталей и всего здания в целом в разных ракурсах. Конструирование моделей этих сооружений, придумывание новых.
Защита творческих проектов. (3 часа)
Резерв. (2 часа)
Тематическое планирование курса наглядной геометрии в 6 классе.
Тема занятия | Количество часов | Примерные сроки изучения | Характеристика основных видов деятельности. | |
1 | Фигурки из кубиков и частей. | 2 | 1 -2 неделя сентября | Конструировать тела из кубиков. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путём предметного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры. |
2 | Параллельность и перпендикулярность. | 2 | 3-4 неделя сентября | Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Строить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки. |
3 | Параллелограммы. | 1 | 1 неделя октября | Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
4 | Координаты, координаты, координаты… | 2 | 2,3 неделя октября | Находить координаты точки и строить точку по её координатам на плоскости. |
5 | Оригами. | 3 | 4 неделя октября, 2-3 неделя ноября | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи и схемы. |
6 | Замечательные кривые. | 1 | 4 неделя ноября | Строить замечательные кривые (эллипс, окружность, гиперболу, параболу, спираль Архимеда, синусоиду, кардиоиду, циклоиду и др.) от руки с помощью вспомогательных средств. |
7 | Кривые Дракона. | 1 | 1 неделя декабря | Осуществлять поворот фигуры на заданный угол в заданном направлении, рисовать от руки и по предписаниям. |
8 | Лабиринты. | 1 | 2 неделя декабря | Решать задачи с помощью методов: проб и ошибок, зачёркивания тупиков и правила одной руки. Применять методы прохождения лабиринтов. |
9 | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | 3 неделя декабря | Применять свойства фигур при решении задач на клетчатой бумаге. Строить фигуры на клетчатой бумаге с учётом их свойств. Использовать клетчатую бумагу как палетку. |
10 | Зеркальное отображение. | 1 | 4 неделя декабря | Наблюдать за изменением объекта при зеркальном отображении. Строить объекты при зеркальном отображении. |
11 | Симметрия. | 2 | 2-3 неделя января | Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Строить центрально – симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигуры. |
12 | Бордюры. | 2 | 4-5 неделя января | Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров. |
13 | Паркеты. | 2 | 1-2 неделя февраля | Конструировать паркеты, изображая их от руки и с помощью инструментов. Использовать геометрические преобразования для составления паркета. |
14 | Симметрия помогает решать задачи. | 2 | 3-4 неделя февраля | Строить фигуры при осевой симметрии, строить рисунок к задаче, выполнять дополнительные построения. |
15 | Одно важное свойство окружности. | 2 | 1-2 неделя марта | Решать задачи на нахождение длины отрезка, периметра многоугольника, градусной меры угла, площади прямоугольника и объёма куба. |
16 | Задачи, головоломки, игры. | 2 | 3-4 неделя марта | Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
17 | Экскурсия по теме «Симметрия в архитектуре усадьбы графа Шереметева». | 1 | 1 неделя апреля | Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире. |
18 | Экскурсия по теме «Геометрия современной архитектуры». | 1 | 2 неделя апреля | Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире. |
19 | Защита творческих проектов. | 3 | 3-4 неделя апреля, 1 неделя мая | Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат. |
20 | Резерв. | 2 | 3-4 неделя мая | |
Итого | 34 |
Используемая литература:
1. Л.Н. Ерганжиева, О.В. Муравина «Математика. Наглядная геометрия». Методическое пособие. Москва. Дрофа. 2017 г.
2. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия. 5 – 6 классы» Учебник. Москва. Дрофа. 2018 г.
3. Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О.А. Дмитриева «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6» Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2018 г.
4. В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко «Наглядная геометрия». Рабочая тетрадь (№1 - №4). Москва. Издательство МЦНМО. 2015 г.
5. В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева, Н.Б. Лобаненко, И.И. Середенко «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы» Учебное пособие. Москва. «Просвещение».2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...
Программа курса "Наглядная геометрия" в рамках внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной ...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....
Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 кл. "Путешествие в Страну Геометрию"
Программа кружка "Путешествие в Страну Геометрию" относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Программа позволяет ознакомиться со многими важне...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс.
Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" предназначена для реализации в 5-6 классах, и имеет общеинтеллектальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5 класс
Цели курса “Наглядная геометрия”Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:·...