Статья "Развитие математической грамотности в 5 классе"
статья по математике (5 класс)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Организация работы образовательного центра строится с использованием в учебном процессе банка заданий для формования и оценки функциональной грамотности учащихся, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Эти задания можно использовать как во внеурочной, так и в урочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_matematicheskoy_gramotnosti_v_5_klasse.docx | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 51
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5 КЛАССЕ
А.В. Тищенко
МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева,
Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»
e-mail: strenina-anna-242@mail.ru
Аннотация: Задача современной школы направлена на формирование функционально грамотных людей. Организация работы образовательного центра «Лидер» строится с использованием в учебном процессе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, которые разработаны ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В данной статье рассматривается использование заданий открытого банка по математической грамотности не только в урочной деятельности, но и в неурочной. Данные задания применяются на занятиях курса внеурочной деятельности «Математика в космосе».
Ключевые слова: математическая грамотность; открытый банк заданий; математика в космосе; практический блок, теоретический блок.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей [2].
Организация работы образовательного центра строится с использованием в учебном процессе банка заданий для формования и оценки функциональной грамотности учащихся, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Эти задания можно использовать как во внеурочной, так и в урочной деятельности. Открытый банк заданий представляет собой 6 направлений функциональной грамотности. Изучив данные задания открытого банка по математической грамотности, я для себя отметила, что, например, при изучении темы «Деление с остатком» можно использовать задание «Магазин хозяйственных товаров», темы «Комбинаторные задачи» - задание «Школьная форма», темы «Числовые и буквенные выражения. Формулы» - задания «Велосипедисты». Более подробно хотела остановиться на фрагменте урока «Обыкновенные дроби».
Сначала мы провели теоретический блок по данной теме, где ребята адресовали вопросы своим одноклассникам [1]. Затем провели практический блок в виде математического диктанта, в котором ребята определяли уровень заряда мобильного телефона.
Рис. 1. Уровень зарада мобильного телефона
На данном уроке предложила ребятам задания открытого банка «Аккумулятор радиотелефона». В первой задаче определяли, на сколько часов хватит оставшегося заряда телефона при обычном режиме использования. Во второй задаче выясняли, у кого из ребят остался больший заряд телефона.
Затем провели сравнение радио и мобильного телефонов по таким критериям, как габариты, вес, память. После чего определили: каким же телефоном удобнее пользоваться.
Рис. 2. Сравнение радиотелефона и мобильного телефона по критериям
Это один из примеров, который я проводила на уроке. Также задания открытого банка использую во внеурочной деятельности.
Участвуя в совместном проекте с космической корпорацией «Роскосмос», для пятиклассников в образовательном центре проводятся различные курсы, в том числе и «Математика в космосе» [3].
Рис.3. Проведение занятия в купольном планетарии
Также было проведено два космических квеста, где ребятам было предложено задание открытого банка читательской грамотности «Выход в открытый космос». Ребятам было предложено прочитать текст, найти и извлечь нужную информацию.
Задания открытого банка использую в работе, но и разрабатываю свои задания, планирую создать свой кейс заданий, который будет связан с космической направленностью.
Список литературы
1. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов / Е.Н. Калинкина // - Новокуйбышевск, 2019. – 242 с.
2. Cимонова О. В. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5–6-х классах общеобразовательной школы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета – 2010. – № 3. – С. 147–153.
3. Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС / М. Н. Филатова // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 430-434.
Тищенко Анна Витальевна, доцент, учитель математики МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева, г. Бобров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая грамотность, 8 класс
Задачи на формирование математической грамотности на уроках математики, 8 класс...
Задачи по формированию математической грамотности (8 класс)
Все за одного, один за всех,Тогда в классе будет успех!...
Математическая грамотность 5 класс
разработки по подготовке к математической грамотности...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 7 класс
Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан ина 17 часов, те по 0,5 час...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 9 класс
Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан на 34 часа, те 1 час в неде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическая грамотность". 5 класс
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическая грамотность» имеет естественно-научную направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного об...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическая грамотность". 6 класс
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическая грамотность» имеет естественно-научную направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного об...