Правдоподобность дистракторов педагогических тестов
статья по математике
Рассматриваются особенности тестовых заданий закрытого типа. Проводится анализ привлекательности дистракторов тестовых заданий, применяемых для мониторинга по математике на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravdopodobnost_distraktorov_pedagogicheskih_testov.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВДОПОДОБНОСТЬ ДИСТРАКТОРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Рассматриваются особенности тестовых заданий закрытого типа. Проводится анализ привлекательности дистракторов тестовых заданий, применяемых для мониторинга по математике на всех этапах обучения.
Ключевые слова: тестирование, задания закрытого типа, дистракторы, равномерность распределения.
Для массового аттестационного тестирования наиболее широко используется закрытая форма тестового задания (задание с выбором одного или нескольких ответов) [1]. Это объясняется ее универсальностью, так как содержание практически любой дисциплины можно трансформировать в задание с выбором ответа. Кроме того, привлекательность закрытой формы связана с быстротой тестирования, с широтой охвата материала и с простотой подсчета итоговых баллов обучаемых.
Задание закрытой формы состоит из основного текста, содержащего постановку задачи, и различных вариантов ответов, где правильные варианты носят название «райтеры», а неправильные – «дистракторы».
Разработка заданий с выбором, несмотря на их кажущуюся простоту, является сложной задачей. Особые требования предъявляются как к постановке задачи, так и к вариантам ответов.
Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов. Она должна иметь простую синтаксическую конструкцию: не более одного предложения из семи-восьми слов. В формулировке недопустима какая-либо неясность или двусмысленность. Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.
Подбор дистракторов имеет не меньшее, а в какой-то степени и большее значение для качества тестового задания. При формулировке ответов не рекомендуется использование выражений «все перечисленные», «ни один из перечисленных» и т. д., а также слов «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. п., так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа. Не рекомендуется включать ответы, вытекающие один из другого. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины и являться элементами одного множества, одного гомологического ряда (принцип однородности). Дистракторы должны отвечать принципу равновероятной привлекательности и достаточно высокой правдоподобности [2].
Количество дистракторов может варьироваться в зависимости от предпочтений составителя теста или от специфики дисциплины, по которой проводится тестирование. Оптимальное число неправильных ответов – четыре-пять. Уменьшение этого числа ведет к повышению вероятности угадывания правильного ответа, а увеличение – к громоздкости теста. Кроме того, погоня за количеством дистракторов может существенно снизить качество тестового задания, так как в этом случае неправильные ответы формируются некорректно, теряют привлекательность и, следовательно, не выполняют свою функцию. Дистрактор, который никто не выбирает в качестве правильного ответа, называют неработающим. Он подлежит удалению из числа ответов или корректировке.
Процесс создания равновероятно привлекательных, «работающих» дистракторов технически сложен, поэтому к нему иногда привлекают самих обучаемых. Им выдается задание в открытой форме (диагностическая, самостоятельная работа), а затем проводится анализ допущенных ошибок и полученных при этом ответов.
Правдоподобность дистракторов, мера их привлекательности оцениваются после первой эмпирической проверки на любой репрезентативной выборке с помощью подсчета долей испытуемых, выбравших тот или иной неправильный ответ. Идеальная ситуация, когда каждый из дистракторов выбирается одинаковым количеством тестируемых, практически недостижима. Поэтому допустимо несущественное отклонение отдельных долей от идеала в сторону уменьшения или увеличения [3].
Правдоподобность дистракторов является одной из характеристик теста, оказывающих влияние на его надежность и валидность, поэтому проведение дистракторного анализа необходимо для организации качественного процесса педагогического тестирования [5].
Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что тестовые методы мониторинга успеваемости обучающихся с каждым годом расширяют свои границы. Тесты становятся неотъемлемой частью учебного процесса, на всех его этапах: от осмысления и закрепления учебного материала, до контроля его усвоения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. – М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. – 191 с.
- Ким В.С. Тестирование учебных достижений: Монография. – Уссурийск: Изд-во
УГПИ, 2007. – 214 с.: ил.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов:
Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.: ил.
- Рыбанов А.А. Анализ качества дистракторов для тестовых заданий // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – № 6
(10). – С. 137–140.
- Аванесов В.С. Дистракторный анализ // Педагогические измерения. – 2013. – № 1. – С. 70–78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический тест по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное"
Тест по теме "Имя прилагательное"...
Тесты для педагогических работников для проведения письменного квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности
Уважаемые коллеги! Данный тест составлен для проведения письменного квалификационного испытания с целью соответствия занимаемой должности педагогического работтника по предмету "Технология". Баз...
Педагогический тест требования к разработке и применению
Обычно с понятием тестирования связывают любой вид проверки или испытаний. На языке науки тестирование, это исследовательский метод, в основе создания и использования которого лежат определенные прави...
Педагогический тест по теме "Уравнения с одним неизвестным для учащихся 7 класса"
На сегодняшний день проблема тестирования в образовании достаточно актуальна. Обусловлено это тем, что введены ГИА-9 и ЕГЭ, которые учащиеся ОУ сдают в конце 9 и11 классов, но навыки работы с тестами ...
Практическая грамматика немецкого языка: педагогические тесты с ключами
Разработка тестов «Практическая грамматика» представлена в формате Microsoft Office Word. К тестам прилагается программа «Репетитор: Грамматика немецкого языка в схемах и таблицах&ra...
Основные этапы разработки педагогического теста
Источник: Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В, Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Педагогическое общество России, Москва, 2007...
Статья "Ключ к решению тестового задания- дистракторы"
В данной статье проведен небольшой анализ дистракторов, используемых в математике....