Сравнение десятичных дробей.
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе.
Тема урока: Сравнение десятичных дробей.
Цели:
Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам.
Личностные: Проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.
Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …».
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.
Личностные - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.
Задачи урока:
- Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел;
- Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
- Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: карточки учета, учебник, дидактический материал, раздаточные карточки (тест), портрет С. Стевин, таблица «Сравнение десятичных дробей».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация урока.
«Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться сравнивать десятичные дроби. Ведь сравнение чисел очень важная операция, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агенство. Агенству требуются новые работники. А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива.
А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет».
Запишите свои данные в личную карточку. Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агенстве. Запишите в личную карточку.
Ф. И. класс | ||||
№ | Вид задания | Форма проверки | Максимальный балл | Получен-ный балл |
1. | Заявление (проверка д/з) | учителем | 6 баллов | |
2. | Название фирмы (данетка) | взаимопроверка | 6 баллов | |
3. | Тест. | взаимопроверка | 6 баллов | |
4. | Логическая задача. | самопроверка | 5 баллов | |
5. | Бонус. | самопроверка | 1 балл | |
Оценка за урок: | 24:2 | |||
Оцени свою работу на уроке: |
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 6 баллов.
Все вы достойны стать сотрудниками детективного агенства.
Игра «Данетка».
Но сначала выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агенства состоит из 6 букв.
Ф =0,8
А 14=14,5
Е 1=1,001
М =3,4
О 48см=4,8м
И 7,20=7,2
Л 0,5=0,05
Д 2,5000=2,5
А 15=15,00
Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 6 баллов. Результаты заносим в личную карточку.
Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.
- 7 целых 8 десятых
- 2 целые 25 сотых
- 0 целых 92 сотые
- 12 целых 3 сотых
- 24 целые 24 тысячные
- 7 целых 7 десятых
- 7 целых 7 сотых
- 7 целых 7 тысячных
- 0 целых 5 десятитысячных
Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел».
Как выполняется сравнение натуральных чисел?
Выполнение задания у доски.
Сравни:
- 326…362;
- 1999…2002;
- 985…1304;
- 43***…48***;
- 38*…1***;
- 6*9…96*;
4. Усвоения новых знаний и способа действий.
Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть дело под названием «Сравнение десятичных дробей». Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека.
Итак, материал дела №1.
№1. Сравните:
2,48 и 4,7
15,01 и 9,345
Обсуждение в группах.
Объясните, как вы действовали.
Сделайте вывод.
Переходим к материалу дела №2.
№2. Сравните:
4,35 и 4,06
57,8 и 57,3
0,132 и 0,102
Обсуждение в группах.
Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали.
Переходим к материалу дела №3.
№3. Сравните:
2,7 и 2,59
60,7 и 60,376
15 и 15,1
Обсуждение в группах.
Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.
Итак, какое же наше решение по данному делу? К какому выводу вы пришли?
По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей.
Алгоритм сравнения десятичных дробей:
Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо: 1.уравнять у них число десятичных знаков, приписав нули справа; 2.отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.
5. Физкультминутка.
Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
6. Первичное закрепление нового материала.
Решить у доски № 742письменно, 743 устно, № 744,745 письменно.
Работа в парах.
Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:
1) в порядке возрастания:
3,02 О
2,23 И
3,2 Н
2,3 М
2,03 С
2) в порядке убывания:
7,07 И
7,77 С
7,077 В
7,707 Т
7 Н
7,7 Е
Ответ: Симон Стевин.
Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.
7. Самостоятельная работа.
Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив.
Тест.
Вариант 1
- Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1:
к) 5,894 > 6,1; е) 5,894 = 6,1;
л) 5,894 < 6,1; г) свой ответ.
- Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57:
о) 0,529 < 0,57; в) 0,529 = 0,57;
и) 0,529 > 0,57; д) свой ответ.
3. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной
5,688 < 5,6*1:
а) 8; г) 9; н) 0; р) 8; 9.
4. Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число:
м) 2,4; н) 2;
и) 3; г) свой ответ.
5. Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6:
с)2,5; б) 2,50; к) 2,51; а) 2,6.
6. Числа 4,41*; 4,*2; 4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.
т) 5; в) 2; а) 3; л) свой ответ.
Вариант 2
- Выберите правильную запись сравнения дробей 56,913 и 59,1:
а) 56,913> 59,1; в) 56,913= 59,1;
л) 56,913 < 59,1; с) свой ответ.
2. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67:
о) 0,634 < 0,67; а) 0,634 = 0,67;
р) 0,634 > 0,67; д) свой ответ.
3. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной
0,7*5 < 0,725:
а) 1; т) 0; г) 0; 1; д) 2.
4. Между числами 5,9 и 6,4 заключено натуральное число:
е) 5; в) 7;
и) 6; г) свой ответ.
5. Укажите значение х, при котором верно неравенство 3,7 < x <3,8:
с)3,70; г) 3,8; к) 3,72; а) 3,9.
6. Числа 5,2*; 5,**; 5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.
а) 3; п) 4; и) 5; б) свой ответ.
Обратить внимание на учащихся:
5А-
5Б –
5В -
Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 6 баллов.
7. Логическое задание.
Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление.
И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче.
Логическая задача.
Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.
Ответ:
Таня-1,38м
Оля-1,4м
Наташа-1,47м
Катя-1,5м
Ира-1,3м
Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов.
Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради.
8. Итоги урока. Рефлексия
Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агенстве. Оценка - сумма баллов делится на 2.
Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей. Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?
-что понравилось?
-что вызвало затруднение?
-за что можете себя похвалить?
Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?
Домашнее задание:
Выучить п.4.2, № 746, 753
Сообщение «Интересные факты из жизни С. Стевин».
Притча:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
-Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…».
-Кто работал добросовестно, «!?».
-Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!».
Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.
Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы.
А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:
Дроби всякие нужны, дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".
Цели урока: 1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2....
Разработка урока по теме "Сравнение десятичных дробей".
Данная разработка урока познакомит учащихся с правилом сравнения десятичных дробей.· ...
сравнение десятичных дробей
вывод алгоритма сравнения десятичных дробей...
Сравнение десятичных дробей
презентация к уроку "Сравнение десятичных дробей"...
"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина
При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...
Урок математики в 5 классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"
Тема урока: Сравнение десятичных дробей.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - закрепить, отработать, проверить ЗУН по теме «Сравнение десятичных дробей»; закрепить умение воспринимать информа...
Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...