Сравнение десятичных дробей.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пелипенко Анна Анатольевна

урок формирования новых знаний и умений в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

Тема урока: Сравнение десятичных дробей.

Цели:

Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.

Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты: 

Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам.

Личностные: Проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.

Познавательные  –  понимать сущность составления алгоритма, действовать  по алгоритму, проговаривать  выводы в виде правил «если …, то …».

Коммуникативные  –  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.

Личностные  - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.

Задачи урока:

  1. Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел;
  2. Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
  3. Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование: карточки учета, учебник, дидактический материал, раздаточные карточки (тест), портрет С. Стевин, таблица «Сравнение десятичных дробей».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация урока.

 «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться сравнивать десятичные дроби. Ведь сравнение чисел очень важная операция, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агенство. Агенству требуются новые работники.  А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива.

А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет».

 Запишите свои данные в личную карточку. Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агенстве. Запишите в личную карточку.

Ф. И.                                                                                  класс

Вид задания

Форма проверки

Максимальный балл

Получен-ный балл

1.

Заявление (проверка д/з)

учителем

6 баллов

2.

Название фирмы (данетка)

взаимопроверка

6 баллов

3.

Тест.

взаимопроверка

6 баллов

4.

Логическая задача.

самопроверка

5 баллов

5.

Бонус.

самопроверка

1 балл

Оценка за урок:

24:2

Оцени свою работу на уроке:

3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 6 баллов.

Все вы достойны стать сотрудниками детективного агенства.

Игра «Данетка».

Но сначала  выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агенства состоит из 6 букв.

Ф     =0,8

А      14=14,5

Е       1=1,001

М      =3,4

О       48см=4,8м

И      7,20=7,2

Л       0,5=0,05

Д       2,5000=2,5

А       15=15,00

Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 6 баллов. Результаты заносим в личную карточку.

Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.

  • 7 целых 8 десятых
  • 2 целые 25 сотых
  • 0 целых 92 сотые
  • 12 целых 3 сотых
  • 24 целые 24 тысячные
  • 7 целых 7 десятых
  • 7 целых 7 сотых
  • 7 целых 7 тысячных
  • 0 целых 5 десятитысячных

Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел».

Как выполняется сравнение натуральных чисел?

Выполнение задания у доски.

Сравни:

  1. 326…362;
  2. 1999…2002;
  3. 985…1304;
  4. 43***…48***;
  5. 38*…1***;
  6. 6*9…96*;

4. Усвоения новых знаний и способа действий.

Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть дело под названием «Сравнение десятичных дробей». Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека.

Итак, материал дела №1.

№1. Сравните:

2,48 и 4,7

15,01 и 9,345

Обсуждение в группах.

Объясните, как вы действовали.

Сделайте вывод.

Переходим к материалу дела №2.

№2. Сравните:

4,35 и 4,06

57,8 и 57,3

0,132 и 0,102

Обсуждение в группах.

Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали.

Переходим к материалу дела №3.

№3. Сравните:

2,7 и 2,59

60,7 и 60,376

15 и 15,1

Обсуждение в группах.

Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.

Итак, какое же наше решение по данному делу? К какому выводу вы пришли?

По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей.

Алгоритм сравнения десятичных дробей:

Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо: 1.уравнять у них число десятичных знаков, приписав нули справа; 2.отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.

5. Физкультминутка.

Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

6. Первичное закрепление нового материала.

Решить у доски № 742письменно, 743 устно, № 744,745 письменно.

Работа в парах.

Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:

1) в порядке возрастания:

3,02   О

2,23   И        

3,2     Н

2,3    М

2,03   С

2) в порядке убывания:

7,07     И

7,77     С

7,077        В

7,707        Т

7        Н

7,7       Е

Ответ: Симон Стевин.

 Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения  целой части от дробной ставил нуль в кружочке.  Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.

7. Самостоятельная работа.

Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив.

Тест.

 Вариант 1

 

  1. Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1:

к) 5,894 > 6,1;                      е) 5,894 = 6,1;

л) 5,894 < 6,1;                      г) свой ответ.

  1. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57:

о) 0,529 < 0,57;                    в) 0,529 = 0,57;

и) 0,529 > 0,57;                    д) свой ответ.

3.     Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

5,688 < 5,6*1:

а) 8;     г) 9;    н) 0;     р) 8; 9.

4.    Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число:

м) 2,4;                            н) 2;

и) 3;                                г) свой ответ.

5.  Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6:

с)2,5;    б) 2,50;    к) 2,51;   а) 2,6.

6.  Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

 т) 5;             в) 2;                 а) 3;         л) свой ответ.

Вариант 2

  1.  Выберите правильную запись сравнения дробей 56,913 и 59,1:

а) 56,913> 59,1;                      в) 56,913= 59,1;

л) 56,913 < 59,1;                     с) свой ответ.

2.     Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67:

о) 0,634 < 0,67;                    а) 0,634 = 0,67;

р) 0,634 > 0,67;                    д) свой ответ.

3.    Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

0,7*5 < 0,725:

а) 1;     т) 0;    г) 0; 1;     д) 2.

4.       Между числами 5,9 и 6,4 заключено натуральное число:

е) 5;                               в) 7;

и) 6;                               г) свой ответ.

5.    Укажите значение х, при котором верно неравенство 3,7 < x <3,8:

с)3,70;    г) 3,8;    к) 3,72;   а) 3,9.

6.      Числа 5,2*;  5,**;  5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

а) 3;             п) 4;                 и) 5;         б) свой ответ.

Обратить внимание на учащихся:

5А-

5Б –

5В -

Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 6 баллов.

7. Логическое задание.

Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление.

И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче.

Логическая задача.

Таня,  Оля,  Наташа,  Катя  и  Ира  измерили  свой  рост.  Получились  результаты:  1,3 м,     1,47 м,   1,5 м,   1,4 м,   1,38 м.  Известно,  что  Оля  ниже  Наташи,  но  выше  Тани.  Катя  выше  Наташи,  а  Ира  ниже  Тани.  Найдите  рост  каждой  девочки.

Ответ:

Таня-1,38м

Оля-1,4м

Наташа-1,47м

Катя-1,5м

Ира-1,3м

Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов.

Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради.

8. Итоги урока. Рефлексия

Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агенстве. Оценка - сумма баллов делится на 2.

Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей.  Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?

-что понравилось?

-что вызвало затруднение?

-за что можете себя похвалить?

Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?

 Домашнее задание:

Выучить п.4.2, № 746, 753

Сообщение «Интересные факты из жизни С. Стевин».

 Притча:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

-Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

-Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…».

-Кто работал добросовестно, «!?».

-Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!».

Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.

Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы.

А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:

Дроби всякие нужны, дроби разные важны.        

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".

Цели урока: 1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2....

Разработка урока по теме "Сравнение десятичных дробей".

Данная разработка урока познакомит учащихся с правилом сравнения десятичных дробей.·     ...

сравнение десятичных дробей

вывод алгоритма сравнения десятичных дробей...

Сравнение десятичных дробей

презентация к уроку "Сравнение десятичных дробей"...

"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина

При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Тема урока: Сравнение десятичных дробей.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - закрепить, отработать, проверить ЗУН по теме «Сравнение десятичных дробей»; закрепить умение воспринимать информа...

Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...