Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников
статья по английскому языку (11 класс) на тему
Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является проектная деятельность. Поисковая учебно-познавательная деятельность, грамотно организованная педагогом, позволяет воплотить в жизнь не только совместно разработанные идеи и замыслы, но и достичь обучающимися реальной, личностно значимой цели, опирающейся на их индивидуальные интересы и предпочтения. Педагог, опираясь на предпочтения и интересы обучающихся, может добиться хороших успехов в учёбе школьников и сделать обучение желанным процессом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по английскому языку, как средство развития познавательных интересов старшеклассников
Наличие социального заказа способствует интенсивному вовлечению обучающихся в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является проектная деятельность. Поисковая учебно-познавательная деятельность, грамотно организованная педагогом, позволяет воплотить в жизнь не только совместно разработанные идеи и замыслы, но и достичь обучающимися реальной, личностно значимой цели, опирающейся на их индивидуальные интересы и предпочтения. Педагог, опираясь на предпочтения и интересы обучающихся, может добиться хороших успехов в учёбе школьников и сделать обучение желанным процессом.
Проектная деятельность предполагает прохождение следующих этапов:
- Подготовительный этап. На этом этапе учащихся важно заинтересовать, чтобы у них возникла перспектива.
- Организационный этап - принятие решения, планирование, распределение ролей.
- Основной этап. На этом этапе учащиеся самостоятельно ищут информацию об объектах исследования, используя различные источники, в том числе Интернет; консультируются с учителем, отбирают наиболее важный и интересный материал (на русском языке). После тщательного отбора и систематизации найденного материала учащиеся переводят его на английский язык.
- Заключительный этап. На данном этапе мы соединяем результаты деятельности отдельных учащихся и получаем конечных продукт – проект на английском языке.
- Презентация/защита проекта. Защита проектов осуществляется в урочное или внеурочное время (внеклассные мероприятия). Форму презентации обучающиеся выбирают сами.
Многие старшеклассники психологически готовы к исследовательской и творческой деятельности , которая наиболее эффективно реализуется в процессе работы над иноязычным проектом, способствующим развитию интеллектуальных способностей и формированию иноязычных коммуникативных умений как презентационных, так и дискуссионных. В отличие от младших школьников старшеклассники могут переносить центр значимости с репродуктивного восприятия информации на умения самостоятельно добывать ее, прогнозировать, планировать, конструировать проекты. Социализация школьников тоже играет далеко не последнюю роль , способствуя проекции внутреннего мира личности на внешний социальный мир.
Основной задачей учителя выступает инициация самообучения обучающихся, создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, обеспечение вовлечённости и заинтересованности участников проекта, раскрытие их потенциала. Как этого добиться? Необходимо вводить в процесс обучения развивающие приёмы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и активность детей.
В основу проектов по английскому могут быть положены ряд вопросов, связанных с культурной деятельностью обучающихся, традициями и ценностями их семьи, их собственным опытом и заинтересованностью, освоенными нормами и образцами: « Социолингвистический аспект надписей на одежде подростков», « Культурологические характеристики молодёжного жаргона ( сленга) в русском и английском языках», « Плюсы и минусы языка СМС- сообщений на английском языке», « Семь чудес Иркутской области».
В курсе лингвистических дисциплин чаще всего используются информационные и творческие проекты. Информационные направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. По структуре информационные проекты схожи с исследовательскими и являются их составной частью, модулем.
Проектная деятельность по английскому языку для старшеклассников может найти свое применение в любой школе во время проведения предметной недели по иностранному языку или в качестве интегрированных уроков по английскому языку и истории, литературе, информатике и др.
В своей практике я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Хотелось бы выделить следующие типы проектов:
- монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика, так, например, учащиеся выполнили работы по следующим темам: “My Family, “My Favourite Season”, “My Pet”, “My School’’, “How Are You?”, “I’d Like to Travel”, “Happy New Year!”, “My home town”;
- коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся: “American thirteen colonies’’, ‘Britain At a Glance”, “Sights of London”, “English Famous Writers and Poets”, “Inventions That Shook the World” .
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, в формате электронной игры, презентаций, фото- и видеоматериалов, описаний – всем тем, что интересно старшеклассникам, достигнуто ими в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов.
В ходе работы над проектом у старшеклассников повышается интерес к английскому языку, так как обычные упражнения репродуктивного характера заменяются заданиями поискового и проблемного характера, которые способствуют развитию умений индивидуальной исследовательской и коллективной творческой деятельности обучающихся, а также возможности их самореализации. Ребятам предоставляется возможность как бы по новому посмотреть на привычный предмет, ну а результаты полученные в ходе исследования повышают мотивацию старшеклассников в изучении английского языка и снижают школьную тревожность.
Проектная деятельность учащихся даёт возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка, является средством от однообразия, скуки, способствует расширению языковых знаний, развитию обучающихся.
Литература
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Основная школа/ С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; вт.-сост. С.В. Третьякова.- М.: Просвещение, 2013.- 96с.
- Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.-1999.-№6-С.17-21.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе.-2000.-№1-С.4-11
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»
Данный опыт работы может заинтересовать учителей, которые в своей работе используют проектную технологию....
«Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»
Работа на конкурс педагогического мастерства учителя русского языка и литературы....
эссе доклад «Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»
laquo;Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»...
:: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках обществознания ,истории и краеведения
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования&raq...
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках обществознания
Специфика обществоведческого образования обучающихся основной школы, по нашему мнению, такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через вы...
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории....
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников
Карта инновационного педагогического опыта работы....