О проблеме развития пространственных представлений у учащихся 5-6 классов
статья по математике (5 класс)

Сёмина Ксения Александровна

Статья посвящена проблеме развития пространственного представления у обучающихся 5-6 классов. С учетом возрастных особенностей младших подростков, требований ФГОС ОО, предложен дополнительный набор задач, направленный на развитие пространственного представления обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.А.Сёмина

магистрант кафедры методики

обучения математике и информатике

РГПУ им. А.И.Герцена

Санкт‒Петербург

kanatova_ka@mail.ru

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Аннотация.Статья посвящена проблеме развития пространственного представления у обучающихся 5-6 классов. С учетом возрастных особенностей младших подростков, требований ФГОС ОО, предложен дополнительный набор задач, направленный на развитие пространственного представления обучающихся.

Ключевые слова: пространство, ориентация в пространстве, пространственное представление.

Творческое воображение, ориентация в пространстве, пространственное  представление составляют  важную роль в развитииматематических  способностей человека. Гармоничное развитие обучающихся невозможно без развития способности к ориентировкев пространстве, в самом деле, ориентировка в пространстве  осуществляется непосредственным  восприятием пространства и словесного обозначения пространственных категорий, а именно  местоположением, удаленности, пространственных отношений между различными предметами.

Формированием пространственного представления начинают заниматься еще в дошкольном возрасте, когда детям предлагается отсчитать три клеточки сверху, две клеточки слева и поставить точку. Психолого-педагогические исследования Н.М. Якиманской, О.И. Галкиной,  Н.Ф. Титовой, показали, что для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление  конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего ребенка мира[1].Переходя из начальной школы в среднюю, обучающийся должен иметь навыки ориентировки в  пространстве: создавать образы геометрических фигур; выделять существенные свойства объекта; уметь различать одну фигуру от другой и мысленно проводить с ними операции.  
К сожалению, на сегодняшний день, у обучающихся  5 -6 классов недостаточно сформировано представление о простейших пространственных фигурах (куб, параллелепипед, пирамида, шар). О необходимости формирования пространственного представления (о простейших пространственных телах), отмечается в
ФГОС ОООв статье 11.3  пунктах 6 и 7. В нашей статье мы выделим условия (психолого-педагогические и методические), которые направлены на улучшение пространственных представлений учащихся 5-6 классов.

С чем могут быть связаны трудности  в работе с геометрическими фигурами в пространстве у обучающихся 5-6 классов? Н.М.Якиманская в своих исследованиях отмечает, что  возможность младших школьников работать одновременно и в плоскости и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся привыкают работать только  с двумерными изображениями. «В старших классах, при переходе от планиметрии к стереометрии, где требуется оперирование пространственными изображениями с выходом за пределы плоскости в пространстве, сформированный у них стереотип мешает свободному оперированию пространственными образами».[2].

Важным фактором, обеспечивающим развитие пространственных представлений о простейших геометрических телах, являются возрастные  особенности младших подростков. Возраст 10-12 лет  обучающихся более благоприятен для развития образного компонента мышления, т.е. перехода от наглядно – образногомышления к абстрактному мышлению. Многие учителя не обращают внимания на данные психологические особенности развития обучающихся и упускают возможность  развивать в 5-6 классах пространственные представления. Проведя анализ самого распространенного учебника 5-6 класса Н.Я.Виленкина,можно констатировать, что в нем крайне мало заданий, направленныхна развитие геометрических пространственных представлений. Задания в учебнике в основном направлены на вычисление объема параллелепипеда и площади поверхности, т.е. направлены на алгебраическую составляющую (в соответствии с примерным тематическим планированием  на изучение темы «Прямоугольный параллелепипед»  отводится 3-4 урока).Практически нет таких заданий, где можно распознать прямоугольный параллелепипед среди других простейших геометрических фигур, сконструироватьего или другие различные геометрические фигуры.
Что может предпринять учитель для решения данной проблемы? Во-первых,  обратить внимание на специфику  возрастных особенностей обучающихся 5-6 классов. Во-вторых, скорректировать свою методическую работу понаправлению развития пространственных представлений у учащихся. Мы предлагаем это посредством использованиянабора задач, которые
отличаются  от типовых заданий, представленных в учебнике Н.Я.Виленкина 5-6 классов.

В набор входят задачи,направленныена:

  • разрезание  различных плоских геометрических фигур;
  • вращение плоских и пространственных геометрических фигур;
  • изображение простых пространственных фигур;
  • использование геометрических (пространственных представлений) в реальных ситуациях;
  • работу с развертками разных пространственных геометрических фигур.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что решение проблемы развития пространственного представления  в процессе обучения математике в 5-6 классах связанно с учетом возрастных особенностей учащихся, с требованием ФГОС ООО, грамотным подбором задач, направленных на развитие пространственных представлений.

Список использованной литературы.

  1. Б.Г. Ананьев Проблема представления в советской психологической науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5.

Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., 1961.
Титова Н.Ф. Развитие представлений учащихся начальных классов на уроках чтения. // Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения / Под ред. А.И. Сорокиной и К.Т. Голенкиной, М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  1. Н.Я.Якиманская  развитие пространственного мышления у школьников  М.: Педагогика, 1980, — 240 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (ред. От 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее представление для учащихся 6-9 классов «Нэво-бэрш пир романэ»

Встреча 2013 года - года Змеи. Новый год в цыганском таборе...

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Программа по математике в разделе «Требования к математической подготовке учащихся» указывает, что уровень обязательной подготовки учащихся 5-6 классов, помимо других, определяется требованием «владет...

Театрализованное представление для учащихся 6 - 7 классов

Для учителей.Профилактика курения среди подростков...

Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов)

Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов). Возможно использование данного материала как на уроках по предмету, так и на классных часах....

Сценарий новогоднего представления для учащихся 5 - 9 классов.

Представляю разработку новогоднего представления  "Турагенство Бабы Яги" для учащихся 5 - 9 классов....

Сценарий новогоднего представления для учащихся 7-8 классов по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Основа сценария - адаптированный текст повести Н.В. Гоголя. В сценарий включены игры, конкурсы, тексты колядок. В сценарии заняты учащиеся всего класса....