Программа "Развитие математической грамотности школьника"
материал по математике
Программа "Развитие математической грамотности школьника" для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskoy_gramotnosti_shkolnikov.zip | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность)
Цель обучения -формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся.
Задачи:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения; интерпретировать
- полученные результаты с учетом поставленной проблемы
Планируемые результаты (метапредметные и предметные)
5 класс Уровень узнавания и понимания | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | Применяет математические знания для решения разного рода |
7 класс Уровень анализа и синтеза | Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | Интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках Метапредметного содержания | Интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
Личностные:
5-9 | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часов по 1 часу в неделю для 5-9 классов
Результат от освоения программы
Ученик научится: строить монологическую письменную речь;
- участвовать в дискуссиях;
- создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
- формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах
Предполагаемые мероприятия за пределами курса
- участие в олимпиадах школьного и других уровней
- участие в дистанционных конкурсах по математике, функциональной грамотности;
- подготовка к участию в научно-практической конференции;
- участие в мероприятиях недели математики в школе.
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся
сформировать три уровня компетентности:
Первый уровень- воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий.
Содержание курса
«Развитие математической грамотности школьников»
5-9 класс.
5 класс. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
6 класс. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
7 класс. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера.
8 класс Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
9 класс. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п | тема занятия | дата | примечания |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления | ||
2 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления | ||
3 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления | ||
4 | Сюжетные задачи, решаемые с конца | ||
5 | Сюжетные задачи, решаемые с конца | ||
6 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание | ||
7 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | ||
8 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание | ||
9 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | ||
10 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | ||
11 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. | ||
12 | Первые шаги в геометрии. Задачи на разрезание и перекраивание. | ||
13 | Первые шаги в геометрии. Разбиение объекта на части и составление модели | ||
14 | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира | ||
15 | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира | ||
16 | Числа и единицы измерения: время, деньги. | ||
17 | Числа и единицы измерения: масса, температура. | ||
18 | Числа и единицы измерения: расстояние. | ||
19 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | ||
20 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | ||
21 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | ||
22 | Геометрические фигуры на клетчатой бумаге | ||
23 | Геометрические фигуры на клетчатой бумаге | ||
24 | Геометрические фигуры на клетчатой бумаге | ||
25 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях | ||
26 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях | ||
27/29 | Графы и их применение в решении задач | ||
30/32 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | ||
33 | Проведение рубежной аттестации | ||
34 | Проведение рубежной аттестации |
Тематическое планирование
6 класс
№ п\п | тема занятия | дата | примечания |
1 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. Приёмы устного счёта | ||
2 | Быстрое умножение натуральных чисел. Приёмы устного счёта | ||
3 | Умение рассчитать покупку товаров на различные цели. | ||
4 | Составление сметы на ремонт помещений. | ||
5 | Составление бюджета семьи. | ||
6 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Математика в реальной жизни» | ||
7/9 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем | ||
10 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
11 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части. | ||
12 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: проценты. | ||
13 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: пропорция. | ||
14 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: движение. | ||
15 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: работа. | ||
16/17 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | ||
18 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Инварианты» | ||
19/20 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | ||
21 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме « Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.» | ||
22/23 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | ||
24 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
25/26 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности | ||
27/29 | Использование закономерностей комбинаторики при разрешении игровых стратегий | ||
30/32 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
33 | Проведение рубежной аттестации | ||
34 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование
7 класс
№ п\п | тема занятия | дата | примечания |
1 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | ||
2 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | ||
3 | Математическая модель реальной задачи. Основные требования к математической модели. | ||
4 | Метод построения математической модели. | ||
5/7 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | ||
8/9 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
10/13 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение. | ||
14/15 | Задачи практико-ориентированного содержания: на совместную работу | ||
16 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности. | ||
17/19 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания | ||
20/21 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни из открытого банка заданий для формирования математической грамотности. | ||
22 | Измерение величин: точность и погрешность. Международная система измерения единиц СИ. | ||
23/24 | Измерения. Классификация ошибок измерения. Решение тестовых заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности. | ||
25 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики | ||
26 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | ||
27 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы | ||
28 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы | ||
29 | Решение статистических задач исследовательского характера из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
30 | Решение геометрических задач исследовательского характера из открытого банка заданий для формирования математической грамотности. | ||
31/32 | Решение геометрических задач исследовательского характера из открытого банка заданий для формирования математической грамотности. | ||
33/34 | Проведение рубежной аттестации |
Тематическое планирование
8 класс
№ п\п | тема занятия | дата | примечания |
1 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем в текстовом формате | ||
2 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем в текстовом формате | ||
3 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Информация, представленная в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем» | ||
4 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Информация, представленная в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем» | ||
5/7 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни в текстовом формате | ||
8/9 | Решение задачиз открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Вычисление расстояний на местности и применение формул в повседневной жизни» | ||
10/13 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
14 | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | ||
15/16 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, относительное расположение, равенство» | ||
17 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.. | ||
18/19 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.» | ||
20/21 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | ||
22 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | ||
23/24 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности по теме «Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события» | ||
25/26 | Решение тестовых заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
27/29 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
30/32 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | ||
33/34 | Проведение рубежной аттестации |
Тематическое планирование
9 класс
№ п\п | тема занятия | дата | примечания |
1 | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы | ||
2 | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
3/4 | Чтение информации, представленной в табличном виде. Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
5/6 | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
7 | Чтение диаграмм и графиков. Анализ информации. | ||
8 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
9/10 | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
11/12 | Задачи с избыточными данными. Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
13/14 | Решение типичных задач с помощью систем линейных уравнений. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
15 | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел | ||
16 | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел | ||
17 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
18/19 | Решение планиметрических задач (Анализ плана местности. Задачи на площади). | ||
20/21 | Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
22 | Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
23/24 | Вероятности, статистические явления и зависимости | ||
25/26 | Решение экономических задач (оптимальный выбор, проценты) | ||
27/29 | Решение задач с использованием прогрессий. Решение задач из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
30/32 | Исследование (моделирование) несложных практических ситуаций. Решение заданий из открытого банка заданий для формирования математической грамотности | ||
33/34 | Проведение рубежной аттестации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «математической грамотности» школьников"
Данное пособие позволяет учителю использовать на различных этапах урока методы и технологии современного подхода к обучению...
Методическая разработка по оценке математической грамотности школьников.
В настоящее время уделяется много внимания формированию математической грамотности школьников на уроках математики. Предлагаю методическую разработку по оценке математической грамотности обучающихся 5...
Статья: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье отражено понятие математической грамотности, содержание которого рассматривается в контексте функциональной грамотности. Рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения п...
«Повышение уровня математической грамотности школьников 5-9 классов»
Эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: рассматривать функциональную грамо...
«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»
laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...
Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грамотности
презентация на коуч- сессию...