Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Математическая карусель»
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа курса «Математическая карусель» - образовательная, естественнонаучного направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Данная программа позволит учащимся расширить свои возможности и навыки в изучении математики, что положительно отразится на их успеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_6_matematicheskaya_karusel.docx | 98.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №13 г. Химки (АКЛ)
Рекомендовано Педагогическим советом Протокол № от «___» ________ 2022 г. | Утверждаю Директор МАОУ Лицей №13 г. Химки (АКЛ) Рябухина О.И. от «___» _______ 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Естественно-научной направленности
«Математическая карусель»
Возраст обучающихся – 12 – 13 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель:
Г.Р. Герасимова,
Учитель математики
Химки,
2022
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математическая карусель»
1.1. Пояснительная записка
- направленность (профиль) программы
Программа курса «Математическая карусель» - образовательная, авторская, естественнонаучного направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Данная программа позволит учащимся расширить свои возможности и навыки в изучении математики, что положительно отразится на их успеваемости.
Особенность построения курса состоит в том, что он ориентирует педагога на деятельностный подход в обучении, на организацию разнообразной развивающей деятельности, отвечающей современным психолого- педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
В ходе освоения содержания курса «Лабиринты математики» в 6 классах учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру.
При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений (прочные навыки выполнения действий над сравнительно небольшими числами, приёмы прикидки и оценки результатов действий, проверка результата на правдоподобие и др.).
Большое внимание уделяется накоплению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности. Геометрические понятия возникают в естественном контексте из практической деятельности и ассоциируются со зрительным образом. Их рассмотрение не предполагает формализации, однако способствует накоплению достаточно большого объёма геометрических знаний и развитию геометрического мышления. Значительное место занимают упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке или предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др.
Программа дополнительного образования «Математическая карусель» реализуется в рамках естественно-научной направленности, так как формирует представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
По отношению к программам общего образования данная программа является дополнительной.
- нормативные основания и требования к программному обеспечению и результативности дополнительного образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации (№273-фз от 29.12.2012г.)» и Федеральный закон №304-фз от 31.07.2020г. «О внесении изменений в Федеральный закон» «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Письмо Минобрнауки РФ №09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
-Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и
-Приказ Министерства просвещения РФ №533 от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г.
-Письмо Министерства образования МО и Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области №3597/21-в от 24.03.2016г..
- актуальность программы
Выявление и сопровождение одаренности в раннем возрасте является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827, «Постановление правительства РФ от 17.11.2015 г. №Пр-1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»).
Актуальность программы «Лабиринты математики» обусловлена тем, что всегда математика, занимает важное место в жизни каждого человека. Она позволит подготовить учащихся к профильному обучению на старшем этапе.
Важное место на занятиях по программе дополнительного образования «Лабиринты математики» занимает решение математических ребусов, логических задач, кроссвордов, загадок, участие в викторинах, турнирах, применение кейс-технологий, что обеспечивает устойчивое внимание к изучаемому материалу. «трудная математика» на занятиях с использованием игровых форм обучения становится интересной, понятной.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ученик, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Поэтому так важно вовлечение учащихся в разного рода направления внеурочной деятельности и дополнительного образования. Данная программа помогает развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, вместе с тем в доступной и занимательной форме погружает в сложный мир математических понятий.
- новизна программы. Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к предмету, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, проводить научно-исследовательскую работу, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
В образовательном процессе используется современные технологии и методики, предлагающие системно-деятельный подход к формированию предметных, метапредметных и личностных качеств учащихся. Программа «Лабиринты математики» даёт возможность познать и расширить знания по предмету. Новизна программы и в том, что формируются метапредметные навыки, игровая деятельность и кейс-технологии в расширении понимания и изучения математики. Программа своевременна и нова, потому что прежде чем начать детальное изучение наук, необходимо заранее подготовить почву, т.е. создать «матрицу», которая в дальнейшем фактором в этом процессе являются не столько сами знания, сколько развитие мышления детей Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Возрастные особенности подростков
Возрастная группа: 12 – 13 лет. Этот этап является мотивационным и ориентационным. На этом этапе учащийся должен оценить степень своего интереса к предмету, определить основные мотивы, побуждающие его углубленно изучать математику, наметить цели и оценить свои возможности. Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на этом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно устойчив. Особенности физического развития: переполнены энергией, быстро растут, любят действовать: сначала делают, потом думают.
Психолого-педагогическая характеристика школьников 12-13 лет
В процессе обучения младшего подростка происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий”. Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. Особенности умственного развития: учатся в активной деятельности. Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов. Активно развивается логическое мышление. Нужно давать возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учить их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивать различные точки зрения. Давать понять детям, что не безразличны к их мнению. Преобладает конкретное мышление. Трудно воспринимают абстракции: нужно избегать использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объяснять просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы. Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление. Нужно привлекать и поощрять попытки новых видов деятельности, помогать им развиваться и одновременно учить доводить дело до конца. Чаще хвалить и поддерживать идеи подростков.
- адресат программы
Обучающиеся 6 классов
-объем программы
2 часа в неделю, 72 часа в год
- формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения - очная. Форма организации образовательного процесса: групповая. Виды занятий: познавательная беседа, лекция, практикум, практическая работа, викторина, самостоятельная работа, различные практикумы, подготовка презентаций, защита проектов.
- срок освоения программы
1 год (с 01.09 2022г. по 29.05.2023г.)
- режим занятий
Занятия проводятся каждую среду, периодичность занятий- один раз в неделю два часа по 45 минут.
Наполняемость группы для занятий по программе «Лабиринты математики» составляет 15-20 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления и математической речи.
Задачи:
Обучающие:
- обучать основным приемам решения математических задач;
- обобщать опыт применения алгоритмов арифметических действий для вычислений;
- обучать правильному применению математической терминологии;
- обучать делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- повышать мотивацию и формировать устойчивый интерес к изучению математики;
- обучать основам геометрических построений.
Развивающие:
- развивать речь, применять терминологию для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
- развивать потребность узнавать новое, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения в повседневной жизни;
- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и обогащать математический опыт.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
- воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Математика – царица всех наук. История развития математики | 29 | 11 | 18 | ||
1. | Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по ТБ, ПДД | 1 | 1 | 0 | Беседа. Фронтальный опрос |
2. | Из истории математики | 8 | 2 | 6 | Лекция. Семинар. Беседа. Проект |
3. | Занимательная арифметика | 10 | 3 | 7 | Лекция. Беседа. Практикум. Практическая работа |
4. | Системы счисления | 10 | 3 | 7 | Лекция, беседа, опросы, наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, практическая работа, викторина |
Математика в задачах | 28 | 9 | 19 | ||
5. | Признаки делимости | 10 | 4 | 6 | Лекция, опросы, наблюдение, взаимопроверка, практическая работа, групповая работа, самостоятельная работа |
6. | Мир занимательных задач | 18 | 5 | 13 | Лекция, беседа, опросы, тесты, викторина, взаимопроверка, практическая работа, практикум |
Комбинаторика и теория графов | 15 | 4 | 11 | ||
7. | Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле | 6 | 2 | 4 | Опросы, наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, практическая работа, лекция |
8. | Графы. Применение графов к решению задач | 9 | 2 | 7 | Опросы, самопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, проект, лекция |
Всего | 72 | 24 | 48 |
Содержание учебно-тематического плана
Математика – царица всех наук. История развитии математики
- Введение. Инструктаж по Т.Б. ПДД 1 час
Теория. Цели и задачи, стоящие перед группой в процессе обучения, виды деятельности, предусмотренные программой, правила поведения на занятиях и техника безопасности. Инструктаж по ПДД. Составление маршрута «Дом- Школа-Дом». Знакомство с основными разделами математики.
Практика. Рассказ, беседа, инструктаж по технике безопасности, анкетирование. Ознакомление детей с разделами программы, планом занятий. Обсуждение правил поведения в кабинете. Диагностическое обследование с целью выявления индивидуального маршрута. Решение занимательных задач.
- Из истории математики. 8 часов
Теория. Математика древних народов (Древний Восток: Египет, Вавилон, Китай; Древняя Греция; Индия, страны Ислама). Западная Европа. Математика народов нашей Родины.
Практика. Учить организовывать последовательность работы. Создание проекта по истории математики.
- Занимательная арифметика. 10 часов
Теория. Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская и арабская нумерация. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта.
Возведение в квадрат двузначных чисел.
Практика. Решение задач на быстрый счет. Упражнения на быстрый счет в уме. Интересные приемы устного счета. Знакомство с числовыми головоломками. Судоку. Решение задач с большими и малыми числами. Возведение в квадрат двузначных чисел.
- Системы счисления. 10 часов
Теория. Десятичная система исчисления. Двоичная система исчисления. Перевод из двоичной системы исчисления в десятичную и из десятичной – в двоичную. Восьмеричная система исчисления. Перевод из восьмеричной системы в десятичную систему исчисления.
Практика. Решение задач на перевод из одной системы исчисления в другую.
Математика в задачах
- Признаки делимости. 10 часов
Теория. Таблица признаков делимости чисел. Признаки делимости на 2, 4,6, 8. Признаки делимости на 13 и 19. Признаки делимости на 7 и 11. Признаки делимости по последним цифрам. Признаки делимости по сумме цифр.
Практика. Решение задач с использованием признаков делимости чисел.
- Мир занимательных задач. 18 часов
Теория. Классификация занимательных задач. Задачи на переливания, на взвешивание, на переправы, на расстановку скобок и знаков, на перекладывание спичек. Числовые ребусы. Расшифровка ребусов. Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации). Математические софизмы. Логические задачи. Олимпиадные задачи.
Практика. Решение задач на переливания, на взвешивание, на переправы, на расстановку скобок и знаков, на перекладывание спичек. Числовые ребусы. Расшифровка ребусов. Решение текстовых задач (математические игры, выигрышные ситуации). Математические софизмы. Логические и олимпиадные задачи.
Комбинаторика и теория графов
- Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле. 6 часов
Теория. Понятие комбинаторики. Принцип Дирихле.
Практика. Решение комбинаторных задач. Решение задач на принцип Дирихле.
- Понятие графов. Решение задач. 9 часов
Теория. Понятие графов. Степени вершин и подсчет числа ребер. Применение графов к решению задач. Деревья. Формула Эйлера.
Практика. Решение задач. . Решение задач с помощью формулы Эйлера.
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Ожидается, что к концу обучения дети усвоят учебную программу в полном объёме.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
У учащихся могут быть сформированы:
1. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
2. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
1. Формулировать учебную задачу;
2. Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
2. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
2. Находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
3. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характера;
2. Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
3. Выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2. Взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
К концу изучаемого курса учащиеся должны знать/уметь:
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого устного счета;
- методы решения логических задач;
- признаки делимости;
- понятие графа;
- площади пространственных фигур;
- объемы пространственных фигур.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- применять признаки делимости;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи, задачи с помощью графов;
- выполнять проектные работы.
формы аттестации:
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Выявление уровня усвоения знаний учащимися проводится посредствам проведения промежуточной и итоговой диагностики. При проведении диагностики используются такие формы организации учебного процесса как: тесты, викторины, мониторинг знаний по курсу, выполнение практических и самостоятельных работ на заданную тему, презентация, наблюдение, самоанализ, групповая оценка работ, контрольное задание и т.п.
Способы проверки результатов. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования, результатов практических работ (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных презентаций, проектов.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней:
- 01 сентября 2022 – 09 октября 2022;
- 17 октября 2022 – 20 ноября 2022;
- 28 ноября 2022 – 30 декабря 2022;
- 09 января 2023 – 19 февраля 2023;
- 27 февраля 2023 – 02 апреля 2023;
- 10 апреля 2023 – 29 мая 2023.
Продолжительность каникул:
1- 10 октября 2022 – 16 октября 2022;
2- 21 ноября 2022 – 27 ноября 2022;
3- 31 декабря 2022 – 08 января 2023;
4- 20 февраля 2023 – 26 февраля 2023;
5- 03 апреля 2023 – 09 апреля 2023.
№ | Месяц | Число | Время провед. занятий | Форма занятий | Кол-во ча-сов | Тема занятий | Место провед. занятий | Форма контроля |
1 | сент. | Лекция | 1 | Вводное занятие (1ч) Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по ТБ, инструктаж по ПДД, составление маршрута «Дом-Школа-Дом» | Кабинет 209 | Индивидуальный опрос | ||
2 | Лекция | 1 | Из истории математики (8ч) Математика Древних народов («Древний Восток: Египет, Вавилон, Китай»). План проектов. | Кабинет 209 | Конспект, опрос | |||
Семинар | 1 | Математика Древних народов («Древняя Греция, Индия. Страны Ислама».) | Кабинет 209 | Проект. Наблюдение | ||||
Семинар | 1 | Западная Европа. | Кабинет 209 | Фронтальный опрос | ||||
Семинар | 1 | Математика народов нашей Родины. | Кабинет 209 | Проект. Наблюдение | ||||
Семинар | 1 | История арифметики. Счёт и числа. | Кабинет 209 | Проект. Наблюдение | ||||
Семинар | 1 | История развития чисел и счета. | Кабинет 209 | Проект. Наблюдение | ||||
Лекция | 1 | Магические свойства чисел. | Кабинет 209 | Конспект. Практикум | ||||
Практическая работа | 1 | Магические свойства чисел. | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
3 | Лекция | 1 | Занимательная арифметика (10ч) Числа и цифры. Приемы устного счета | Кабинет 209 | Конспект. Беседа | |||
Практикум | 1 | Приемы устного счета | Кабинет 209 | Практикум | ||||
Групповая работа | 1 | Математические головоломки | Кабинет 209 | Конкурс | ||||
Практикум | 1 | Числовые ребусы (составление и отгадывание) | Кабине 209 | Оформление работы | ||||
Беседа | 1 | Знакомство с числовыми головоломками. Судоку | Кабинет 209 | Собеседование | ||||
Практическая работа | 1 | Решение числовых головоломок | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Беседа | 1 | Числа – великаны, числа - малютки | Кабинет 209 | Индивидуальный опрос | ||||
Практи-ческая работа | 1 | Решение задач с большими и малыми числами. | Кабинет 209 | Самопроверка и самооценка | ||||
Лекция | 1 | Нестандартные приемы умножения. Возведение в квадрат двузначных чисел | Кабинет 209 | Конспект. Фронтальный опрос | ||||
Практическая работа | 1 | Практическая работа по разделу | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
4 | Беседа | 1 | Системы исчисления (10ч) Десятичная система счисления | Кабинет 209 | Индивидуальный опрос | |||
Практикум | 1 | Решения логических задач в деся тичной системе счисления | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Лекция | 1 | Двоичная система счисления | Кабинет 209 | Собеседование | ||||
Практикум | 1 | Перевод чисел из двоичной в десятичную систему счисления | Кабинет 209 | Самопроверка | ||||
Групповая работа | 1 | Перевод чисел из десятичной системы в двоичную систему счисления | Кабинет 209 | Наблюдение | ||||
Практи-ческая раб | 1 | Практическая работа по двоичной системе счисления | Кабине 209 | Результаты ПР | ||||
Лекция | 1 | Восьмеричная система счисления | Кабинет 209 | Наблюдение. Конспект | ||||
Практи-ческая работа | 1 | Перевод чисел из восьмеричной в десятичную систему счисления | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Реферат Практикум | 1 | Викторина «Веселый счет» | Кабинет 209 | Результаты викторины | ||||
Практикум | 1 | Выпуск газеты «Математическая карусель» | Кабинет 209 | Выпущенная газета | ||||
5 | Лекция | 1 | Признаки делимости (10ч) Признаки делимости натуральных чисел | Кабинет 209 | Конспект. Примеры | |||
Беседа, практикум | 1 | Признаки делимости на 2, 4, 6, 8 | Кабинет 209 | Опрос. взаимопроверка | ||||
Групповая работа | 1 | Признаки делимости | Кабинет 209 | Собранный материал в ходе групповой работы | ||||
Беседа, практикум | 1 | Признаки делимости на 7 и 11 | Кабинет 209 | Индивидульный опрос | ||||
Самостоятельная работа | 1 | Признаки делимости | Кабинет 209 | Результаты СР | ||||
Лекция, практикум | 1 | Признаки делимости на 13 и 19 | Кабинет 209 | Фронтальный опрос | ||||
Практическая работа | 1 | Признаки делимости | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Беседа | 1 | Признаки делимости на 25 и 50 | Кабине 209 | Собеседование | ||||
Практикум | 1 | Признаки делимости по последним цифрам | Кабинет 209 | Наблюдение | ||||
Практикум | Признаки делимости по сумме цифр | Кабинет 209 | Собеседование | |||||
6 | Беседа | 1 | Мир занимательных задач (18ч) Занимательные задачи на переливание и взвешивание | Кабинет 209 | Фронтальный опрос | |||
Групповая работа | 1 | Решение задач на взвешивание и переливание | Кабинет 209 | Собеседова-ние | ||||
Беседа | 1 | Занимательные задачи на переправы | Кабинет 209 | Опрос | ||||
Практикум | 1 | Решение задач на переправы | Кабинет 209 | Результаты практикума | ||||
Семинар | 1 | Числовые ребусы | Кабинет 209 | Выступления учащихся | ||||
Беседа, практикум | 1 | Занимательные задачи на расстановку скобок и знаков | Кабинет 209 | Собеседование | ||||
Тестовая работа | 1 | Решение занимательных задач | Кабинет 209 | Результаты теста | ||||
Викторина | 1 | Расшифровка ребусов | Кабинет 209 | Результаты викторины | ||||
Лекция | 1 | Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации) | Кабинет 209 | Собеседование | ||||
Групповая работа | 1 | Решение текстовых задач (математические игры, выигрышные ситуации) | Кабинет 209 | Результаты групповой работы | ||||
Практикум | 1 | Задачи со спичками | Кабинет 209 | Наблюдение | ||||
Практикум | 1 | Решение нестандартных задач | Кабинет 209 | Взаимопроверка | ||||
Лекция | 1 | Математические софизмы | Кабинет 209 | Собеседование | ||||
Практикум | 1 | Разбор математических софизмов | Кабинет 209 | Разбор результатов | ||||
Практикум | 1 | Решение логических задач | Кабинет 209 | Фронтальный опрос | ||||
Самостоятельная работа | 1 | Решение логических задач | Кабинет 209 | Результаты СР | ||||
Игра | 1 | Игра «Мозговой штурм» | Кабинет 209 | Результаты | ||||
Самостоятельная работа | 1 | Решение олимпиадных задач | Кабинет 209 | Резудьтаты СР | ||||
7 | Лекция | 1 | Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле (6ч) Понятие о комбинаторных задачах | Кабинет 209 | Фронтальный опрос | |||
Практикум | 1 | Решение комбинаторных задач | Кабинет 209 | Наблюдение | ||||
Практическая работа | 1 | Решение комбинаторных задач | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Беседа | 1 | Принцип Дирихле | Кабинет 209 | Индивидуальный опрос | ||||
Практикум | 1 | Решение задач на применение принципа Дирихле | Кабинет 209 | Самопроверка | ||||
Практикум | 1 | Решение задач на применение принципа Дирихле | Кабинет 209 | Взаимопроверка | ||||
8 | Лекция | 1 | Графы. Применение графов при решении задач (9ч) Что такое графы и их применение | Кабинет 209 | Опрос | |||
Беседа | 1 | Степени вершин графов и подсчет ребер. Деревья | Кабинет 209 | Собеседоание | ||||
Практическая работа | 1 | Решение задач с помощью графов | Кабинет 209 | Результаты ПР | ||||
Лекция | 1 | Формула Эйлера | Кабинет 209 | Индивидуальный опрос | ||||
Практикум | 1 | Решение задач с помощью графов. Формула Эйлера. | Кабинет 209 | Самопроверка | ||||
Самостоятельная работа | 1 | Решение задач с помощью графов | Кабинет 209 | Результаты СР | ||||
Проектная деятельность | 1 | Защита проектов | Кабинет 209 | Оценка проекта | ||||
Проектная деятельность | 1 | Защита проектов | Кабинет 209 | Оценка проекта | ||||
Викторина | 1 | Итоговое занятие | Кабинет 209 | Результаты |
2.2. Условия реализации программы
Изложение теории должно проводиться с максимальным использованием средств наглядности (демонстрационный эксперимент, моделирование, интернет- ресурсы). Большинство тем сопровождается показом презентаций. Практические занятия проводятся с использованием тестов, различных дидактических материалов. Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия, самостоятельные работы, с использованием различного дидактического материала, защита проектов, выступления на семинарах с рефератами.
На занятиях дети получают элементарные навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, интернет - ресурсами.
Техническое оснащение кабинета математики:
- помещение для проведения занятий;
- дистанционный режим занятий – рабочее место педагога, отвечающего требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, охраны труда и здоровья участников образовательного процесса;
- очный режим занятий – просторный и хорошо освещенный кабинет, оборудованный столами (партами), стульями и шкафами. Количество столов: 16 шт., и стульев: 32 шт.;
- компьютер стационарный, подключенные к сети интернет;
- проектор;
- интерактивная доска;
- доска школьная;
- тетради в клетку;
- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, линейки, циркуль).
- Информационно-методическое обеспечение.
- Разработанные видео-уроки.
- Методическая литература для педагога, литература для учащихся.
- Фонд методических пособий, разработок педагогов.
- Наглядные пособия.
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Выявление уровня усвоения знаний учащимися проводится посредствам проведения промежуточной и итоговой диагностики. При проведении диагностики используются такие формы организации учебного процесса как: тесты, викторины, практические и самостоятельные работы, выполненные на заданную тему, презентация, наблюдение, самоанализ, групповая оценка работ и т.п.
Способы проверки результатов. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных презентаций, проектов.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Оценивается у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение самостоятельно решать задачи, примеры и анализировать их. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных самостоятельных работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ.
Форма подведения итогов реализации программы – участие в викторине.
Список литературы:
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005.
- Журналы «Математика в школе», 2001-2021
- Петрова Ф.Г. Математические вечера: издательство «Удмуртия», Ижевск, 1968.
- П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
- Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
- .В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008
- И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006 19.
- А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий.Игры со спичками: Задачи и развлечения Минск: Фирма «Вуал», 1993.
- Преподаватели Фоксфорда. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по математике 5-11 классы. Фоксфорд, 2021.
- И.И. Баврин. Сборник задач и занимательных упражнений по математике 5-9 классы. М.: Владос, 2013.
Электронные образовательные ресурсы
1. Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru.
2. ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com.
Список литературы для родителей и учеников
1.И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006 19.
2.А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий.Игры со спичками: Задачи и развлечения Минск: Фирма «Вуал», 1993.
3.Преподаватели Фоксфорда. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по математике 5-11 классы. Фоксфорд, 2021.
4.И.И. Баврин. Сборник задач и занимательных упражнений по математике 5-9 классы. М.: Владос, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно ...