Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике
статья по математике

Шевелева Марина Станиславовна
Чтобы достичь высокого уровня наглядности, реализовать при необходимости прямое обращение обучающихся и педагога к теоретическому или справочному материалу по теме работы рекомендуется использовать ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_primeneniya_eor.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике

Основным преимуществом ЭОР является доступность дистанционного обучения. ЭОР дает возможность сделать дистанционное обучение полноценным: последовательно самостоятельно изучать новый материал, выполнять практические и лабораторные задания, следить за собственными достижениями, анализировать текущий контроль знаний (с оценками и выводами), проводить виртуальные эксперименты и т.д.

Использование ЭОР в педагогической практике приводит не только к повышению качества образования, получению высоких результатов, а также расширяются возможности самостоятельного и дистанционного обучения.

Максимальная результативность применения ЭОР достигается в следующих случаях:

  • применение мультимедийных направлений математики для более подробного освящения тем, которые связаны сформированием абстрактного, математического мышления. Например, использование презентаций в программе PowerPoint, дают возможность увидеть построение объемной геометрической фигуры поэтапно;
  • для изучения тем по геометрии, связанных с построением схем, графиков и чертежей необходима более полная визуализация объектов и явлений. Например, в программе «Живая геометрия» обучающийся самостоятельно может строить чертежи, применяя полученные знания об объекте;
  • для изучения математических действий, решения задач, построения графиков необходимо изменение временных масштабов событий, прерывание действий компьютерной модели и использование возможности их повторения. Например, при решении задач на движение есть возможность визуализировать перемещение объекта, что позволяет проверить правильность решения;
  • для         формирования         умений         и         навыков         выполнения

математических действий, необходимо строгое структурирование процесса контроля уровня знаний и умений обучающихся. Например, при решении уравнений обучающийся должен соблюдать определенный алгоритм;

  • для формирования абстрактного математического мышления необходимо умение решать и анализировать интерактивные задачи, которые требуют аналитического и графического решения. Например, использование программы «Ciox» для решения комбинаторных задач позволяет ученику проверить собственный результат, проанализировать ошибки.

Электронно-образовательные ресурсы не заменяют полностью учителя и учебники, они лишь создают возможности для усвоения материала любой возрастной группе учащихся. Поэтому очень важно подходить к выбору ЭОР с точки зрения возрастной психологии, педагогики и методики преподавания математики.

        ЭОР         позволяют         более         эффективно         организовать         все         виды

деятельности: познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Используются все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности обучающихся. Важным является формирование положительной мотивации к изучению предмета.

Так же есть возможность у учителя самостоятельно разработать пособие для обучения математике, если учитывать основные требования:  

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных методов и способов обучения (традиционных и инновационных) для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия мира в образовательных целях;
  • использование ЭОР на уроках математики необходимо сочетать с другими методами работы (беседа, опрос, проблемный диалог, практическое применение умений);
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с жизнью и т.д.); необходимо в урок включать в первую очередь те материалы, которые максимально способствуют достижению цели и не могут быть

продемонстрированы другим способом;

  • ориентация на индивидуальную образовательную траекторию; при самостоятельной работе по математике есть возможность учитывать индивидуальные способности учащегося, его темп работы;
  • расчет на совместное творчество педагога и обучающегося; есть возможность привлекать учащихся к совместной работе по созданию продуктов (документов, таблиц, презентаций) на интернет-сервисах;  
  • приоритет безопасности в использовании средств обучения.

На сегодняшний день есть возможность использовать различные электронные образовательные ресурсы, которые находятся в свободном доступе в сети интернет.

 

Ресурсы

Возможности применения в процессе обучения математике

mindmeister.com

Онлайн-редактор интеллект-карт, который позволяет структурировать информацию: схематически изобразить ключевые мысли учебника, основных пунктов урока или какого – либо плана действий.  

Особенности использования формата интеллект – карт:

  • Схематический         текст         проще         для         восприятия обучающегося;
  • Экономится время восприятия информации;
  • В процессе составления интеллект – карты происходит запоминание материала;
  • При работе с материалом с помощью раскрашивания ветвей можно наглядно показать важные зоны.

Mathcad

Программа компьютерной алгебры, направленная на подготовку интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением. Позволяет выполнять численные и символьные вычисления, производить операции со скалярными величинами, векторами и матрицами, автоматически переводить одни единицы измерения в другие. В систему MathCad встроены электронные книги, которые содержат математические формулы, иллюстрации и примеры применения этой программы.  

Maple

Maple объединяет в себе редактор для подготовки и редактирования документов и программ, справочную систему, символьные и числовые вычисления, численное и символьное решение уравнений, вычисление элементарных и специальных математических функций, графическая визуализация вычислений.  

MatLab

Данная программа позволяет производить математические вычисления, создавать алгоритмы, моделировать, анализировать данные и визуализировать их, строить научные и инженерные графики. Программа имеет библиотеку математических функций, в которую входит коллекция вычислительных алгоритмов от элементарных функций, таких как сумма, комплексная арифметика, синус, косинус, до более сложных, таких как матрицы, нахождение собственных значений и т.д.

GeoGebra

Программа включает в себя геометрию, алгебру, есть возможность совершать арифметические операции, строить графики и таблицы, работать со статистикой и функциями. Так же возможно создавать 2D и 3D фигуры, интерактивные ролики.  

«Живая геометрия»

Программа позволяет изучать основные геометрические объекты и их свойства. Дает возможность работать с евклидовой и неевклидовой геометрией, алгеброй, тригонометрией, приближенными расчетами и вычислениями. Визуальный метод данной программы позволяет обучающимся приобретать опыт манипуляции с математическими объектами.

SpeQMathematics

Данная программа позволяет работать с различными видами научных расчетов. С её помощью возможно определять переменные и функции, строить графики. Существует возможность сохранить вычисления для повторного использования.

Использование данных ресурсов предоставляет возможность педагогу быстро и качественно подготовиться к проведению урока; использовать визуальные средства в преподавании математики; контроль знаний и умений учащихся через различные формы тренажеров, самостоятельных работ, тестов.

Одним из возможных методов использования ЭОР является их применение при выполнении лабораторных работ и групповых заданий, что является неотъемлемой частью программы по математике.  

Использование ЭОР имеет ряд недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками. Тем не менее, при использовании подобных ЭОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы. Лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, учитель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий. 

Таким образом, если педагог при использовании ЭОР будет учитывать все дидактические, педагогические, методические требования, а также здоровьесберегающие, то сможет организовать продуктивную образовательную работу по формированию и развитию знаний и универсальных учебных действий у обучающихся.

Список литературы:

  1. Андрианова, Л.М. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Москва: Дрофа, 2003. - 252
  2. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: Книга для учителя / С.Г. Манвелов. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.- 175 с.: ил.
  3. Методика и технология обучения математике [Текст]: Курс лекций: пособие для вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.- М.: Дрофа, 2005.- 416 с.: ил.
  4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 42с. - 150 экз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики.

Выступление на городском МО учителей математики об использовании электронных ресурсов в процессе преподавания математики...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...