ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ
электронный образовательный ресурс по английскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:
ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ
Дегтярь Е.С.
МБОУ Лицей 165
Интенсивное развитие информационных технологий и внедрение их в
систему образования наложили отпечаток на развитие личности современного
ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник»
вводится дополнительный компонент – компьютер, а в школьное сознание –
компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации
образования является использование информационных технологий в
образовательных дисциплинах.
Модернизация школьного образования предполагает, прежде всего,
обновление и совершенствование его содержания. Поэтому особое внимание
уделяется созданию условий для развития творческого личностного
потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования,
в том числе и языкового.
На данный момент информационные технологии, к примеру, электронные
образовательные ресурсы (ЭОР) значительно расширяют возможности не
только педагогов и специалистов в сфере образования, но и родителей.
Возможности применения различных электронных образовательных
ресурсов, в частности на уроках английского языка, позволяют наиболее
полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от
обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить
ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности, а также развивать умение
самостоятельно приобретать новые знания.
Электронные образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью
современного урока. ЭОР оказывают помощь в изучении английского языка,
так как их применение создает уникальную возможность для учащихся по
данному предмету пользоваться аутентичными текстами, аудиозаписями,
разнообразными тестами и др. игровыми и интерактивными заданиями, таким
образом, создавая естественную языковую среду.
Электронный образовательный ресурс – это совокупность программных
средств, информационных, технических, нормативных и методических
материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и
видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных
библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет
[1].
Применяя ЭОР на уроках иностранного языка учителю необходимо
учитывать как достоинства, так и недостатки ЭОР.
К достоинствам ЭОР можно отнести:
наглядное предъявление информации дает больше возможностей для
эффективного усвоения материала. Психолого-педагогические исследования
показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени
активизации всех органов чувств, а средства мультимедиа предполагают
комбинированное воздействие на органы чувств человека одновременно.
Различное представление информации дает возможность усваивать
представленный материал, что способствует активизации познавательной
деятельности и формированию инновационного мышления;
интерактивная и игровая формы представления информации
значительно влияют на повышение интереса учащихся к изучению
английского языка;
применение ЭОР позволяет соблюдать принципы индивидуализации и
дифференциации на уроках английского языка, что позволяет учителю
организовать учебный процесс с максимальной эффективностью, как для
слабоуспевающих, так и для высокомотивированных учащихся;
сетевое распространение ЭОР способствует его использованию, как на
уроках, так и дома. Данный аспект дает возможность ученику при закреплении
материала неоднократно повторять выполнение задания, что позволяет
учащимся с низкой успеваемостью по английскому языку приобрести
уверенность в своих силах;
возможность моделирования различных коммуникативных процессов,
ситуаций по предмету;
учащиеся имеют возможность с помощью ЭОР расширить свои знания
и самостоятельно найти сведения не входящие в рамки школьной программы;
удобство поиска информации;
открытость для внесения новых данных;
компактность хранения данных.
Анализируя данный вопрос необходимо выделить ряд недостатков
использования электронных ресурсов:
интенсивное применение ЭОР на уроках иностранного языка может
привести к информационному перенасыщению учебного процесса,
следствием чего может являться низкая успеваемость учащихся;
в случае несоблюдения временных норм использования компьютера, а
значит и ЭОР, на уроках английского языка ведет к быстрой утомляемости
учеников, что способствует развитию различных заболеваний;
технологизация учебного процесса способствует формированию
излишнего индивидуализма, следовательно, разрушению целостности
личности [4];
формирование дополнительной когнитивной нагрузки. Когнитивная
нагрузка – количество мыслительной памяти, необходимой пользователю для
достижения цели [3]. Работа учащихся с связанными страницами предполагает
выполнение одновременного ряда действий: ученику необходимо усваивать
прочитанный материал, а затем держать в памяти логическую цепочку
рассуждений при переходе от одной ссылки к другой. В результате чего
происходит расширение контекста решаемой задачи [2];
наличие многочисленных, в особенности, нецелесообразных
гиперссылок в ЭОР ведет к тому, что учащийся может отклониться от
образовательной траектории, таким образом, возникает проблема
структурирования информации с позиций эргономики;
проблема квалифицированно подготовленных кадров, способных
качественно согласно требованиям учебно-образовательных программ
проводить обучение с использованием ЭОР;
проблема авторского права.
В заключении необходимо сказать, что электронные образовательные
ресурсы являются неизменным компонентом информационно-
образовательной среды. Внедрение ЭОР на уроках английского языка
способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к
деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие
возможности и перспективы для самостоятельной творческой и
исследовательской деятельности. Несмотря на перечисленные преимущества
электронных образовательных ресурсов, не стоит забывать о возможном
перенасыщении учебного процесса, способствующем понижению восприятия
и усвоения учебного материала. Таким образом, только совместное
использование как традиционных, так и электронных образовательных
средств обучения поможет привести к максимальному результату в обучении
иностранному языку.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия» [Электронный ресурс] /
Электронный образовательный ресурс. – Режим доступа :
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. :
Издательский центр «Академия», 2003. С. 127 –134.
3. Крез Р., Робертс Р. Иностранный для взрослых / Р. Крез, Р. Робертс. – М.
: «Альпина Паблишер», 2017.
4. Ратнер, Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов :
зарубежный опыт : учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные
образовательные ресурсы» / Ф. Л. Ратнер. – Казань : КГУ, 2008. – 106 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...
Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"
Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР в процессе обучения химии...
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатики в основной школе
использование на уроках 8-9 классах...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Часто педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ
Часто педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...