Мотивация школьников - Учим любить математику
презентация к уроку по математике

Презентация  - Мотивация школьников - Учим любить математику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1prezentatsiya_motivatsiya_shkolnikov.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мотивация школьников. Учим любить математику» Составил учитель математики МОУ Островецкая СОШ Федорова Светлана Игоревна

Слайд 2

“ Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотиваций ”. Л.С. Выготский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность темы Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться

Слайд 4

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей . Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Слайд 5

Проблема Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? И главное, что делать?

Слайд 6

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения заключается в применении нетрадиционных методов и форм организации урока

Слайд 7

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: 1.Апелляция к жизненному опыту детей 2.Создание проблемной ситуации 3.Использование занимательных и творческих задач 4.Использование интерактивных компьютерных средств. 5. Использование исторического материала. 6.Элементы занимательности( устный счет, математическая цепочка, математические тесты с взаиморпроверкой ) 7.« Найди ошибку » 8.Притчи 9.Создание положительного микроклимата в классе, педагогический такт и мастерство педагога, 10.Применение поощрения и порицания.

Слайд 8

Применяю следующие приёмы повышения мотивации на уроке: устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку ; игра на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении; упражнения на восстановление частично стертых записей, найди недостающий факт для достоверности; предлагаю задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. решаем игровые и занимательные задачи; стремлюсь содержание задачи связать с реальными повседневными задачами; использую метод целенаправленной ошибки ; Предлагаю ученикам творческие задания на тему математики

Слайд 9

1 . Использование жизненного опыта учащихся 1. Два садовода, имеющие прямоугольные участки размерами 20 м на 30 м с общей границей, договорились и сделали общий круглый пруд площадью 140 квадратных метров (см. чертёж), причём граница участков проходит точно через центр пруда. Какова площадь (в квадратных метрах) оставшейся части участка каждого садовода? 2 . лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м? 3.Вася, Петя, Коля и Лёша бросили жребий — кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должен будет Петя. 4.На эк­за­мен вы­не­се­но 60 вопросов, Ан­дрей не вы­учил 3 из них. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что ему по­па­дет­ся вы­учен­ный вопрос. 5.Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ? 6. В ма­га­зи­не вся ме­бель продаётся в разо­бран­ном виде. По­ку­па­тель может за­ка­зать сбор­ку ме­бе­ли на дому, сто­и­мость ко­то­рой со­став­ля­ет 15 % от сто­и­мо­сти куп­лен­ной мебели. Шкаф стоит 3000 рублей. Во сколь­ко руб­лей обойдётся по­куп­ка этого шкафа вме­сте со сборкой?.

Слайд 10

2.Создание проблемной ситуации В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Этим приемом часто пользуюсь при изучении нового материала. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация характеризует определённое психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Проблемная ситуация может вызвать состояние эмоционального подъёма активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учениками своих интеллектуальных возможностей.

Слайд 11

Использование занимательных и творческих задач 1 ) Волнистые попугаи являются самыми популярным и декоративными птицами в мире. Хотите узнать некоторые интересные факты из их жизни? Сколько слов может запомнить волнистый попугай? Решив данное уравнение, вы сможете ответить на этот вопрос. 3*(х-20)+5=245. Ответ 100 слов. Решив следующее уравнение, вы узнаете, сколько часов в сутки спит волнистый попугай. 4х+7=5х-5. Ответ 12 часов 2) При изучении темы в 6 классе « Координатная плоскость» можно использовать построение рисунков по заданным координатам. Эта тема очень важная и изучается еще в геометрии в старших классах, поэтому от того как ее воспримут и запомнят дети в 6 классе напрямую зависит и понимание ими тем геометрии в старших классах Ребятам можно предложить как нарисовать рисунок по готовым координатам, так и самим придумать рисунок и координаты.

Слайд 14

3) Еще одним примером творческого задания можно привести – Задание от учителей математики нашей школы – Нарисуй таблицу умножения необычным способом

Слайд 17

4) Стараюсь на уроках часто использовать интерактивные компьютерные средства ( мультимедиапроекторы , интерактивные доски), различные компьютерные презентации Приведу пример применения мною рабочих листов на дополнительных занятиях – решение задач с помощью уравнений.

Слайд 18

5) Использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса . Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни . Все дети знакомы со сказкой "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона . Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике. Л.Ф.Магницкий это псевдоним Л.Ф.Телятина . Данную фамилию он получил благодаря Петру I, за умение притягивать к себе знания как магнит.

Слайд 19

Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес. «Точка» – (лат. “пункт” – пунктир; “ пунктум ” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол). "Конус" - это латинская форма греческого олова " конос ", означающего сосновую шишку. "Цилиндр" - латинская форма греческого слова " кюлиндрус ", означающий "валик", "каток". Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы "Окружность и круг" сообщим детям, что по- латински "радиус" - "спица колеса", и предложим им нарисовать радиус окружности. В 7 классе нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески " параллелос " - это идущие рядом.

Слайд 20

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. Слово притча является переводом греческого слова paraballo , что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Притча в главном предназначается для молодежи, девушек и юношей, для женщин и мужчин, а в условиях школы – для учеников. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Слайд 21

Притча 1 Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало! Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».

Слайд 22

Притча 2 Знания стоят дорого У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот, и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: — Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком! — Дорогой друг, — ответил мастер, — за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

Слайд 23

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем. Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика. .

Слайд 24

Вывод Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Изучение уровня мотивации школьников к обучению на уроках математики с использованием информационно – коммуникационных технологий

Изучение уровня мотивации школьников к обучениюна уроках математики с использованиеминформационно – коммуникационных технологий...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

мотивация школьников на уроках математики

Рассматриваются основные приемы мотивации школьников из опыта работы...

Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»

Актуальность темы:žВ создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.žžВ формировании опыта работы по применению игровых те...

Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»

Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»...

Пути повышения мотивации школьников в обучении математике

Статья "Пути повышения мотивации школьников в обучении математике"...