Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8 класс)

Логинова Наталья Леонидовна

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности " Программа развития познавательных способностей учащихся" для 5-8 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружка (секции, клуба ) «Развитие познавательных способностей»

для учащихся 5-8 классов

        

                                                Составитель:   учитель математики  

                                                                        МОУ СОШ №10 г.Усть-Кута

                                                                        Логинова Наталья Леонидовна

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Программа развития познавательных способностей учащихся» для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

формирование собственного стиля мышления;

формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

развитие интеллектуальных умений (5-7 классы);

обучение работе с информацией (8 класс).

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

  • учебная игра;
  • развивающая игра;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практическое занятие;
  • беседа;
  • викторина;
  • участие в акциях.

Режим занятий

Год обучения

Класс

Всего занятий

В неделю занятий

Периодичность занятий

первый

5

34

1

еженедельно

второй

6

34

1

еженедельно

третий

7

34

1

еженедельно

четвертый

8

34

1

еженедельно

Планируемые результаты

В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, мозговой штурм; контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания.

Уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей,  описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Тематический план

5 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Человек и его интеллект

1

0,5

0,5

Диагностическое тестирование

1

-

1

Обобщение и ограничение понятий

4

1,5

2,5

Выделение существенных признаков

2

1

1

Обобщение понятий при построении определений

1

-

1

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

0,5

0,5

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

2

0,5

1,5

Сравнение понятий. Отношения противоположности

1

-

1

Установление причинно-следственных связей

2

0,5

1,5

Логические задачи

2

0,5

1,5

Классификация понятий

3

0,5

2,5

Сравнение понятий. Аналогия

2

0,5

1,5

Поиск закономерностей

5

0,5

4,5

Выделение существенных признаков предметов

1

0,5

0,5

Поиск закономерностей

1

-

1

Объяснение понятий в зависимости от контекста

2

0,5

1,5

Логические задачи

2

0,5

1,5

Итоговое тестирование

1

-

1

Итого:

34

8

26


6 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Диагностическое тестирование

1

1

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

1

0,5

0,5

Сравнение понятий

1

1

Выделение существенных признаков

2

0,5

1,5

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

2

0,5

1,5

Смысловые словосочетания

2

2

Синонимы, антонимы

2

0,5

1,5

Творчество. Методы решения творческих задач

2

0,5

1,5

Метод контрольных вопросов

2

0,5

1,5

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

2

0,5

1,5

Воображение

2

0,5

1,5

Компьютерный практикум

1

1

Конструирование на плоскости

2

0,5

1,5

Конструирование в пространстве

2

0,5

1,5

Постановка и разрешение проблем

2

0,5

1,5

Разрешение проблемных ситуаций

2

0,5

1,5

Метод разрешения противоречий

2

0,5

1,5

Итоговое тестирование

1

1

Решение творческих задач

3

3

Итого:

34

6,5

27,5


7 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Секреты и методы творчества

2

0,5

1,5

Поиск закономерностей

2

0,5

1,5

Логические цепочки

2

2

Логические цепочки. Причинно-следственные связи

2

0,5

1,5

Как решать изобретательские задачи

2

0,5

1,5

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

2

0,5

1,5

Развитие воображения

2

2

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

1

0,5

0,5

Изобретательское творчество

2

0,5

1,5

Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий

2

0,5

1,5

Решение задач методом разрешения противоречий

2

0,5

1,5

Творчество и фантастика

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач

2

2

Методы решения творческих задач:

Преобразование свойств

1

1

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

1

1

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

2

0,5

1,5

Методы решения творческих задач

2

2

Решение творческих задач

1

1

Итого:

34

6

28


8 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Что мы знаем о чтении

2

1

1

Чтение как способ получения информации

1

0,5

0,5

Выявление навыков традиционного чтения

1

1

Компьютерный практикум

1

1

Интегральный алгоритм чтения

2

0,5

1,5

Дифференциальный алгоритм чтения

1

1

Изучающее чтение

2

0,5

1,5

Понимание смыслового содержание текста

2

0,5

1,5

Приёмы работы с текстом

1

1

Учимся задавать и отвечать на вопросы

2

0,5

1,5

Поисково-просмотровое чтение

2

0,5

1,5

Конспектирование при чтении

2

0,5

1,5

Учимся готовить сообщение

1

1

Учимся вести диалог

2

0,5

1,5

Компьютерный практикум

5

0,5

4,5

Библиографический поиск. Каталог

2

0,5

1,5

 Справочник. Работа со справочной литературой

2

0,5

1,5

Компьютерный практикум

2

0,5

1,5

Итоговое занятие        

1

1

Итого:

34

7

27


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ

5 КЛАСС

Развитие интеллектуальных умений

Человек и его интеллект.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностическое тестирование.

Диагностика интеллектуального развития.

Обобщение и ограничение понятий.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания и развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий.

Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания и развивающие игры.

Обобщение понятий при построении определений.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое.

Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий. Отношения противоположности. 

Сравнение понятий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Практические задания и развивающие игры.

Установление причинно-следственных связей.

Функциональные отношения между понятиями причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания и развивающие игры.

Логические задачи.

Установление связей между понятиями. Практические задания и развивающие игры.

Классификация понятий.

Классификация понятий. Правила классификации. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Умение классифицировать понятие по двум и трём признакам.  Обобщение понятий.  Подбор определений к выделенным понятиям. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий. Аналогия.

Аналогия. Умение проводить аналогии. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Развивающие игры.

 

Поиск закономерностей.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Объяснение понятий в зависимости от контекста. Логические задачи. Практические задания и развивающие игры.

Выделение существенных признаков предметов.

Существенные и несущественные признаки. Практические задания и развивающие игры.

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания и развивающие игры.

6 КЛАСС

Учимся мыслить творчески.

Диагностическое тестирование.

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Правила классификации. Умения классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий.

Сравнение понятий.  Отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Выявление сходства и различий. Практические задания и развивающие игры.

Выделение существенных признаков.

Существенные и несущественные признаки. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Развивающие игры.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста.

Практические задания и развивающие игры.

Смысловые словосочетания.

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Синонимы, антонимы.

Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы.

Творчество. Методы решения творческих задач.

 Что такое творчество? Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

Метод контрольных вопросов.

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.  Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Создание компьютерного рисунка.

Конструирование на плоскости.

Конструирование на плоскости.  Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания и развивающие игры.

Конструирование в пространстве.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий.  Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания и развивающие игры.

Разрешение проблемных ситуаций.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий.  Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания и развивающие игры.

Метод разрешения противоречий.

Анализ проблемной ситуации. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Практические задания и развивающие игры.

Решение творческих задач.

7 КЛАСС

Методы решения творческих задач

Секреты и методы творчества.

Творчество. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Поиск закономерностей.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки.

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки. Причинно-следственные связи.

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания и развивающие игры.

Как решать изобретательские задачи.

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя. Практические задания и развивающие игры.

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.

Тренинг внимания. Умение быть наблюдателем. Правила наблюдения. Практические задания и развивающие игры.

Развитие воображения.

Воображение. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д.   Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам  Тренинг воображения. Творческие задачи. Развивающие игры.

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия.

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие. Практические задания и развивающие игры.

Изобретательское творчество.

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания и развивающие игры.

Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий.

Метод решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания и развивающие игры.

Решение задач методом разрешения противоречий.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.  Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», приём «наоборот». Практические задания и развивающие игры.

Творчество и фантастика.

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач.

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: преобразование свойств.

Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов.

Метод фокальных объектов: сущность метода.

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат.

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач: морфологический ящик.

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач. Практические задания и развивающие игры.

Решение творческих задач.

8 КЛАСС

Учимся работать с информацией

Что мы знаем о чтении.

Чтение как способ получения информации.  Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Практические задания и развивающие игры.

Чтение как способ получения информации.

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Выявление навыков традиционного чтения.

Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. Практические задания и развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Организация поиска информации в компьютерном тексте. Практические задания.

Интегральный алгоритм чтения.

Недостатки традиционного чтения.  Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике.  Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Изучающее чтение.

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем  чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки.  Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Понимание смыслового содержание текста.

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстом.

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ».

Учимся задавать и отвечать на вопросы.

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания и развивающие игры.

Поисково-просмотровое чтение.

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям», чтение «островками»; чтение «пинг-понг».

Конспектирование при чтении.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Учимся готовить сообщение.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Учимся вести диалог.

Работа с устными текстами.   Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Компьютерный практикум.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов. Создание нумерованного и маркированного списка. Представление информации в виде таблицы. Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу. Практические задания.

Библиографический поиск. Каталог.

Библиографический поиск.   Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Компьютерный практикум.

Операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, премещение, сохранение информации. Практические задания.

Справочник. Работа со справочной литературой.

Справочная литература.   Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

Учебно-методические средства обучения

Литература

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004.
  • Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • МФУ
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Экран навесной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...