Формирование математической грамотности у обучающихся на уроках математики.
методическая разработка по математике (7 класс)
Формирование математической грамотности
у обучающихся на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 185.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической грамотности
у обучающихся на уроках математики.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому мы, учителя математики, основное внимание должны уделять тому, чтобы обучающиеся использовали математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Важную роль в этом играют практико-ориентированные задачи.
Практико-ориентированные задачи имеют положительную мотивационную направленность, поскольку их сюжет и результат знакомы учащимся или близки их жизненному опыту и, как правило, имеют для ученика познавательную, общекультурную, социальную и профессиональную значимость.
Как показывает опыт, наиболее трудными для учащихся этапами решения практико-ориентированных задач являются этап осмысления и выделения информации из текста условия, а также этап интерпретации полученного результата. Трудности первого этапа связаны отчасти с тем, что данные практико-ориентированной задачи могут быть представлены в различной, зачастую непривычной для ученика, форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. п.) Еще более нестандартной для ученика является ситуация, когда в задаче имеются лишние или недостающие данные, которые нужно найти в справочной литературе. Этап интерпретации результата решения практико-ориентированной задачи зачастую связан с умением округлять, отбирать целочисленные значения по смыслу задачи, делать прикидку и т. п., что также является достаточно трудным для определенной части учеников.
Для решения этой проблемы положительный эффект бесспорно имеет опыт решения практико-ориентированных задач на уроках математики,
Цель– показать учащимся применение математики на практике, к формулированию и решению задач реальной действительности.
В учебниках практически отсутствуют такие задания, поэтому в своей работе использую задания PISA.
При подборке задач, я учитываю, что в содержании необходимо отражать какую-либо из тем традиционного школьного курса математики.
В рамках этих тем значительное внимание уделяю вопросам, имеющим большую практическую значимость (измерение величин, оценка результатов, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм, графиков и т.п.)
В заданиях формата РISА могут быть использованы знания и умения из различных тем и разделов курса математики, а также других учебных дисциплин (например, физики, географии, биологии и т.д.) или внешкольных источников информации. Задачи PISA – интегрированные.
А так же наши подростки еще не привыкли к тому, что ответом на математическую задачу может служить не цифра, а сугубо гуманитарное умозаключение.
Приведу несколько примеров задач, которые мы используем в своей практике.
Задача. (5 класс)
Пятиклассник Вася попросил вас помочь рассчитать стоимость туристической путевки. Он вместе с родителями и четырехлетней сестрой едет на неделю в Турцию.
1)Изучите предложенную рекламу турагентства.
Источник: реклама турагентства.
2) Сколько будет стоить отдых Васиной семьи? В ответ запишите только число.
Задача. (5-6 класс)
В магазине техники сезонное падение цен. Вычисли новую цену смартфонов.
Задача.(5-6 класс)
Оля спросила у 20 одноклассников о том, какой сок им нравится больше всего: апельсиновый, сливовый или вишнёвый. Полученные данные она представила на столбчатой диаграмме, изображённой ниже
Кроме того, она эти же данные представила на круговой диаграмме.
На какой диаграмме изображены эти данные?
Задача.(6 класс. Признаки делимости)
В магазине детских игрушек продают двухколесные и трехколесные велосипеды, причем тех и других поровну. Сколько колес может быть у всех велосипедов вместе? А) 16; В) 24; С) 25; D) 28; Е) 33.
Решение. Так как количество двух- и трехколесных велосипедов одинаково, то число колес у всех велосипедов должно быть кратно 5.
Правильный ответ С.
Задача (5-6 класс. Проценты)
Сколько процентов сэкономит покупатель, если во время распродажи зимнюю куртку можно купить за 3 тыс. руб, а в сезон эта же куртка стоила 7,5 тыс. руб?
А) 60%; В) 150%; С) 90%; D) 87,5%; Е) 78,5%
Решение. Так как стоимость куртки после скидки стала на 4,5 тыс руб меньше, то следует узнать, сколько процентов составит эта разница от первоначальной цены, то есть от 7,5 тыс руб. .
Правильный ответ А.
Задача.(7-9 классы.ОГЭ.ЕГЭ)
На рисунке жирными точками показана среднесуточная температура воздуха в Бресте каждый день с 6 по 19 июля 1981 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Для наглядности жирные точки соединены линией.
1задание. Используя данные диаграммы, заполните таблицу.
2 задание. Какая наибольшая температура была за эти дни?______
3 задание. Какая наименьшая температура была за эти дни?______
4 задание. Сколько дней температура была равна 21ºС? _________
5 задание. Насколько понизилась температура с 13 по 16 июля?___
Задача.
На графике, изображенном на рисунке, представлено изменение биржевой стоимости акций нефтедобывающей компании в первые две недели сентября.
1задание. Сколько стоили акции 1 сентября? ___________
2 задание. Сколько стоили акции 10 сентября? __________
3 задание. Какая была самая большая стоимость акции и какого числа?___
4 задание. 3 сентября бизнесмен приобрел 10 акций этой компании. Шесть из них он продал 10 сентября, а 12 сентября продал остальные 4. Сколько рублей потерял бизнесмен в результате этих операций?____________________________.
Задача.(7-9 класс)
3. Трое друзей собрались в поход. Сложились и купили палатку. Первый заплатил 60% от общей суммы, второй 40% оставшейся суммы, а третий последние 30 долларов. Сколько стоит палатка? Сколько заплатил каждый из друзей?
А) 120долл.; В) 150долл.; С) 90долл; D) 125долл; Е) 100 долл.
Решение. Предположим х долларов – стоимость палатки, тогда первый заплатил 0,6х, а второй – 0,4(х-0,6х)=0,16х, значит, третьему осталось заплатить х-(0,6х+0,16х)=0,24х. Зная, что третий заплатил 30 долларов, составим уравнение: 0,24х=30, откуда х = 125. Стоимость палатки 125 долларов. Правильный ответ D.
Задача. Цена пиццы.(6-9 класс)
В пиццерии подают две круглых пиццы одной и той же толщины, но разных размеров. Меньшая имеет диаметр 30 см и стоит 30 денег. Большая имеет диаметр 40 см и стоит 40 денег. Какую из двух пицц выгоднее покупать? Приведите ваши рассуждения.
Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых...
Формирование математической грамотности обучающихся.
Выступление на августовской секции по математике 2017 год...
Формирование математической грамотности обучающихся с помощью цифровых образовательных платформ.
Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных...
Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»
Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...
Формирование математической грамотности обучающихся
Математическая грамотность определяется“как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использов...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...