Технологическая карта урока Анализ контрольной работы по теме: «Действия с обыкновенными дробями»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Татьяна Геннадьевна Богданова

Технологическая карта урока Анализ контрольной работы по теме: «Действия с обыкновенными дробями»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Богданова Т.Г., учитель математики

МБОУ «СОШ № 35» МО г.Братска

Класс

Предмет

Тип урока

5

математика

 Урок развивающего контроля, 2 урок

Тема:

Анализ контрольной работы по теме: «Действия с обыкновенными дробями»

Цели

Деятельностная: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов по теме:« «Действия с обыкновенными дробями»

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия, ключевые компетенции

Учащийся научится:

-выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части

Учащийся получит возможность научиться:

-выполнять вычисления с обыкновенными дробями, в том числе, с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;

- использовать полученные математические знания на практике.

Личностные: понимают причины успеха и не успеха в учебной деятельности, осознают важность и необходимость  знаний для человека.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, анализировать собственную познавательную и коррекционную деятельность и деятельность  других обучающихся в процессе взаимопроверки. Фиксировать и анализировать  динамику собственных образовательных результатов. Владеть основами самооценки.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие, умение вступать в диалоги, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Представлять в устной и письменной  форме развёрнутый план собственной деятельности.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовать информацию и выбирать наиболее удобную для себя форму, представления информации.

Критерии достижения планируемых результатов

Базовый уровень «ученик научится»:

А1. Умеет применять в ходе вычислений правила и алгоритмы сложения, вычитания умножения и деления дробей.

А2. Умеет распознавать и решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»:

В1. Умеет самостоятельно составлять выражения на сложение, вычитание умножение и деление дробей.

В2. Умеет самостоятельно составлять задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

Основные понятия

Обыкновенная дробь, алгоритм, правило, дробь обратная данной дроби, целая и часть.

Организация образовательного

пространства

 Формы, приемы, методы работы

Ресурсы

Формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения (системно-технологический уровень)

Методы:беседа, объяснение, иллюстративно-демонстративный, самостоятельная работа.

Приемы работы: выполнение  по алгоритму, «закончи предложение», «прием Пазлы», дешифровщик.

Аудиовизуальные: презентация

Дидактический материал: листочки в клетку, памятка с перечнем вопросов для выявления ошибок, алгоритм для исправления ошибок, индивидуальная карта оценки работы на уроке

Печатные: учебники математики УМК Муравина Г.К., Муравиной О.В.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося/ Осуществляемые и формируемые УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Локализация индивидуальных затруднений.

Задачи этапа:

1) организовать мотивирование ученика к коррекционной деятельности («хочу»-«надо»-«могу») и формулировку ими основной цели урока

2) воспроизвести контролируемые правила, алгоритмы и т.д. (нормы)

3) проанализировать правильность  самопроверки учащимися своих работ и при необходимости согласовать оценки учеников с оценкой учителя

4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок

Приветствие.

Девизом сегодняшнего урока будут слова «Была бы охота, заспорится любая работа».

- Как вы его понимаете?

У вас на столах лежат тетради, в которых вы выполняли контрольную работу на прошлом уроке.

- По какой теме выполняли контрольную работу?

Просит сравнить самооценку с оценкой учителя.

Выясняет, у кого оценка совпала (кто правильно оценил свою работу), а у кого нет. Зафиксируйте результат в индивидуальной карте оценки работы на уроке.

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Устанавливают причинно-следственные связи.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, строят монологическое высказывание.

Контролируют правильность организации рабочего места.

Анализируют образовательные результаты. Сравнивают самооценку с оценкой учителя.

Учащиеся совместно с педагогом и сверстниками определяют цели обучения, ставят и формулируют новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Какие умения были главными критериями оценки по усвоению данной темы:

Базовый уровень «ученик научится»:

А1. Умею применять в ходе вычислений правила и алгоритмы сложения, вычитания умножения и деления дробей.

А2. Умею распознавать и решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

Предлагает вспомнить основные правила и алгоритмы, которые были необходимы для выполнения заданий в контрольной работе.

Прием «Закончи предложение»: закончи предложение (для проверки знания правила). Контроль по эталону на слайде презентации.

Проговаривают устно все правила.

Создают обобщения, устанавливают аналогии.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Индивидуально осознанно при сопровождении учителя используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществляют самоконтроль и самооценку знания правил и алгоритмов.

Прием «Пазлы»: составление алгоритмов действий с обыкновенными дробями. Контроль по эталону на слайде презентации.

 

Работа с листами самооценки:

Предлагает учащимся зафиксировать в листе самооценки знание правил и алгоритмов.

Составляют алгоритм действий с дробями.

Создают обобщения, классифицируют, выбирают основания и критерии для классификации.

Фиксируют их и определяют причину своего затруднения.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

Учащиеся, которые выполнили все задания контрольной работы и знают правила и алгоритмы работы получают задания:сравнить свое решение с эталоном и выполнить задание повышенного уровня.

Учащимся у которых есть ошибки в контрольной работе и (или) не знают правила и алгоритмы получают задания:

-выделить свои ошибки и недочёты (работа с листом самооценки). Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предлагает им памятку с  перечнем  вопросов (на слайде):

1.В каком задании я допустил ошибку?

2.В чём возникло затруднение?

3.На каком конкретно этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

4.Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

Выполняют самостоятельную работу и представляют результат своей работы в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Учащиеся, которые затруднялись определить свою ошибку отвечают на вопросы, предложенные на слайде

Работают индивидуально.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

II этап. Целеполагания и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Задачи этапа:

1) формулируют индивидуальную цель своих коррекционных действий (т.е. сформулировать, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться, правильно применять)

2) выбирают способ(как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, т.е. устанавливают какие шаги им необходимо для этого сделать(в соответствие с алгоритмом исправления ошибок) и какими средствами они будут выполнены

Предлагает каждому учащемуся сформулировать цель работы(коррекционной деятельности, связанную с допущенными ошибками) по шаблону:

Отвечают на вопросы, рассуждают, анализируют.

Работают индивидуально. Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют мнения с позициями одноклассников.

Оценивают правильность выполнения действий.

Каждый ученик ставит для себя конкретную цель на  исправление ошибки.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

Ребята, какое средство-помощник понадобится вам для достижения цели, которую вы поставили для своей дальнейшей работы (алгоритм работы над ошибками).

Предлагает вспомнить алгоритм.

Выбирают средства и способы, которые понадобятся для достижения цели. Переводят сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют мнения с позициями одноклассников.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

III этап. Реализации построенного проекта

Задачи этапа:

1) исправление ошибок самостоятельно выбранным методом на основе применения выбранных средств и соотнести свои результаты с эталоном, а в случае затруднения- с помощью предложенного эталона для самопроверки

2) выбор заданий, предложенных учителем или составленных самими учащимися нате способы действий, в которых были допущены ошибки

3) решение выбранных заданий

Самостоятельная индивидуальная работа  учащихся:

1. Учитель предлагает учащимся самостоятельно реализовать свой план по исправлению ошибок и  соотнести свои результаты с эталоном. Учащимся, которые затрудняются, помогают учащиеся-консультанты, назначенные из числа учащихся выполнивших контрольную работу без ошибок.

2. После выполнения работы, учащимся предлагается решить аналогичные задания или придумать свои задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки.

3. Учащиеся, которые выполнили все задания контрольной работы выполняют задания повышенного уровня и работают консультантами.

Учитель контролирует работу учеников, выступает консультантом.

Выполняют работу над ошибками.

Самостоятельно соотносят свои результаты с эталоном, если есть затруднения, то пользуются предложенным эталоном для самопроверки.

Составляют задания для самостоятельного решения.

Учащиеся, выполнившие правильно задания выполняют своё индивидуальные творческие задания.

Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Сравнивают, ведут диалог, вносят предложения, доказывают, обосновывают.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

IV этап.Обобщения затруднений во внешней речи

Задачи этапа:

1) обсуждение типовых ошибок

2) проговаривание формулировок определений, правил, способов действий, которые вызвали затруднение

Зафиксируйте результаты самопроверки в  колонке «6» (отметьте + - выполнил все правильно, - не выполнил или допустил ошибки), затем в 7 колонке «Мои затруднения» отметьте, что у вас не получилось или не знаете.

Учитель выявляет типовые ошибки и организует обсуждение типовых ошибок и повторение правил.

Обсуждают возникшие трудности.

Проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему они выбрали это правило.

Работа с индивидуальной картой оценки работы на уроке

Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Учатся основам прогнозирования.

V этап. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задачи этапа:1)выполнение самостоятельной работы, аналогичной контрольной работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки

2) самопроверка работ по готовому образцу и фиксирование результатов

3) фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

Учитель предлагает самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе.

1. Учащиеся, выполнившие правильно свою работу, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

2. Остальные учащиеся выполняют аналогичные задания, на которые были допущены ошибки.

3. Проводят самопроверку своих работ по готовому образцу.

4.Фиксируют результат в индивидуальных картах оценки работы на уроке.

Выполняют самостоятельную работу и представляют результат своей работы в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. Осуществляют контроль, коррекцию, оценку своих действий.

VIэтап. Повторения и решения заданий творческого уровня

Задачи этапа:

1)выполнение задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задания творческого уровня

2) выполнение задания на подготовку к изучению следующих тем.

Приём «Дешифровщик»

Учитель предлагает составить слово, решая примеры на правила действий с обыкновенными дробями. Учащиеся должны получить слово «Молодец!»

Выполняют задание, соотносят числа с буквами и представляют результат своей работы в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Выполняют

Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

VII этап. Рефлексии деятельности на уроке.

Задачи этапа:

1) проговаривание механизма деятельности по контролю

2) называются правила, способы действий, вызвавшие затруднение

3) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способ их исправления

4) фиксируется степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов

5) оценивание полученных результатов собственной деятельности

6) намечаются цели последующей деятельности

7) при необходимости определяются задания для самоподготовки(домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Что мы делали сегодня для того, чтобы исправить ошибки, допущенные в контрольной работе?

- Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

- Кто смог выполнить поставленную цель и ликвидировал все свои затруднения?

- Оцените в листе самооценки свою работу по критериям:

- Кто оценил свою работу на оценки «2 и 3» приглашаются на индивидуальную консультацию.

- Как вы думаете, мы достигли цели урока?  

Анализируют, резюмируют.

Планируют свои дальнейшие действия

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку своих действий.

Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют ее в совместной деятельности

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют контроль по результату действия.

Оценивают достижение поставленной цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по теме: "Действия с десятичными дробями"

2 варианта контрольной работы по математике "Действия с десятичными дробями"...

Контрольная работа по теме "Действия с десятичными дробями"

Контрольная работа по теме "Действия с десятичными дробями" 5 класс...

Контрольная работа по теме "Действия с десятичными дробями"

Контрольная работа по теме "Действия с десятичными дробями" 5 класс...

Урок в 5 классе по теме «Действие с обыкновенными дробями»

Урок в 5 классе по теме «Действие с обыкновенными дробями»...

Контрольная работа по теме: «Действия с десятичными дробями».

Контрольная работа по теме: «Действия с десятичными дробями»....

Технологическая карта урока "Анализ контрольной работы. Работа над ошибками" Spotlight, 6 Module 7

Данная разработка урока содержит тест, презентацию и упражнения и может использоваться как урок - обобщение и повторение материла перед контрольной работой по модулю 7 (Spotlight, 6)  так и при р...