Статья " Математика - наука интересная"
статья по математике

Семенова Наталия Леонтьевна

Статья "Математика - наука интересная".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika-nauka_interesnaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика - наука интересная.

      При переходе ученика из начальной школы в среднее звено у учащихся возникают определённые трудности. Период адаптации учеников 5 классов проходит от 2-3 недель до нескольких месяцев.    

К учителям математики приходят 5 классы - это дети 10-11 лет .В это время дети в основном уравновешенные, спокойные,  доверчиво относятся ко взрослым, ждут от учителей, родителей  помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний и развития интереса к предмету.

Основные задачи развития в этот период:

формирование умения учиться в средней школе;

формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;

развитие учебной мотивации, интересов;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

формирование умения учиться в средней школе.
          Математика - одна из основных и довольно интересных дисциплин.   Этот предмет требует  наличия  интереса, способностей, усидчивости и внимательности  ученика. Необходимо и высокое  качество преподавания предмета, умение  преподнести сложные знания в простой, доступной форме.

           Если у учеников на уроках математики будет определённый результат, то они с нетерпением будут ждать следующего занятия математикой.

           Как же сделать уроки математики интересными , познавательными , сохранить и приумножить то лучшее, что даётся детям в начальной школе?

          Таким вопросом задаётся каждый учитель ,к которому приходит новый 5 класс.

          Необходимо провести предварительную работу по изучению будущих пятиклассников. Очень важно  учителю математики  в начале обучения в пятом классе понимать в чём различия  между пятиклассниками и другими учащимися средней школы.

Особое внимание следует обратить на преемственность требований начальной и средней школы. Учащиеся приходят от разных учителей. Необходимо медленно, постепенного вводить новые требования и усложнения.

Огромную роль играют первые уроки ,когда устанавливается первое впечатление учителя о учениках и учеников о учителе.

Определенная часть детей осознает переход в 5 класс, как шанс заново начать школьную жизнь, показать себя с лучшей стороны. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны,— достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им  будет в школе интересно. Задача учителя математики – поддержать интерес к предмету.

Каждый урок можно начинать и заканчивать интересными моментами. Это может быть и правильно поставленный проблемный вопрос .К разгадке может подвести коллективное рассуждение .Здесь важно выслушать всех желающих и подойти к определённым выводам. Так можно, например, подойти к изучению новой темы.

Особое внимание следует устному счёту. Его можно проводить в виде самопроверки, взаимопроверки. Можно включать элементы игры, ребусы.

Использовать разнообразные формы. Правила  проведения устного счёта должны быть понятны ученикам и  к работе желательно подключить всех учеников. Лучшей наградой за хорошую работу для ученика является  хорошая оценка.

           Устный счёт можно составить, учитывая  изучаемый на уроке материал, предварительно предупредив их. Тогда ученики будут искать определённый смысл.

Создаётся  интрига.

            При изучении нового материала необходимо дать ученикам подойти к открытию нового самостоятельно, путём рассуждений. Можно подходить от частного к  общему, проводя анализ. Новые знания должны быть закреплены выполнением специальных упражнений и их обсуждений. Упражнения, обучение конкретным приемам, которые школьник может  сразу использовать в своей работе, составляют их основное содержание.

           Полезно после изучения нового предлагать учащимся привести примеры, для решения которых, применить новые знания. Многие учащиеся хотят привести свой пример. Это способствуют лучшему пониманию изучаемого материала.

        При решении текстовых и логических задач в 5 классе очень важно использовать рисунки и схемы, краткую запись, так как дети этого возраста хорошо воспринимают информацию визуально. При решении задач необходимо рассмотреть и обсудить все способы решения.

        Весь изучаемый материал должен быть доступным и адаптированным для учеников данного класса. Можно давать несколько способов решения.

        Например, некоторые ученики испытывают трудности при решении простых и сложных уравнений. Таким ученикам можно помочь, если предложить решать уравнения, предварительно вспомнив правила на аналогичных, но более простых уравнениях.  

                                                   ( х-19) + 25 = 42

                                                    (х-19) = 42 – 25,

если взять у+3=7  и вспомнить  правило, как найти неизвестное слагаемое

                                                     (х-19)=17

                                                     х=17+19

                                                     х=36.              

         Именно в 5 классе ученики знакомятся и  переходят от числовых выражений к буквенным выражениям. На протяжении всего 5 класса необходимо обращать внимание на переход от одних выражений к другим, чтобы ученик в дальнейшем не испытывал трудностей с пониманием значения буквенных выражений.

        Особое внимание следует уделить формированию и использованию

удобных способов при выполнении действий. Именно здесь раскрывается красота способов математики.

       Следует помнить, что учащиеся 5 классов быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению.

      Огромная  роль на уроках математики  отводится играм. Игра включает в себя элементы соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

      Во время игры у детей вырабатывается привычка  мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремиться к новым знаниям.

      Заинтересовавшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас новых понятий, учатся творить-создавать новое.

      Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

      Каждая игра должна содержать элемент новизны. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми. Игра поможет:·активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;·дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;·укрепить дружеские отношения в классе. Математическая сторона содержания игры должна отчетливо выделяться  на первое место.

       Создание  обстановки в классе, близкой к начальной школе - доверительность, искренность, наличие успеха, возможность получить помощь- как один из способов быстрой адаптации учеников 5 классов.

Литература.

1.Вигман С.Л. «Педагогика в вопросах и ответах.

2.Алтухова Е.В. «Математика 5-11 классы Уроки учительского мастерства»

3.Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс: К учебному комплекту Н.Я. Виленкина В помощь школьному учителю.-ВАКО, 2009.

4.«Дидактические игры в процессе обучения математике. Методические рекомендации». (Уральский государственный педагогический университет) Екатеринбург - 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Математика – наука, познающая мир!»- статья

Данное пособие по решению задач на проценты будет интересно не только школьникам 5-6 класса, которым интересна математика. Здесь найдут много полезного и выпускники школ, и абитуриенты при подго...

«Математика – наука, познающая мир!»- статья

Данное пособие по решению задач на проценты будет интересно не только школьникам 5-6 класса, которым интересна математика. Здесь найдут много полезного и выпускники школ, и абитуриенты при подго...

Статья к рубрике "Интересные факты" на английском языке.

Данный материал может быть использован как дополнительный материал по теме "Королевская семья". Материал предназначен для старших классов....

Статья "Физика - наука о природе"

Физика как учебный предмет учебного плана средней школы позволяет вооружить учеников основами физики - науки о природе. Содержание, система и методология физики открывает большие возможности для форми...

Методическая статья "Многоборье-это интересно"

Методическая статья "Многоборье-это интересно"...

Статья на тему: «Математика это интересно».

Математика – это наука о числах и количествах, о структурах, порядках и отношениях, что в нее входят арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия, и т.д. Математика в отличие от естественных ...

Статья "Как сделать интересным урок немецкого языка"

Происходящие в  российском обществе  изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленых на развитие личности....