Статья "Как сделать интересным урок немецкого языка"
тест по немецкому языку

Кудинова Галина Николаевна

Происходящие в  российском обществе  изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленых на развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_interesnym_urok_nemetskogo_yazyka.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Как сделать урок немецкого языка интересным ».

Кудинова Галина Николаевна учитель немецкого языка филиала МБОУ СОШ с.Тербуны Липецкой области

  Происходящие  в российском обществе изменения  требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на  развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсальных учебных действий -  умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.

В процессе обучения иностранному языку я столкнулась с проблемой низкой мотивации учащихся к изучению иностранного языка. При этом примечательно, что в самом начале изучения иностранного языка у учащихся, как правило, мотивация высокая. Им хочется говорить на иностранном языке со сверстниками, декламировать стихи, петь песни. Чем выше интерес к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых умений, навыков. Это побудило меня к применению наиболее эффективных методов и приемов повышения мотивации в обучении иностранному языку.

 Целью моей работы является оптимизация процесса обучения немецкому языку, обеспечивающая формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся путем повышения мотивации к обучению немецкого языка. Мой опыт базируется на положениях личностно - ориентированного подхода с и применением  технологии индивидуального обучения, технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности, технологии проектов.  Основная задача моей работы - формирование мотивации  у  обучающихся к изучению немецкого языка. Если есть мотивация, интерес к учебе, то есть и условие для достижений поставленных целей.  Человек всегда говорит не только целенаправленно, но и мотивированно, т.е. ради чего-то, почему-то. Что нужно, чтобы учащиеся лучше усваивали учебный материал, чтобы заинтересовать ребенка предметом, привлечь его внимание к учебной деятельности? Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к формам положительного отношения к учению.

 Сохранять и развивать мотивацию на протяжении всего урока мне помогает использование в каждой части урока игровых методов обучения. Например, начало урока. Организационно-психологический момент имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке. Прoцедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока. Можно поинтересоваться настроением учеников и задать им вопрос: «Wie geht,s?», « Welche Farbe ist ihre Stimmung?»   Можно начать урок с фразы: « Habt ihr gehört..?». Даже «дежурный» разговор о погоде сможет вызвать учащихся на общение, если его построить нестандартно. Например (глядя в окно): «Es regnet. Die Menschen sind in den Regenmänteln. Sie haben Regenschirme. Und ich mag Regen. Ich mag im Regen spazierengehen. Und du? Magst du Regen? Hast du einen Regenschirm?». Целесообразно использовать тексты, содержащие элементы юмора, на младшей ступени обучения, так как на этих этапах наиболее важно сохранить и усилить мотивацию. Для повышения мотивации я использую нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-презентация, виртуальная экскурсия по стране изучаемого языка, по  городам моей малой Родины. Эти уроки имеют большое образовательное значение, побуждают интерес к стране изучаемого языка, нравам и обычаям, достопримечательностям, а, значит, играют и воспитательную и мотивирующую роль.

     Не менее важным аспектом  формирование мотивации к изучению немецкого языка  считаю использование на уроках иностранного языка  метод проектов.

Применяя эту методику в своей работе, я руководствуюсь  методическими рекомендациями доктора педагогических наук, исследователя в области современных технологий обучения учащихся Е.С.Полат. По ее словам «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащегося. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.

Это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

 Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.

Условиями возникновения опыта стали мои наблюдения в ходе учебной деятельности. Я столкнулась с такими проблемами учащихся, как

  •  трудности усвоения материала;
  • низкая мотивация;
  • трудности целеполагания;
  • неумение планировать деятельность.

А ведь  формирование всех этих умений – требование стандарта. И зачастую проблемы возникают из-за отсутствия верной мотивации.

Таким образом, преимущества метода проектов:

  •  дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  •  успешно интегрируется в образовательный процесс;

- обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; повышение личной уверенности учащихся;

-развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

-обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

-развивает у учащихся исследовательские умения;

-позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает общение.

Участвуя в данной деятельности обучающиеся знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о своих интересах на иностранном языке, что   позволяет учащимся проявить индивидуальность и самостоятельность в выполнении творческого задания на немецком языке. Конечным продуктом проекта станут презентации, мини-сочинения, коллажи и др.

Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда.

Говоря о повышении мотивации в обучении иностранному языку, хочу остановиться на внеклассной работе. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретённых умений, навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Среди положительных способов, педагогических приемов повышения мотивации к изучению иностранного языка наиболее эффективными считаю следующие:

 - создание доброжелательной атмосферы на уроке, юмор; - разнообразие видов деятельности (однообразие снижает мотивацию, подавляет инициативу ученика);

- использование регионоведческого  материала, межпредметных связей для расширения знаний о стране изучаемого языка, своей родной стране;

- использование разнообразных игр с целью автоматического, неосознанного запоминания и использования различных лексических и грамматических структур;

 - вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая дает учащимся творчески выразиться;

- использование КТ технологий, которые позволяют эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с детьми;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующую для активизации знаний, навыков и умений, для развития творческих способностей;

- учет интересов каждого ученика; физиологических и психологических особенностей детей.

В заключение хочется отметить, что творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства. Мало самому знать свой предмет, нужно мотивировать детей на учение! Если успеха нет, то мотивация угасает. Также надо помнить, что отношение учителя к своему предмету передается детям. Нельзя увлечь других, оставаясь равнодушным самому.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пассов, Е.И.- Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва,- «Просвещение», 1991.-С.35.

2. Пассов, Е.И.- Урок иностранного языка в средней школе.- Москва,- «Просвещение», 1988.-С.14

3. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. - № 1-6 .

4. Рогова, Г.В. – Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- Москва,- «Просвещение», 1991.-С.258.

5.Савина, С.Н. – Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе.- Москва,- «Просвещение», 1991.-С.9.

 6. Нижнева Н.Н., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л. Креативная компонента образовательной парадигмы / Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г./Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. - В 7 томах. – Том 7.– Мн.: БГУ. 2018. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок немецкого языка в 7 классе "В деревне есть много интересного"

урок проводится в средней школе. направлен на обобщение изученного материала по теме "В деревне". материал подобран с учетом разного уровня подготовки детей....

За городом много интересного. Урок немецкого языка в 7 классе

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "За городом много интересного", можно использовать на этапе обобщения материала....

Открытый урок немецкого языка в 7 классе "В деревне есть много интересного"

Задачи урока:Учебные:1)систематизировать знания о порядке слов в придаточном дополнительном предложении с союзами dass,ob:2)систематизировать лексику по теме, активизировать употребление в речи;3)чита...

Урок немецкого языка в 7 классе: "Что мы должны сделать, чтобы защитить природу?"

Тема урока: Что мы должны сде­лать, чтобы защи­тить приро­ду?Цель: познакомить со структурой сложноподчиненных предложений, тренировать в  употреблении придаточных дополнительных предложений и пе...

Презентация для урока немецкого языка в 5 классе по теме "В городе.Что есть интересного?"

Презентация позволят обобщить изученный материал в 5 классе по темам "Профессии", "Средства передвижения", "Типы домов". предлагаются задания, которые всем понятны....

Электронное методическое пособие "Цикл уроков немецкого языка для 7 класса по теме "В деревне много интересного"

   Воспитание в подрастающем поколении любви к Родине через свой предмет становится одной из главных целей для  каждого современного педагога. В целях воспитания любви к родному ...

Интересные ссылки для уроков немецкого языка

здесь представлена некоторая подборка материалов, которая поможет сделать уроки интереснее!...