Занимательные минутки
занимательные факты по математике

Сделать урок нескучным, расширить математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий, а также обеспечить развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка помогут математические факты, занимательные задачи, которым можно уделять на уроках некоторое количество времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnye_minutki.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные минутки

Сделать урок нескучным, расширить математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий, а также обеспечить развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка помогут математические факты, занимательные задачи, которым можно уделять на уроках некоторое количество времени.

Я собрала некоторые из них, чаще всего используемые.

Транспортир

Транспортир для измерения углов существуют уже более 500 лет. Первый этот инструмент описал Картограф Томас Бландевилл в своей монографии 1589 года «Описание универсальных карт». Бландевилл или нет придумал транспортир — неизвестно, поскольку его современники также писали о подобных инструментах. К началу XVII века транспортиры уже широко использовались морскими навигаторами. К XX веку они появились и в школах.

Предполагают, что создание транспортира связано с историей возникновения первого календаря Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! . Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. Единицу величины угла называют градусом.

История транспортира

Предполагают, что измерение углов появилось ещё в Древнем Вавилоне, о чём свидетельствуют находки кругов, которые предположительно использовались для этой цели. Эти круги предположительно были частями примитивных астролябий. Сохранился также древний астрологический календарь царя Саргона и таблица лунных затмений с 747 г. до н. э. вавилонского происхождения. Всё это должно было включать определённое количество угловых измерений[2]. Известно также, что вавилоняне каким-то образом делили окружность на 360 частей и день также делили на 360 частей[3]. Кроме того, ещё храмовые записи города Урук конца 4 тыс. до н. э. свидетельствуют о делении года на 12 месяцев по 30 дней, т. е. на 360 дней, есть указание на такое деление и в более позднем мифе «Энума элиш»[4].

Однако транспортир как угломерный инструмент, согласно утверждению профессора Д. И. Каргина в его статье «Очерк истории развития чертежных инструментов», был изобретён древнегреческим архитектором Феодором из Самоса в 7 в. до н. э.[5]:303

Циркуль

Циркуль знаком каждому человеку со школы - на уроках черчения нельзя обойтись без этого инструмента для рисования окружностей и дуг. Кроме того, его используют для измерения расстояний, например, на картах, его применяют в геометрии и для навигации. Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух «ножек», на конце одной из них находится игла, на второй пишущий предмет, обычно графитный грифель. В случае если циркуль измерительный, на обоих его концах расположены иглы.

Само слово циркуль происходит от латинского circulus - «круг, окружность,  кружок», от латинского же circus - «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности.

История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, «кронциркули» для измерения максимального диаметра, пропорциональные - для кратного увеличения и уменьшения размеров. При раскопках в Новгороде был найден стальной циркуль-резец для нанесения орнамента из мелких правильных кружочков, очень распространенного в Древней Руси.

Со временем конструкция циркуля практически не изменилась, но ему придумали массу насадок, так что теперь он может вычерчивать окружности от 2 миллиметров до 60 сантиметров,  кроме того, обычный графитный грифель можно заменить насадкой с рейсфедером для черчения тушью. Есть несколько основных типов циркулей: разметочный или делительный, его применяют для снятия и перенесения линейных размеров; чертежный или круговой, его применяют для вычерчивания окружностей диаметром до 300 миллиметров; чертежный кронциркуль для вычерчивания окружностей от 2 до 80 миллиметров в диаметре; чертежный штангенциркуль для вычерчивания окружностей диаметром больше 300 миллиметров; пропорциональный - для изменения масштабов снимаемого размера.  

Циркуль используется не только в черчении, навигации или картографии - применение ему нашлось и в медицине: например, большой и малый толстотные циркули применяются для измерения поперечных размеров тела человека и для измерения размеров черепа соответственно, а циркуль-калипер используется для измерения толщины подкожно-жировой складки. Также известен циркуль Вебера, немецкого психофизиолога и анатома, разработанный им для определения порога кожной чувствительности. Но циркуль - не только всем известный инструмент. Этим словом названо маленькое созвездие южного полушария к западу от «Наугольника» и «Южного треугольника», рядом с α-Центавра. К сожалению, на территории России это созвездие не наблюдается.

Кроме того, циркуль является символом неуклонной и беспристрастной справедливости, совершенной фигурой круга с центральной точкой, источником жизни. Наряду с квадратом циркуль определяет пределы и границы прямой линии. В ритуальной архитектуре циркуль символизирует трансцендентное знание, архетип, контролирующий все работы, навигатора. У китайцев циркуль означает правильное поведение. Циркуль - атрибут Фо-хи, легендарного китайского императора, считавшегося бессмертным. Сестра Фо-хи имеет квадрат, и вместе они - мужской и женский принципы, гармония инь и янь. У греков циркуль наряду с глобусом являлся символом Урании, покровительницы астрономии. Циркуль, совмещенный с наугольником - одна из самых распространенных эмблем, символов и знаков масонов. На этой эмблеме циркуль символизирует Небесный Свод, а наугольник - землю. Небо в данном случае символически связано с местом, где чертит план Великий Строитель Вселенной. Буква «G» в центре в одном из значений - сокращение слова «геометр», используемого в качестве одного из названий верховного существа.

Решето Эратосфена

Этот метод описан во «Введении в арифметику» Никомаха Герасского. Никомах называет автором метода Эратосфена. То же делает и Ямвлих в своём комментарии к этому сочинению Никомаха.

Для отыскания простых чисел надо записать все числа до какого-то числа, потом вычеркнуть 1, она не является ни простым, ни составным числом, затем вычеркнуть через одно все числа, идущие после 2 (числа, кратные 2). Первым оставшимся после 2 было 3. Далее вычеркнуть числа, идущие после 3, кратные 3. Останутся невычеркнутыми только простые числа.

Название «решето» метод получил потому, что во времена Эратосфена писали числа на дощечке, покрытой воском, и прокалывали дырочки в тех местах, где были написаны составные числа. Поэтому дощечка являлась неким подобием решета, через которое «просеивались» все составные числа, а оставались только числа простые.

Старинные русские меры длины 

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь" (c 17-го века - длину равную пяди называли уже иначе – "четверть аршина", "четверть", "четь"), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).

ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

 ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажен " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой. Сажени: городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см, казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см, церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см, малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника), а так же - дворовая, мостовая. Сажени употреблялись до введения метрической системы мер. 

ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.

ЛАДОНЬ = 1/6 локтя (локоть шестиладонный) 

ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

 

Меры длины (употреблявшиеся в России после "Указа" 1835 г. и до введения метрической системы):

1 верста =  500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра
1 сажень =  3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра
Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.
1 аршин =  4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках)

1 локоть =  44 см (по разным источникам от 38 до 47 cm)

1 фут =  1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см

В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок
Поговорки:
"Пишешь аршинными буквами" – крупно

"Коломенская верста" - шутливое название очень высокого человека.
"Косая сажень в плечах" - широкоплечий

Умножаем быстро

Чтобы умножить двузначное число на 11, достаточно раздвинуть его цифры, поставив между ними их сумму. Например: 23*11 = 2(2+3)3= 253. Если сумма цифр больше 10, десятки прибавляем к первой цифре: 76*11=7(7+6)6=(7+1)36=836

При возведении в квадрат двузначного числа, оканчивающегося пятеркой, используем такое правило: последние две цифры «25», первые две – произведение первой цифры исходного числа на следующее за ним. Например: 35*35=(3*4)25=1225, 75*75=(7*8)25=5625

Египетский треугольник

О египетском треугольнике и его свойствах хорошо известно ещё с древних времён. Эта фигура широко применялась в строительстве для разметки и построения правильных углов. Принято считать, что толчком к открытию этой геометрической фигуры послужило путешествие Пифагора в Африку, где он увидел египетские пирамиды. Возможно, именно они стали прообразом данной конструкции.

Веревка разбивается на 12 равных частей, границы между соседними частями помечаются, а концы верёвки соединяются. Затем верёвка натягивается тремя людьми так, чтобы она образовала треугольник, а расстояния между соседними натягивателями составляли бы, соответственно, 3 части, 4 части и 5 частей. В таком случае треугольник окажется прямоугольным, в коем стороны 3 и 4 будут катетами, а сторона 5 - гипотенузой, так что угол между сторонами 3 и 4 будет прямым.


 https://bouw.ru/term/egipetskiy-treugolynik

https://www.wikiwand.com/ru

https://www.sims.ru/stati/cirkul_ot_drevnej_grecii_do_centavra/

https://www.servicetrend.ru/about/peremenka/zametky/zametka.php?ID=302


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Минутки вхождения в день

Музыкальный и речевой материал для начала занятия....

Методическая разработка "Логопедическая минутка"

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционн...

Литературные минутки для детей 1-4 классов и их родителей

Этот материал можно использовать для сценария праздника "Мама, папа, и я - читающая семья....

Поэтические минутки на уроках математики

Поэтические минутки на уроках математики...

Страноведческие минутки на уроке английского языка

Тезисы :1.     Культурный шок2.     Изучение языка в аспекте его связей с культурой и миром, носителей этого языка3.     Изучение культуры –...

Минутки занимательной математики

Минутки занимательной математики...