Развитие пространственного мышления
статья по математике
В 10 классе на первых же уроках стереометрии мы выясняем, что ученики не умеют читать изображения пространственных тел, не умеют их изображать, плоский чертеж не вызывает у них ощущения пространства, не дает возможность определить отношение между отдельными элементами изображенного объекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Преемственность начального и общего образования в
проектно-исследовательской деятельности по математике»
Как происходит развитие дошкольника и как преобразуется ученик в основной и старшей школе, я хорошо представляю. А вот метаморфозы начальной школы многие годы остаются для меня непостижимыми. Поэтому хочу воспользоваться случаем и выразить своё искреннее восхищение коллегам-учителям, творящим это волшебство.
Тема моей статьи «Преемственность» и говорить мне предстоит о наболевшем.
Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта. Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, но и в черчении, химии и физике, и даже в литературе.
Пространственное мышление развивается с раннего детства. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается в начале подросткового возраста, примерно в 12 лет. Поэтому пространственное мышление необходимо развивать в начальной школе, а не в 15 лет, когда ученик говорит, что не может представить пространственный объект, не различает пересекающиеся и скрещивающиеся прямые.
Изучать геометрию дети начинают в 7 классе, когда формирование интеллекта заканчивается. И вот тут как раз и выясняется, что пространственное мышление не развито или развито недостаточно.
В 10 классе на первых же уроках стереометрии мы выясняем, что ученики не умеют читать изображения пространственных тел, не умеют их изображать, плоский чертеж не вызывает у них ощущения пространства, не дает возможность определить отношение между отдельными элементами изображенного объекта.
Исследования показывают, что формирование восприятия пространства у детей младших классов происходит более интенсивно, чем у старших школьников. Я убедилась в этом, когда в начале своей педагогической деятельности профессионально занималась развитием интеллекта детей 7-11 лет. 30 лет назад приходилось своими руками мастерить пособия, НО развивающей методической литературы и тогда было достаточно. Сейчас в Интернете огромное количество игр и упражнений. Было бы желание. К сожалению, мало кто занимается этим в системе.
На родителей надежды никакой, только на вас, дорогие учителя начальной школы. Многие родители, кстати, как раз самые демотиваторы. Они учились в другие времена и могли окончить школу, не зная геометрии.
Игр, в том числе и компьютерных, для развития пространственного мышления очень много. Я сегодня расскажу о первых двух, поскольку они в большей степени поддерживают идею преемственности.
Развороты и отражения
Ребёнку трёх-пяти лет можно показать зеркальную (осевую) симметрию. С помощь двух зеркал замкнуть отображение. После этого с помощью нехитрого набора карточек предложить выложить поле отражений. Самый простой вариант квадратный.
С треугольниками ещё интереснее. Чтоб пространство замкнулось, треугольники должны быть особыми (их всего три вида). Либо равносторонними, либо прямоугольными равнобедренными, либо с углами 300, 600, 900. Если отображаться будут разноцветные пёстрые кусочки, процесс станет гораздо эстетичнее и увлекательнее.
Уместно будет рассказать детям, что для умножения отображений с использованием законов оптики люди придумали специальный прибор. В России калейдоскоп так и называли трубкой, "показывающей красивые виды". Можно познакомить с устройством прибора, разными его видами, историей, легендами. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.
Калейдоскоп — это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие. 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа сравнимы с 5 минутами здорового смеха.
Калейдоскоп — это настоящий терапевт. Он помогает снять усталость зрительного нерва, что особенно важно в современном мире компьютеров и электроники. А еще он улучшает тонус при болезни и ускоряет процесс выздоровления.
25 узорообразующих элементов не повторяются в течение 500 млн. лет
Результатом проекта, конечно, станет красочноя выставка орнаментов. И не только ленточных, но и вида арабесок, построенных по принципу бесконечного пространственного развития повторяющихся несложных мотивов, которые наслаиваются и создают впечатление запутанного прихотливого узора Вы, наверняка видели людей, которые во время скучных лекций или семинаров что-то незатейливое штрихуют на листочке в клетку, а в итоге получают затейливый орнамент. Вот у них точно с пространственным мышлением всё хорошо.
Следующий этап уже совсем взрослый, зрелый, можно сказать.
Шестиклассники, уже близко знакомые с симметрией, приняли участие в проекте «Математика и искусство в Русском музее»
Михайловский дворец, его здание, интерьеры, элементы декора, мебель, размещение картин и скульптур - буквально всё подчинено законам симметрии.
Дети познакомились с другими филиалами Русского музея и убедились, что снаружи и внутри в них тоже царит симметрия.
При создании проекта пришлось много раз виртуально посетить все павильоны и выставки.
На уроках математики мы рассмотрели разные виды симметрии, которые применяли русские мастера.
В рамках темы СИММЕТРИЯ посетили экспозиции народное творчество и народный костюм.
В сознании древних людей симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, а, следовательно, и красоты. Идея связи прекрасного с симметрией пронизывала всё народное искусство.
Стало интересно посмотреть, как великие художники разных школ и направлений на своих полотнах сочетали обладающие идеальной симметрией и филигранностью элементы народного творчества с несимметричным расположением фигур, поз и жестов, и как именно единство симметрии и асимметрии определяет прекрасное в искусстве.
Знакомясь с шедеврами коллекции Русского музея, мы поняли, что симметрии в них гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Картина – это не картинка, не цветная фотография. Взаимное расположение фигур, сочетание поз и жестов, выражения лиц, чередование цвета, комбинация тонов – все это тщательно обдумывается художником, заботящемся об определенном эмоциональном воздействии картины на зрителя. Используя асимметричные элементы, художник должен создать нечто, обладающее в целом скрытой симметрией и гармонией. О своей работе над картинами В.И. Суриков писал так: «А какое время надо, чтобы картина утряслась так, чтобы переменить ничего нельзя было. Действительные размеры каждого предмета найти нужно. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это - математика».
Приобщение детей к большому искусству, близкое знакомство с коллекцией музея, сам коллективный проект, опыт выступления на серьёзном мероприятии – бесценный результат.
В этом году в Проекте Математика в Русском музее у нас участвуют 9-классники с темой Симметрия в архитектуре. Ещё не сильно продвинулись, но уже прослушали чудесную лекцию.
Ещё один проект, доступный и интересный детям любого возраста. Проверено и на двухлетних, и на винтажных участниках.
Я знаю людей, которые не верят, что решение головоломок приносит огромную пользу человеку на любом этапе его жизни.
Сама же каждый год в Неделю математики обязательно провожу Балаган Головоломок, благо за многие годы накопилась большая и разнообразная коллекция.
Тренировка логики, памяти, сообразительности позволяет не только успешно решать головоломки, но и находить правильные решения в на первый взгляд безнадёжных ситуациях, тренируют усидчивость, терпение и настойчивость.
Еще одним немаловажным аргументом в пользу головоломок является возможность тренировки мелкой моторики, которая развивает не только речь. Помимо этого, она влияет на развитие воображения, зрительную память, координацию, наблюдательность и внимание.
Уже давно ученые доказали, что регулярная тренировка мелкой моторики – один из ключей к долголетию.
Кроме всего прочего, стоит отметить, что головоломки не только полезны для здоровья и развития интеллекта. Головоломки - это увлечение, которое позволит с пользой интересом провести время. А если всё сложится в буквальном смысле, то и пережить триумф победы. Люди пользуются головоломками и другими приложениями для тренировки мозга не обязательно потому, что думают, будто это уменьшит их шансы на деменцию в будущем. Умные игры, возможно, не улучшат наши умственные способности, и мы просто научимся лучше играть, но в этом же нет ничего плохого.
В Балагане Головоломок на заработанные МУДРИКИ можно купить угощение. Тоже ПЛЮС.
Я и все мои коллеги, терзающие детей геометрией в старшей школе, очень надеемся на понимание и поддержку учителей начального звена.
Да здравствует пространственное мышление!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровни развития пространственного мышления школьников
Характерной особенностью мыслительной деятельности школьников является осознанность всех совершаемых пространственных операций. При этом мыслительные действия согласуются с рациональным по...
Комплекс задач на развитие пространственного мышления при решении задач на построение сечений многогранников
Задачи на развитие пространственного мышления учащихся 10-11 кл. при решении задач на построение сечений многогранников. Разработан на основе трудов ведущих психологов, с учётом психологической деятел...
Доклад на тему Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения.
Доклад на тему "Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения"....
Использование и развитие пространственного мышления в черчении и технологии.
Статья о развитиии пространственного мышления на уроках черчения (образовательная область технология)...
Развитие пространственного мышления учащихся на уроках ИЗО и черчения
В данной статье рассказывается об основных проблемах, которые возникают у учащихся с отдельными пространственными заданиями и пути прелдоления этих трудностей....
Развитие пространственного мышления на уроках географии
Данная презентация рассматривает психологические аспекты пространственного мышления, его развитие у школьников, раскрывает роль, значение....
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» ПО СРЕДСТВОМ ПРОЕКЦИОННОГО ЧЕРЧЕНИЯ
В статье освещены следующие вопросы: - роль курса черчения для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин; - перечень тем, включенных...