Развитие пространственного мышления на уроках географии
презентация к уроку по географии по теме
Данная презентация рассматривает психологические аспекты пространственного мышления, его развитие у школьников, раскрывает роль, значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie.pptx | 93.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях )… Л. В. Занков
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Роль пространственного мышления - обеспечение ориентации человека в реальном ( физическом) и теоретическом (картографическом ) пространстве (видимом или воображаемом).
Обучающийся владеющий пространственным мышление должен уметь: 1 . Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности. 2 . Распознавать объект среди изображений. 3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности. 4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.) 5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.) 6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения) 7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
На основе этих умений определяются уровни сформированности пространственного мышления Уровень I (Аккумулятивный) Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.
Уровень II(Репродуктивный ) Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями.
Уровень III (Конструктивный ) Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)
Уровень IV (Интеллектуальный). Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.
Функции пространственного мышления: обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п .); создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Значение ПМ: эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека; служит средством практического познания предметов и явлений действительности; обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Основа пространственного мышления географический образ или п редставление . Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.
Виды представлений: П ространственные представления . Представления памяти Представления воображения На основе непосредственного восприятия объекта На основе описаний, отражающих действительность Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли
И в заключении: пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений .
Спасибо за внимание! С уважением, Марина Владимировна Трибунская, у читель географии МБОУ «СОШ № 30» г .Энгельс Саратовской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...
Развитие пространственного мышления на уроках математики
В последнее время педагогами математики отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственных представлений уч...
Развитие пространственного мышления на уроках черчения
Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уро...
Формирование пространственного мышления на уроках географии.
Статья по теме " Формирование пространственного мышления на уроках географии" стала результатом работы по теме самообразования....