план-конспект урока математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Понятие обыкновенной дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obykn._drobi5_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики по теме « Обыкновенные дроби»

Тема урока:  Обыкновенные дроби..

Класс: 5

Учитель: Багаева Л. Т.

Цели урока:

обучающие: закрепить знания учащихся по теме "Обыкновенные дроби".

развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.                                                                        

воспитательные: развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развивать навыки самоконтроля.

Задачи: повторить понятия «правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей; повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; учить работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.        

Учебно-методическое обеспечение: Математика, 5  класс.С.М.Никольский,М,К.Потапов и др,2020 г.

Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

 

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

4 мин

Звенит звонок все громче, все слышней.
Какая трель по школе разливается!
Вы думаете, гости к нам пришли?
А вот и нет. Уроки начинаются.

Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, разгадайте кроссворд (работа в парах).
- Что сегодня будем повторять?

Включаются в деловой ритм урока.

Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

5 мин

- Что вы уже знаете о дробях?

- Сегодня наша задача - повторить  и закрепить все, что вы знаете по теме "Обыкновенные дроби".

Контроль работы учащихся с квадратами.

- Были ли среди этих дробей равные? Назовите их.

У каждого ученика на парте квадрат из бумаги. Складывая его разными способами, нужно показать дроби: 1/2; 2/2; 1/4; 2/4; 4/4; 1/8; 2/8; 6/8; 4/16; 12/16; 16/16.


Личностные: мотивация учения

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные:  умение строить понятные для окружающих высказывания, умение работать в парах.                                    

Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий.

9 мин

Проверка работы в парах.

- Какие дроби называются правильными?
- Какие дроби называются неправильными?

- Встретились ли вам равные дроби?
- Что вы знаете про неправильные дроби?

- Какой единичный отрезок удобно выбрать? Почему?
- Точки N и Х совпали. Сделайте вывод.

- Как отметить точку F? (4/8 = 1/2).
- Продолжите предложения:
"Точка с большей координатой ...."
"Чем больше дробь, тем ..."
"Чем левее на координатном луче расположена дробь ..."
Оцените себя.

Работа в парах. Каждой паре выдаются карточки с записанными дробями. Нужно рассортировать карточки по группам (должно получиться 2 группы: правильные дроби и неправильные). Проверка.

Работа в тетрадях. Ученики чертят координатный луч и отмечают точки:
А (3/4); В (4/2); С (5/6); D (1/12); К (6/6); N (4/3); Х (8/6); F(4/8).

Проверка.
Самооценка.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение применять свои знания на практике.

Коммуникативные: 

умение грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                

4.Обобщение и систематизация знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, установление причин выявленных недостатков.

10 мин

- Как сравнивают дроби?
- Какая дробь больше: правильная или неправильная?
Сравните дроби: 1*3/4; 25/17*42/45; 7/7*1; 6/14*9/14; 1/2*2/4

Проверка.
- У кого не было ошибок?
- У кого была 1 ошибка?
- Если вы согласны с утверждением, поставьте на листочке "плюс", если не согласны, поставьте "минус":
1. Дробь 4/5 правильная.
2. Дробь 7/7 больше, чем 9/7.
3. В дроби 11/8 знаменатель 11.
4. Правильная дробь всегда меньше неправильной.
5. Пятая часть от числа 15 равна 5.
6. Дробь 9/14 меньше единицы.
7. Знаменатель показывает, на сколько частей разделили.
8. 2/10 метра - это 10 сантиметров.
9. В дроби 3/4 числитель меньше знаменателя.
10. Правильная дробь больше или равна единице.
Работа проверяется учителем.

- Расскажите, как складывают обыкновенные дроби?
- Как вычитают обыкновенные дроби?

- Сколько примеров успела решить каждая пара за 3 минуты?
- Поднимите руки те пары, у кого не было ошибок.

Каждый ученик пишет на листочке любую дробь и передает следующему (по кругу). Следующий ученик пишет большую дробь и передает листочек дальше. Должна получиться цепочка дробей, расположенных по возрастанию. Проверка выполняется, когда у каждого ученика снова оказался свой листочек.


Работа в парах. Каждый ученик пишет на листочке пример на сложение или вычитание дробей, затем они обмениваются листочками и решают пример.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в парах и в группах.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение закрепления и осмысления изученной темы.

10 мин

Задача на доске:

Один рассказ занимает 7/12 книги, а второй - 5/12 книги. Сколько страниц в каждом рассказе, если в книге 36 страниц?

Тест на карточках.

Если нет ошибок, поставьте оценку "5".
Если допущена 1 или 2 ошибки, поставьте оценку "4".
Если допущено более 2-х ошибок, поставьте оценку "3".

Работа в тетрадях. Ученики решают задачу самостоятельно двумя способами, кто решит раньше, выходит к доске для проверки.

Сравнивают способы решения задачи и выбирают наиболее рациональный способ.

Решение теста и взаимопроверка.

Выставление оценки.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные: - умение  ориентироваться в системе своих  знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

4 мин

Оцените себя.

Ученики рассказывают, что у них получилось на уроке, что не получилось. В чем были допущены ошибки. Дают оценку своей работы на уроке.

Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятельно

анализировать свою работу.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Инициировать рефлексию учащихся.

2 мин

- Кто считает, что усвоил тему "Обыкновенные дроби"?
- Вы сегодня довольны собой?
- Я тоже вами довольна.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: формирование позитивной самооценки.

9.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 мин

Учитель сообщает домашнее задание.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Самоанализ урока

Построение урока соответствовало содержанию материала и поставленным целям.

Класс сразу включился в работу и был подготовлен к уроку. Учащиеся отвечали активно и грамотно.

Виды деятельности учащихся менялись в течение урока. Это способствовало их активной работе на протяжении всего урока. Я использовала фронтальную форму работы, работу с учебником и другие. Работа в парах прошла успешно, дети с интересом трудились над выполнением заданий. После окончания работы проводилось обсуждение возникших у учащихся вопросов. Иногда для полного согласования результатов учащиеся вызывались к доске.

Время урока я старалась использовать рационально: каждый отдельный этап урока был оптимизирован по времени. В дальнейшем учащиеся привыкли к такой временной раскладке и в соответствии с этим выстраивали свою работу.

Теоретический материал, представленный на уроке, полностью соответствует критериям научности.

На мой взгляд, я смогла верно подобрать виды деятельности учащихся для различных этапов урока.

Содержание урока соответствовало стандартизированной программе обучения для 5 класса.

Связи теоретического материала с практикой я показала на этапе ввода понятия дроби, где объяснялся содержательный смысл понятия дроби.

При изучении обыкновенных дробей, дети используют имеющиеся знания о натуральных числах, это и определение натурального числа и различные правила, связанные с этими числами. Например, на нуль делить нельзя.

При проговаривании буквенного варианта написания дроби, учащиеся получают опыт грамотного построения математической речи.

Моя речь не всегда была четкой и громкой, но достаточно грамотной, дети внимательно слушали и реагировали на эмоциональность речи.

Учащиеся показали достаточно качественные знания умения и навыки в процессе изучения нового материала. Было видно, что ученики заинтересованы в изучении данной темы. Все хотели выступить и попробовать свои силы у доски.

Раздаточный материал, рисунки на доске и в учебнике, компьютерные технологии – все эти средства обучения использовались на уроке.

Используемые методы обучения соответствовали специфике темы урока и возрасту учащихся.

Новые знания, полученные на уроке, были усвоены всеми учащимися, поскольку класс на протяжении всего урока проявлял активность в обучении. Применение на уроке  проблемных ситуаций наиболее результативно в данном классе. Ребята обладают высоким интеллектом и познавательной активностью, эти качества нужно поддерживать, привлекая их к самостоятельному поиску нового знания.

На уроке использовалась стандартная пятибалльная система оценивания. Мой тон общения был доброжелательным, мягким, стиль отношений – демократический, манера общения – соответствовала привычной для них со стороны своего учителя.

Класс был активен на протяжении всего урока. Активность некоторых учащихся возрастала после того, как они выходили к доске или начинали работать в паре.

Мои отношения с ребятами довольно не плохие, очень часто бывало, когда некоторые ученики просили остаться после урока и помочь им, я с радостью соглашалась

Дисциплинированность учащихся можно легко поддерживать, но все - же в присутствии своего учителя они ведут себя гораздо лучше.

Речь учащихся была не всегда чёткой и внятной, особенно это проявлялось во время работы у доски.

По моему мнению, урок прошел совсем не плохо. Были реализованы поставленные цели и  задачи. Но существует множество недоработок, я большинство из них объясняю отсутствием большого опыта работы в школе.

Опыт, который я получила при подготовке и проведении урока поможет мне при подготовке к последующим урокам и пригодится мне в будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"

План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....