Рабочая программа , 11 класс, Мерзляк А.Г.
рабочая программа по математике (11 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»: О.И.Мисилевич /________ / Протокол №___________от «___»________2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская сош»: Л.М. Жалсанова /________/ «___»________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская сош» А. И. Молчанов /_________/ Приказ № ______ от « ___» _______2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для обучающихся 11 «б» класса
на 2021 _ - 2022 учебный год
Составлена
учителем математики:
Мисилевич О.И.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №_____от
« ___» ___________2021г.
с. Баргузин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 11 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)"».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Программа по геометрии 11 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 10 - 11 классов под редакцией А.Г.Мерзляк и д.р., 2019.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:
- Геометрия. 11 класс. Учебник /под ред. А.Г.Мерзляк .. – М.: «Вентана-Граф», 2019.
- Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс»
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345.
Программой отводится на изучение геометрии 136 часов, которые распределены по классам следующим образом:
10 класс – 68 часов, 2 часа в неделю;
11 класс – 68 часов, 2 часа в неделю;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели
в направлении личностного развития
-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математик
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса
в метапредметном направлении
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности. Создание условий для приобретения опыта математического моделировании
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
в предметном направлении
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для мате6матической деятельности.
-использовать язык стереометрии для описания объектов окружающего мира;
-приводить примеры реальных объектов, пространственные характеристики которых описываются с помощью геометрических терминов и отношений (параллельности, перпендикулярности, равенства, подобия, симметрии);
-иметь представление о многогранниках и телах вращения; распознавать на чертежах и моделях плоские и пространственные геометрические фигуры, соотносить трёхмерные объекты с их описанием, чертежами, изображениями;
-давать определения, формулировать свойства многогранников и тел вращения;
-выполнять геометрические построения;
-иллюстрировать методы параллельного, перпендикулярного и центрального проектирования;
-строить простейшие сечения геометрических тел;
-исследовать и описывать пространственные объекты;
-уметь использовать свойства плоских и пространственных фигур, методы вычисления их линейных элементов и углов, формулы для вычисления площадей поверхностей пространственных фигур, формулы, для вычисления объемов многогранников и тел вращения;
-вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
-оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
-находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты произведения вектора на число, вычислять скалярное произведение векторов; -представлять вектор в виде линейной комбинации трёх векторов, раскладывать вектор по трём некомпланарным;
-проводить доказательства геометрических теорем; проводить письменные и устные логические обоснования при решении задач на вычисления и доказательство;
-использовать в отношении геометрических фигур готовые компьютерные программы для построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в пространстве; моделировать изменение свойств геометрических объектов в динамике, в зависимости от изменения параметров.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 11 КЛАССЕ
(68 часов)
1. Координаты точки и координаты векторов пространстве. Движения Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач. Сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
2.Цилиндр, конус, шар
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения. Дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
3. Объем и площадь поверхности
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
4. Повторение. Повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Кон/раб | тесты |
1 | Повторение | 2 | ||
2 | Координаты и векторы в пространстве | 14 | 1 | |
3 | Тела вращения. | 22 | 2 | |
4 | Объемы тел | 14 | 1 | |
5 | Повторение | 15 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
Изучаемый материал | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Примечание | |
Повторение | 2 | ||||
1 | Повторение материала за курс 10 класса | 1 | 1 неделя | ||
2 | Повторение материала за курс 10 класса | 1 | 1 неделя | ||
Метод координат в пространстве. Движения -14 ч | |||||
3 | Декартовы координаты в пространстве. | 1 | 2 неделя | ||
4 | Декартовы координаты в пространстве. | 1 | 2 неделя | ||
5 | Векторы в пространстве. | 1 | 3 неделя | ||
6 | Векторы в пространстве | 1 | 3 неделя | ||
7 | Сложение и вычитание векторов. | 1 | 4 неделя | ||
8 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 4 неделя | ||
9 | Умножение вектора на число. Гомотетия.. | 1 | 5 неделя | ||
10 | Умножение вектора на число. Гомотетия | 1 | 5 неделя | ||
11 | Скалярное произведение векторов | 1 | 6 неделя | ||
12 | Скалярное произведение векторов | 1 | 6неделя | ||
13 | Скалярное произведение векторов | 1 | 7 неделя | ||
14 | Геометрическое место точек в пространстве. Уравнение плоскости | 1 | 7 неделя | ||
15 | Геометрическое место точек в пространстве. Уравнение плоскости | 1 | 8 неделя | ||
16 | Контрольная работа №1 | 1 | 8 неделя | ||
Цилиндр, конус, шар 22 ч | |||||
17 | Цилиндр | 1 | 9 неделя | ||
18 | Цилиндр | 1 | 9 неделя | ||
19 | Комбинации. Цилиндра и призмы | 1 | 10 неделя | ||
20 | Комбинации. Цилиндра и призмы | 1 | 10 неделя | ||
21 | Конус. | 1 | 11 неделя | ||
22 | конус | 1 | 11 неделя | ||
23 | Усеченный конус | 1 | 12 неделя | ||
24 | Усеченный конус | 1 | 12 неделя | ||
25 | Комбинации конуса и пирамиды | 1 | 13 неделя | ||
26 | Комбинации конуса и пирамиды | 1 | 13 неделя | ||
27 | Контрольная работа №2 | 1 | 14 неделя | ||
28 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | 14 неделя | ||
29 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | 15 неделя | ||
30 | Взаимное расположение сферы и плоскости | 1 | 15 неделя | ||
31 | Взаимное расположение сферы и плоскости | 1 | 16 неделя | ||
32 | Многогранники, вписанные в сферу | 1 | 16 неделя | ||
33 | Многогранники, вписанные в сферу | 1 | 17 неделя | ||
34 | Многогранники описанные около сферы | 1 | 17 | ||
35 | Многогранники, описанные около сферы | 1 | 18 неделя | ||
36 | Комбинации цилиндра и сферы, конуса и сферы | 1 | 18 неделя | ||
37 | Комбинации цилиндра и сферы, конуса и сферы | 1 | 19 неделя | ||
38 | Контрольная работа №3 | 1 | 19 неделя | ||
Объемы тел – 15 ч | |||||
39 | Объем тела. Формулы для вычисления объема призмы. | 1 | 20 неделя | ||
40 | Объём прямой призмы | 1 | 20 неделя | ||
41 | Формулы для вычисления объема пирамиды и усеченной пирамиды | 1 | 21 неделя | ||
42 | Формулы для вычисления объема пирамиды и усеченной пирамиды | 1 | 21 неделя | ||
43 | Формулы для вычисления объема пирамиды и усеченной пирамиды | 1 | 22 неделя | ||
44 | Формулы для вычисления объема пирамиды и усеченной пирамиды | 1 | 22 | ||
45 | Контрольная работа №4 | 23 неделя | |||
46 | Объемы тел вращения | 1 | 23 неделя | ||
47 | Объемы тел вращения | 1 | 24 неделя | ||
48 | Объемы тел вращения | 1 | 24 неделя | ||
50 | Объемы тел вращения | 25 неделя | |||
51 | Площадь сферы | 1 | 25 неделя | ||
52 | Площадь сферы | 1 | 26 | ||
53 | Решение задач | 1 | 26 неделя | ||
54 | Контрольная работа №5 | 27 неделя | |||
Повторение 15 часов | |||||
55 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 1 | 27 неделя | ||
56 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 1 | 28 неделя | ||
57 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 1 | 28 неделя | ||
58 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 1 | 29 неделя | ||
59 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей. | 1 | 29 неделя | ||
60 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей. | 1 | 30 неделя | ||
61 | Объемы тел. | 1 | 30 неделя | ||
62-66 | Решение задач по всему курсу стереометрии. | 9 | 31 – 33 недели | ||
67 | Итоговый тест | 1 | 34 неделя | ||
68 | Анализ результатов итогового теста | 1 | 34 неделя |
Контрольно измерительные материалы
Геометрия 11 Контрольная работа № 1 «Координаты точки. Координаты вектора»
(на 20 мин)
Вариант 1
1. Найдите координаты вектора , если А (5; –1; 3), В (2; –2; 4).
2. Даны векторы (3; 1; –2) и (1; 4; –3). Найдите .
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку А (1; –2; –4). Найдите расстояния от этой точки до координатных плоскостей.
Вариант 2
1. Найдите координаты вектора , если С (6; 3; – 2), D (2; 4; – 5).
2. Даны вектора (5; – 1; 2) и (3; 2; – 4). Найдите .
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку В (– 2; – 3; 4). Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Геометрия 11 Контрольная работа № 3 «Цилиндр. Конус. Шар.»
Вариант 1
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 30°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы с этой плоскостью.
Вариант 2
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 60°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Геометрия 11 Контрольная работа № 4 «Объём цилиндра, конуса, пирамиды, призмы»
Вариант 1
1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.
Вариант 2
1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.
Геометрия 11 Контрольная работа № 5«Объём шара и его частей. Площадь сферы»
Вариант 1
1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
2. Объем цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
Вариант 2
1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 5 класса в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (Математика: программы: 5–9 к...
ФГОС_Рабочая программа_УМК Мерзляк-Полонский 5-6
Рабочая программа...
Рабочая программа 7класс Мерзляк
Рабочая программа составлена к учебнику Алгебра 7 класс (авторы Мерзляк, Полонский)...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа АГ Мерзляк 10-11 классы (углубленный уровень)
Рабочая программа УМК АГ Мерзляк Математика (углубленный уровень) по блокам Геометрия и Алгебра и начала математического анализа...