«Приемы поддержания дисциплины на уроках»
занимательные факты по математике (5 класс)
"Приемы поддержания дисциплины на уроках"- это предоставление опыта работы с разбором прием для активизации внимания, а следовательно и поддержания дисциплины на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_podderzhaniya_distsipliny_na_urokah.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа имени адмирала Ф.С. Октябрьского»
Тема выступления:
«Приемы поддержания дисциплины на уроках»
Выступление подготовила
учитель математики
Смирнова Зоя Николаевна
«Приемы поддержания дисциплины на уроках»
Слайд 1.
Урок - главная составная часть учебного процесса.
Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты. Но мечты и реальность часто не совпадают...
Каждый учитель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает и не слышит педагога. Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем.
Что же такое дисциплина?
Слайд 2.
Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. То есть дисциплина – это подчинение.
Слайд 3
Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали, учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, работоспособности класса и каждого ученика.
Я считаю, что дисциплина необходима, но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот что говорит статистика о самых частых нарушениях на уроке.
Слайд 4. «Формы нарушения дисциплины на уроке».
- разговоры с другом или соседом по классу;
- хождения по классу во время урока;
- прогулять урока;
- опоздания на уроке;
- драки на уроке;
- порча школьного имущества;
- слушать музыкальные записи с помощью телефона;
- обмен СМС-ками;
- разговор по сотовому телефону;
- словесное оскорбление учителя;
- метание различных предметов (бумажек, пуговиц) в одноклассников или учителя;
- лежать на парте и ничего не делать и т.д.
Что делать? Думаю, у каждого из вас, найдется ответ на мой вопрос.
Слайд 5.
Предлагаю посмотреть, какие наказания используют или использовали многие учителя, для установления дисциплины. Наиболее часто - повышение голоса, крики. По - прежнему педагоги прибегают к помощи классного руководителя, социального педагога, директора, вызывают родителей в школу, могут оскорблять, унижать и высмеивать, ставят двойки за поведение, удаляют из класса. И положительных результатов все эти приемы не приносят.
Слайд 6.
К чему пришла я, изучая данный вопрос. Выяснила компоненты дисциплины:
- Наличие правил.
- Наличие санкций. Наказания и взыскания.
- Доведение правил и санкций до всех.
- Личное согласие каждого члена коллектива с правилами и санкциями.
- Наличие системы контроля за выполнением правил и применением санкций. Справедливость, обязательность и преемственность.
- Периодический инструктаж – напоминание, так как, исполнение должно быть точным.
Рассмотрим компоненты в отдельности:
Наличие правил
Есть ли в вашем кабинете правила поведения, которые висят на видном месте и привлекают детей? Правила вы определяете сами, либо можете обсудить их вместе с детьми.
Санкции. Наказания и взыскания. Но я для себя выделила еще одну категорию санкций Поощрение. В пятых классах я сама озвучила и санкции и поощрения, в более старших классах также можно обсудить, и дать возможность детям самим установить наказания и поощрения. Что можно предложить в качестве санкций и наказания: конечно, если вы удвоите домашнее задание, то проверять его вам же, значит, вы создадите себе работу и плюс ко всему мы перегружаем учащихся, что недопустимо. Здесь очень тонко нужно подходить. Как сделала я, озвучила стандартное домашнее задание – параграф, ответы на вопросы, выучить правило, выполнить номера, творческое задание. Вы получите весь объем этого домашнего задания, но в случае, если вы не нарушили правил поведения, вы можете сами выбрать то, что хотите сделать. В старших классах можно использовать прием раздачи сертификатов: например, освобождение от домашнего задания на один урок, право не ставить двойку, право пересдачи.
Доведение правил и санкций до всех. Обсудили, озвучили на уроке и получили согласие всех.
Наличие системы контроля над выполнением правил и применением санкций. Справедливость, обязательность и преемственность. Вот здесь, мне пригодились следующие приемы или назовем их модным словом дисциплинарные лайфхаки.
Слайд 7.
КЛАССИКА ЖАНРА
- Невозмутимо стоять, молчать и ждать тишины.
- Говорить тише. Неожиданно перейти на шепот. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.
- Контакт глазами. «Взгляд орла» – пристальный взгляд учителя на учащегося, нарушающего порядок.
- Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения.
- Прием «Кто меня слышит». Если в классе шум, учитель тихо говорит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Но обычно это те, которые непосредственно не принимали участия в нарушение дисциплины на уроке. Далее учитель повторяет, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем учитель говорит, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого учитель говорит: «Кто меня слышит, встаньте». Обычно после этих слов встает весь класс. Затем учитель предлагает ученикам сесть и продолжает урок. Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.
- «Сели- встали». Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя.
Слайд 8
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
- Учитель на доске пишет слово ДИСЦИПЛИНА/ТИШИНА. Каждый раз, когда в классе становится слишком шумно, стирается одна буква. Если к концу урока от слова ничего не осталось, то класс получает наказание или взыскание.
Слайд 9
- Игра «Пять жизней». Спрашиваю у учащихся класса «Как изображаются жизни в компьютерных играх» (сердечки). На доску развешиваются пять сердечек. Как только поднимается шум, сердечки снимаются. Игра заканчивается, когда все жизни закончились.
Слайд 10
- Прием «Лестница». На доске изображается лестница. Сверху человек, а снизу динозавр. Когда поднимается шум, человек спускается на одну ступеньку ниже. Если человек и динозавр оказываются на одной ступеньке , динозавр съедает человека. Вместо динозавра и человека можно и использовать любых мультипликационных героев: заяц и волк из ну, погоди, Том и Джерри и т.д.. можно взять любых сказочных героев. Можно нарисовать лестницу, ведущую в бассейн с акулой, на ней человечек, цель не дать человечку попасть в зубы акулы.
- Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, обыкновенные дроби.
Слайд 11
- Лидер. На протяжении всего месяца каждому ребёнку выдаются жетоны за примерное поведение. В конце месяца «лидер», набравший наибольшее количество получает награду( сертификат «АНТИдвойка»)
Таких приемов можно придумать много, подключить простые подручные средства и фантазию. Менять их от урока к уроку. Приемы достаточно простые, но эффективные. Можно применять в своей работе и без подготовки, используя просто мел, доску и тряпку. Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью этих приемов.
Слайд 12
Также стоит понимать, что дисциплина складывается из многих показателей, является порядком и залогом здоровой атмосферы в классе. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. И именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания психологических особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы повышения дисциплины в классе
В статье рассматриваются приемы повышения дисциплины в классе....
Презентация к уроку "Приемы учебных технологий на уроках русского языка при изучении темы "Употребление глаголов".
иллюстративный материал...
ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для начала я хочу подчеркнуть, что данная статья о дисциплине – это именно рекомендации общего характера, а не набор трюков, хитростей и уловок. Я не расскажу вам, где у вашего ребёнка кнопка....
Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.
мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....
«Формирование компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней школы».
Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего поведения. Здесь должны действовать ...