«Приемы поддержания дисциплины на уроках»
занимательные факты по математике (5 класс)

Смирнова Зоя Николаевна

"Приемы поддержания дисциплины на уроках"- это предоставление опыта работы с разбором прием для активизации внимания, а следовательно и поддержания дисциплины на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_podderzhaniya_distsipliny_na_urokah.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

 «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа имени адмирала Ф.С. Октябрьского»

Тема выступления:

«Приемы поддержания дисциплины на уроках»

Выступление подготовила

учитель математики

Смирнова Зоя Николаевна

                             

                                     

«Приемы поддержания дисциплины на уроках»

Слайд 1.

          Урок - главная составная часть учебного процесса.

Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты. Но мечты и реальность часто не совпадают...

Каждый учитель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает и не слышит педагога. Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем.

Что же такое дисциплина?

Слайд 2.

          Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. То есть дисциплина – это подчинение.

Слайд 3

          Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали, учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, работоспособности класса и каждого ученика.

Я считаю, что дисциплина необходима, но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот что говорит статистика о самых частых нарушениях на уроке.

Слайд 4. «Формы нарушения дисциплины на уроке».

  • разговоры с другом или соседом по классу;
  • хождения по классу во время урока;
  • прогулять урока;
  • опоздания на уроке;
  • драки на уроке;
  • порча школьного имущества;
  • слушать музыкальные записи с помощью телефона;
  • обмен СМС-ками;
  • разговор по сотовому телефону;
  • словесное оскорбление учителя;
  • метание различных предметов (бумажек, пуговиц) в одноклассников или учителя;
  • лежать на парте и ничего не делать и т.д.

         Что делать? Думаю, у каждого из вас, найдется ответ на мой вопрос.

Слайд 5.

Предлагаю посмотреть, какие наказания используют или использовали многие учителя, для установления дисциплины. Наиболее часто - повышение голоса, крики. По - прежнему педагоги прибегают к помощи классного руководителя, социального педагога, директора, вызывают родителей в школу, могут оскорблять, унижать и высмеивать, ставят двойки за поведение, удаляют из класса. И положительных результатов все эти приемы не приносят.

Слайд 6. 

К чему пришла я, изучая данный вопрос. Выяснила компоненты дисциплины:

  1. Наличие правил.
  2. Наличие санкций. Наказания и взыскания.
  3. Доведение правил и санкций до всех.
  4. Личное согласие каждого члена коллектива с правилами и санкциями.
  5. Наличие системы контроля за выполнением правил и применением санкций. Справедливость, обязательность и преемственность.
  6. Периодический инструктаж – напоминание, так как, исполнение должно быть точным.

Рассмотрим компоненты в отдельности:

Наличие правил

Есть ли в вашем кабинете правила поведения, которые висят на видном месте и привлекают детей? Правила вы определяете сами, либо можете обсудить их вместе с детьми.

Санкции. Наказания и взыскания. Но я для себя выделила еще одну категорию санкций Поощрение. В пятых классах я сама озвучила и санкции и поощрения, в более старших классах также можно обсудить, и дать возможность детям самим установить наказания и поощрения. Что можно предложить в качестве санкций и наказания: конечно, если вы удвоите домашнее задание, то проверять его вам же, значит, вы создадите себе работу и плюс ко всему мы перегружаем учащихся, что недопустимо. Здесь очень тонко нужно подходить. Как сделала я, озвучила стандартное домашнее задание – параграф, ответы на вопросы, выучить правило, выполнить номера, творческое задание. Вы получите весь объем этого домашнего задания, но в случае, если вы не нарушили правил поведения, вы можете сами выбрать то, что хотите сделать. В старших классах можно использовать прием раздачи сертификатов: например, освобождение от домашнего задания на один урок, право не ставить двойку, право пересдачи.

Доведение правил и санкций до всех. Обсудили, озвучили на уроке и получили согласие всех.

Наличие системы контроля над выполнением правил и применением санкций. Справедливость, обязательность и преемственность. Вот здесь, мне пригодились следующие приемы или назовем их модным словом дисциплинарные лайфхаки.

 Слайд 7.

     КЛАССИКА ЖАНРА

  1. Невозмутимо стоять, молчать и ждать тишины.
  2. Говорить тише. Неожиданно перейти на шепот. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.
  3. Контакт глазами. «Взгляд орла» – пристальный взгляд учителя на учащегося, нарушающего порядок.
  4. Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения.
  5. Прием «Кто меня слышит». Если в классе шум, учитель тихо говорит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Но обычно это те, которые непосредственно не принимали участия в нарушение дисциплины на уроке. Далее учитель повторяет, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем учитель говорит, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого учитель говорит: «Кто меня слышит, встаньте». Обычно после этих слов встает весь класс. Затем учитель предлагает ученикам сесть и продолжает урок. Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.
  6. «Сели- встали». Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя.

Слайд 8

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!

  1. Учитель на доске пишет слово ДИСЦИПЛИНА/ТИШИНА. Каждый раз, когда в классе становится слишком шумно, стирается одна буква. Если к концу урока от слова ничего не осталось, то класс получает наказание или взыскание.

Слайд 9

  1. Игра «Пять жизней». Спрашиваю у учащихся класса «Как изображаются жизни в компьютерных играх» (сердечки). На доску развешиваются пять сердечек. Как только поднимается шум, сердечки снимаются. Игра заканчивается, когда все жизни закончились.

Слайд 10

  1. Прием «Лестница». На доске изображается лестница. Сверху человек, а снизу динозавр. Когда поднимается шум, человек спускается на одну ступеньку ниже. Если человек и динозавр оказываются на одной ступеньке , динозавр съедает человека. Вместо динозавра и человека можно и использовать любых мультипликационных героев: заяц и волк из ну, погоди, Том и Джерри и т.д.. можно взять любых сказочных героев. Можно нарисовать лестницу, ведущую в бассейн с акулой, на ней человечек, цель не дать человечку попасть в зубы акулы.
  2. Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, обыкновенные дроби.

Слайд 11

  1. Лидер. На протяжении всего месяца каждому ребёнку выдаются жетоны за примерное поведение. В конце месяца «лидер», набравший наибольшее количество получает награду( сертификат «АНТИдвойка»)

Таких приемов можно придумать много, подключить простые подручные средства и фантазию. Менять их от урока к уроку. Приемы достаточно простые, но эффективные. Можно применять в своей работе и без подготовки, используя просто мел, доску и тряпку. Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью этих приемов. 

Слайд 12

Также стоит понимать, что дисциплина складывается из многих показателей,  является порядком и залогом здоровой атмосферы в классе. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. И именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания психологических особенностей детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы повышения дисциплины в классе

В статье рассматриваются приемы повышения дисциплины в классе....

ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для начала я хочу подчеркнуть, что данная статья о дисциплине – это именно рекомендации общего характера, а не набор трюков, хитростей и уловок. Я не расскажу вам, где у вашего ребёнка кнопка....

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

«Формирование компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней школы».

Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего  поведения. Здесь должны действовать ...