Урок математики в 6 классе по теме "Умножение рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Данный урок относится  к категории урока «открытие нового знания». Построен на основе системно - деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование активности учащихся по поиску и получению нового знания на основе имеющихся у него знаний.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_fedorova_ei.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Умножение рациональных чисел

Ф.И.О. учителя: Федорова Елена Ивановна, учитель математики МБОУ«СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» 
Предмет: Математика
Класс: 6

Тема урока: Умножение рациональных чисел.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Данный урок относится  к категории урока «открытие нового знания». Построен на основе системно - деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование активности учащихся по поиску и получению нового знания на основе имеющихся у него знаний.  

Методы обучения:

исследовательский – работа с раздаточным материалом по поиску правила умножения нескольких отрицательных чисел и нескольких чисел с разными знаками;

частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению алгоритма умножения;

наглядный;

методы контроля и самоконтроля;

метод стимулирования.

Место урока в системе уроков : Урок  3  в  теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

Форма работы учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах.

Цель: создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся за счет расширения понятийной базы и формирования вычислительных навыков.

Учебные задачи, направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

-формировать  умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/неуспешность своих действий;

метапредметных результатов обучения:

-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения  в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;

-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения: научиться применять правила умножения и деления рациональных чисел при нахождении значения числового выражения, содержащего два и более действия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.

Планируемые результаты:

предметные результаты: знать и уметь применять алгоритм умножения рациональных чисел в различных ситуациях;

метапредметные результаты:

познавательные:  способность видеть проблемную ситуацию, формулировать познавательные цели, устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность группы,  планировать свою деятельность;

коммуникативные: уметь грамотно  и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать  собеседника;

личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию  к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности  внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность.

Основные понятия: отрицательные и положительные числа, нуль, произведение чисел, числовое выражение, порядок действий, действия умножения и деления рациональных чисел.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли готово у вас к уроку.

-Вспомните, когда приходят гости, какое у вас настроение? Я надеюсь, что у вас у всех сегодня будет хорошее настроение.

Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, кем является каждый из нас: храбрецом, мудрецом или мастером.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Читают девиз урока:

Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость,

А умело применять их – великое мастерство!!!

Личностные УУД:

оценивают свою готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний

Ребята, у вас на столах много листочков. Найдите среди них листок с изображением мышонка. Мышонок держит в лапках карандаш. На карандаше стоят знаки + и -. Вспомните, когда мы знакомились с положительными и отрицательными числами, какому цвету соответствовали положительные числа. А отрицательные? Молодцы

Помогите мышонку выполнить задание 239.

Но, перед тем, как начать выполнять задание, внимательно прочитайте текст и задайте уточняющие вопросы. Составьте алгоритм своих действий. Для этого выделите – подчеркните- в тексте глаголы и вы увидите какие операции необходимо выполнить.  Кому трудно нужно найти в тетради подсказку с прошлого урока.

Побуждает обсудить полученные результаты.

-Ребята, переверните листок, пожалуйста. Вы видите таблицу с 5 предложениями. Справа – 2 колонки. Заполните, пожалуйста, среднюю колонку знаками + и –. Если вы согласны с  изложенным фактом в предложении, то ставьте +. Если не согласны, то ставьте -.

-Понятно, что нужно сделать? Выполняем.

После выполнения – листочек отложить на середину стола.

Ищут необходимый для работы лист. Отвечают на вопросы. Раскрашивают кончики карандаша в синий и красный цвета.

Читают задание 239.

При необходимости используют подсказку с прошлого урока.

Работают в группе. Совещаются и выполняют задание.

Показывают свои рисунки, обсуждают полученный результат. Проговаривают правило умножения и деления двух рациональных чисел.

Заполняют таблицу.

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

 формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Коммуникативные УДД:

1) формируем умение участвовать в диалоге;

2) формируем умение точно выражать свои мысли

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3.Проверка  домашнего задания

-Открываем тетради. Какая задача стояла перед вами?

Напоминает о правилах работы.

Побуждает обсудить полученные дома результаты и заполнить пропуски в тексте.

Просит оценить  домашнее задание по шкале трудности: 0- легко, 1-среднее, 2-трудно было выполнить задание.

В тетради рядом  с домашним задание записать – трудность …

Отвечают: верно выполнить вычисления, воспользоваться правилами умножения и деления дробей, вспомнить правило перевода из смешанного числа в неправильную дробь и обратно.

Читают правила на рабочем листе с прошлого урока.

Обсуждают полученные результаты, исправляют ошибки, вспоминают необходимые правила, оказывают консультации друг другу.

Заполняют  пропуски в тексте и узнают новый исторический факт.

Оценивают домашнее задание в соответствии с критериями.

 Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

4.Основная часть.

4.1.Формулирование темы урока.

Планирование деятельности.

Задает вопросы:

Какие действия пришлось выполнять при решении примеров?

Какой была тема прошлого урока? Уточняет число множителей.

Чему равно произведение двух чисел с разными знаками? А с одинаковыми?

Работает ли наше правило?

-Просит обосновать ответ.

Побуждает сформулировать тему урока.

-Записываем число и тему урока.

Какие цели вы поставите перед собой ? Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке? Что вам необходимо для этого знать?

Побуждает использовать опорные глаголы:  изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться…

Напоминает о главных вопросах темы:

что?

как?

где?

добавляет в этот список вопрос

зачем ?

Мы  говорили сегодня, что у нас  хорошее настроение. Мы помогли сегодня мышонку и он стал храбрым.

Продолжим изучать математику и станем мудрыми.

Отвечают на вопросы.

Рисуют схемы, показывающие правило умножения и деления двух рациональных чисел.

Обсуждают, пробуют высказать гипотезу о том, как можно умножить несколько чисел.

Высказывают разные версии.

Приходят к выводу, что помогли записать ответы верные к домашним примерам подсказки в предложенном тексте.

Записываем тему после обсуждения.

Постановка целей на урок.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение точно выражать свои мысли;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

2)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

4.2.Устный счет.

Погружение в проблемную ситуацию.

Вернемся к установленному нами историческому факту.

Читает текст о Леонардо да Винчи.

Подводит к следующему заданию. Необходимо выполнить вычисления и воспользоваться полученными результатами, чтобы узнать, какое изобретение было сделано Леонардо да Винчи.  

Распределяем время, договорившись, сколько отводим на выполнение заданий и сколько – на представление результата.

По истечении времени результаты работы выносятся для обсуждения в классе.

Учитель побуждает каждого ученика оценить себя, определить, что получается, и того, что не получается.

Решают в группе примеры.

Отвечают на вопросы: что необходимо сделать?  как мы будем это делать? где мы применяем правило умножения?

Вспоминают, что необходимо выполнить вычисления по действиям. Проговаривают порядок выполнения действий.

Работают в группах, обсуждая решения, советуются.

Получают ответы.

Заполняют пробелы в тексте.

Читают текст.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение в создании алгоритма деятельности;

2)  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

4.3.Открытие нового знания. Стадия осмысления

Привлекает внимание учащихся.

Напоминает им о спрятанном листе с + и -, побуждает  заполнить третью колонку.

Организует обсуждение в группе.

-Почему вы так считаете?

-Изменилось ли ваше мнение?

-Если изменилось, то почему?

-Как работает наше старое правило?

-Что необходимо знать, чтобы использовать старое правило?

Учащиеся заполняют третью колонку.

Обсуждают свои ответы, отмечают есть ли изменения.

Объясняют свои ответы.

Приводят примеры, записывают их на доске.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Познавательные УУД:

 формируем умение в создании алгоритма деятельности

5.физкультминутка

Организует математическую паузу.

-Я буду называть произведение двух чисел.

Если результат будет числом положительным – хлопаем в ладоши. Если отрицательным – топаем ногами.

Участвуют в физкульминутке

Коммуникативные УУД: дружное выполнение зарядки

Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий

6.Закрепление изученного.

Отработка приемов вычислительных навыков.

-Мы уже можем назвать себя мудрецами, ведь мы знаем правила умножения.

Чтобы стать мастером нужно уметь применять эти правила.

Работа по учебнику. Организует  работу.

Учащиеся получают задания двух вариантов.

После выполнения заданий, организует взаимопроверку.

Работают в тетрадях, выполняя задания учебника.

Решают примеры. Записи ведут на карточках, где нужно лишь вписать ответ.

Участвуют во взаимопроверке по готовым ключам. Выставляют отметки. Ставят свою подпись.

Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение работать в паре в процессе проверки

2) Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

Познавательные УУД:

1)формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов

2)Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

7. Домашнее задание

 

Объясняет, каким будет домашнее задание.

На партах лежат листы с домашним заданием.

С одной стороны – примеры, которые необходимо решить.

С другой стороны – пусто.

Объясняет, что можно получить четверку или пятерку, если самому составить аналогичные примеры, что в домашнем задании, и решить их.

 Дополнительное  творческое задание (по желанию): на листе формата А-4 составить цепочку, в процессе выполнения которой необходимо умножать или делить числа с разными и одинаковыми знаками.

Записывают разноуровневое домашнее  задание

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивации к обучению;

3) формируем умение оценивать себя и свои возможности в соответствии с определённой ситуацией.

8.Подведение итогов.

Рефлексия

- Какую мы цель сегодня ставили?

Какие цели ставили для себя?

Что для вас сегодня было самым сложным?

Чему вы сегодня научились?  …

Дерево с листочками, на которых учащиеся пишут свои вопросы по изучаемому материалу, трудные для них примеры, пожелания.

Подводит итог урока. Благодарит учащихся за отличную работу.

Отвечают на вопросы, которые сами поставили в начале урока.

Ученики продолжают фразы письменно на обратной стороне рабочего листа урока:

Сегодня я научился…

У меня получилось…

Было трудно…

Теперь я умею…

Выполняют рефлексию «Дерево пожеланий», рисуют тучку или солныщко как показатель настроения урока.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс "Умножение рациональных чисел" с элементами ФГОС

В разработке представлены конспект урока и презентация к уроку...

Урок математики- 6 класс "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение чисел с разными знаками" - урок формирования новых знаний и умений.Математика 6 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Швар...

Урок математики 6 класс "Умножение рациональных чисел"

Конспект урока 6 класс "Умножение рациональных чисел" . Учебник Мерзляк А.Г....

урок математики в 6 классе Свойства сложения рациональных чисел урок 1

Тема урока Свойства сложения рациональных чиселЦель урока формирование навыков сложения рациональных чиселКлючевые идеи: рациональные числа, сравнение чисел, модуль числа, сложение чисел, свойств...

конспект урока математики в 6 классе "Свойства сложения рациональных чисел"

ЦЕЛИ:1. Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложение  рациональных чисел», повторить правила сложения рациональных чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки, формировать...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...