Урок в 5 классе по теме "Действия с дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тема: Действия с обыкновенными дробями.
Цели урока:
-организовать работу по обобщению и систематизации знаний об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями;
-создать условия для развития навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений, развития вычислительных навыков и логического мышления;
- воспитывать внимательность, активность, самостоятельность, ответственность, умение работать в коллективе, прививать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Урок содержит в себе немного истории о возникновении дробей. Конспект составлен таким образом,чтобы дети не устали и при этом им было интересно.На уроке представлена групповая работа, индивидуальная. Разработан оценочный лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 27.14 КБ |
презентация | 2.76 МБ |
Рабочий лист | 16.47 КБ |
Карточки | 22.59 КБ |
Работа в группах | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Действия с обыкновенными дробями.
Цели урока:
-организовать работу по обобщению и систематизации знаний об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями;
-создать условия для развития навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений, развития вычислительных навыков и логического мышления;
- воспитывать внимательность, активность, самостоятельность, ответственность, умение работать в коллективе, прививать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная доска AktivBoard, карточки с примерами.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация опорных знаний.
У: у вас на столах находятся рабочие листы. Подпишите на них свои ИФ. На этих листах представлен план, по которому мы будем работать сегодня на уроке и ещё две графы, одна из которых – самооценка, а вторая – оценка учителя. Как вы понимаете графу самооценка?(выслушать ответы).Вы правы, в эту графу вы самостоятельно будете вписывать себе баллы в течении всего урока. Начнем мы урок с вами с разминки. На столах найдите первое задание «Разминка». Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить след. задание: разделите эти дроби по видам, заполнив таблицу. На выполнение задания даю две минуты.
Проверка:
- Сколько нашли правильных дробей? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли неправильных дробей? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли смешанных чисел? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли дробей, которые можно сокротить? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли дробей равных 1? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли дробей меньших 1? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
- Сколько нашли дробей больших 1? Напротив каждой дроби поставьте плюс, если ответ верный, и минус, если не верный.
Подсчитайте количество верных ответов, т.е. количество плюсов. И подсчитайте количество минусов.
На рабочем листе нашли п.1 Разминка и в графу самооценка поставьте напротив слов «Количество верных ответов», количество плюсов, далее, напротив не верных ответов в графу самооценка, количество минусов. Если вы действительно работали в паре, т.е. выполняли задание вместе, сообща, то напротив графы «сотрудничество» поставьте себе 1б, если не получилось работать в паре, то не ставим себе балл.
-Как вы думаете, почему мы урок с вами начали с дробей?
- Что уже научились делать с дробями?
-Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. (Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями).
Запишите эту тему в свой оценочный лист в п.2.
Как вы думаете, что мы будем отрабатывать сегодня на уроке?
Определите цели нашего урока. (повторить действия с обыкновенными дробями).
У себя в рабочих листах от слов «повторить» проведём стрелку к теме урока, как это показано на слайде.
Кто понят, чему он должен научиться сегодня, поставьте себе 1б в графу самооценка напротив слова «Цели».
3. Мотивация к учебной деятельности..
-Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, кто знает, что она означает? т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода.
У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.
На самом деле одним из самых сложных разделов математики по сей день считаются дроби. История дробей насчитывает не одно тысячелетие. Умение делить целое на части возникло на территории древнего Египта и Вавилона. С годами усложнялись операции, проделываемые с дробями, менялась форма их записи. У каждого государства древнего мира были свои особенности во «взаимоотношениях» с этим разделом математики. На уроках математики в самом начале изучения темы «Обыкновенные дроби» мы узнали некоторые исторические факты из появления и развития дробей. К сожалению, этому вопросу мы не смогли уделить достаточного внимания. Хотите узнать больше из истории дробей? Тогда начнем работу.
4.Формирование умений и навыков.
Дроби появились ещё в глубокой древности, но в русском языке слово «Дробь» появилось лишь в 18 веке. Происходит слово «Дробь» от слова «Дробить», т.е. разбивать, ломать на части. У других народов название дроби также связано с глаголами «разбивать», «ломать», «раздроблять». Но в первых учебниках математики дроби носили совсем другое название, чтобы узнать, как раньше называли дроби, мы выполним задание из п.3 «Путаница».
На столах найдите задание «Путаница». Перед вами дроби, которые перепутались, расставив их в порядке возрастания с соответствием букв, определите, какое название носили дроби в первых учебниках математики. Это задание каждый выполняет самостоятельно. На выполнение даю 2 минуты.
Проверка. (выслушать несколько вариантов, за скорость добавить один балл).
В оценочном листе найдите п.3 «Путаница».
- Оцените себя. Если вы верно выполнили задание, поставьте себе 2б. Если допустили ошибку 1б. Если допустили более 1 ошибки или не справились с заданием, то поставьте себе 0 баллов.
Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи. К примеру в Древней Греции дроби записывались наоборот, знаменатель сверху, под ним находился числитель дроби, и означала такая запись три пятых.
Запись дробей в Древней Индии отличается от современной записи тем, что они не использовали дробной черты.
В Древнем Китае, вместо дробной черты использовали точку.
Дробная черта появилась намного позже.
Найдите у себя на столах задание «Открытие». Я предлагаю это задание выполнить в парах. Вам необходимо выполнить действия и вы узнаете фамилию итальянского математика, который впервые стал использовать современную запись дробей и ввел само слово дробь.
Проверка:
- Оцените себя. Если вы верно выполнили задание, поставьте себе 3б. Если допустили ошибку 2б. Если допустили более 1 ошибки, то поставьте себе 1 баллов. И за активность работы в паре, т.е., если вы действительно работали в паре, то поставьте себе ещё 1б.
Леона́рдо Пиза́нский первый крупный математик средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибона́ччи. Стал первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей. Так же он ввел само слово дробь. Чтобы узнать в каком году он это я предлагаю это задание выполнить в группах.
На столах найдите задание «Задачи». Задание: решите задачи. Если вы выпишите из каждого ответа последнюю цифру, то получите год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово дробь.
Проверка:
Спросить у нескольких групп решение.
Т.е. Леона́рдо Пиза́нский стал использовать и распространять современную запись дробей в 1202 году.
Оцените себя. Если вы верно заполнили все пропуски, то поставьте себе 3б. Если вы допустили где-то одну-две ошибки 2б, если допустили более двух ошибок – 1б. И оцените свою работу в группе. Если вы действительно работали в группе, т.е. выполняли задание вместе, сообща, то напротив графы «сотрудничество» поставьте себе 1б, если не получилось работать в группе, то не ставим себе балл.
5.Итоги урока.
Вернемся к цели урока. Назовите её. Достигли её?
Что нового узнали?
-Напишите на своем листе любую дробь, выполнив условие, дробь правильная, если у вас что-то не получилось, неправильная, если все получилось.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка Правильные Неправильные Смешанные Можно сократить Равные 1 Меньше 1 Больше 1
Разминка ( ответы ) Правильные Неправильные Смешанные Можно сократить Равные 1 Меньше 1 Больше 1
Тема урока: Действия с обыкновенными дробями Цели урока:
В русском языке слово «Дробь» появилось в 18 веке. В Древней Руси дроби называли долями.
Путаница Расположи дроби в порядке возрастания с соответствием букв, и ты узнаешь, как раньше называли дроби.
Путаница ( ответы ) Расположи дроби в порядке возрастания с соответствием букв, и ты узнаешь, как раньше называли дроби.
Открытие 12
Открытие з к п н с й и а
Открытие ( ответы )
Задачи Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Выпишите из каждого ответа последнюю цифру. Год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово «дробь»:
Задачи ( ответы )
Задачи ( ответы )
Задачи ( ответы )
Задачи ( ответы )
Задачи ( ответы ) Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 1 2 0 2 Выпишите из каждого ответа последнюю цифру. Год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово «дробь»:
Итог урока В первых учебниках математики дроби назывались ЛОМАНЫМИ ЧИСЛАМИ. Леонардо Пизанский стал впервые использовать современную запись дробей в 1202 году.
Запиши дробь, выполнив условие: Дробь правильная, если у вас что-то не получилось; Дробь неправильная, если все получилось.
Домашнее задание У:229 стр. № 4, 5, 6, 7.
Предварительный просмотр:
Оценочный лист. Фамилия Имя: _______________________________________
План | Самооценка | Оценка учителя |
1.Разминка (Работа в парах) | ||
Количество верных ответов (0-12б) | ||
Количество не верных ответов (0-12б) | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
2.Тема урока:______________________________________________________ __________________________________________________________________ | ||
Цели: | ||
3.Путаница (Самостоятельная работа) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
4.Открытие (Работа в парах) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
5.Задачи (Работа в группе) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
6.Итог урока. | ||
Запишите: -правильную дробь, если у вас что-то не получилось; -неправильную дробь, если всё получилось. |
Оценочный лист. Фамилия Имя: _______________________________________
План | Самооценка | Оценка учителя |
1.Разминка (Работа в парах) | ||
Количество верных ответов (0-12б) | ||
Количество не верных ответов (0-12б) | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
2.Тема урока:______________________________________________________ __________________________________________________________________ | ||
Цели: | ||
3.Путаница (Самостоятельная работа) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
4.Открытие (Работа в парах) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
5.Задачи (Работа в группе) | ||
Правильность выполнения задания (1-2-3) балла | ||
Сотрудничество – 1 балл | ||
6.Итог урока. | ||
Запишите: -правильную дробь, если у вас что-то не получилось; -неправильную дробь, если всё получилось. |
Предварительный просмотр:
1.Разминка (Работа в паре)
Разделите эти дроби по видам, заполнив таблицу
Правильные | Неправильные | Смешанные | Можно сократить | Равные 1 | Меньше 1 | Больше 1 |
3.Путаница (Самостоятельная работа).
ы | с | м | л | а | а | л | ч | о | н | е | и |
Расставьте дроби в порядке возрастания с соответствием букв, определите, какое название носили дроби в первых учебниках математики.
4 Открытие (Работа в паре).
Выполните действия и вы узнаете фамилию итальянского математика, который впервые стал использовать современную запись дробей и ввел само слово дробь.
1 | 1 | 12 | 4 | 1 | 5 | 1 | ||
5.Задачи (Работа в группе)
Решите задачи. Выпишите из каждого ответа последнюю цифру и получите год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово дробь.
1.Автомобиль проехал 145 км, что составило его маршрута. Какой путь должен проехать автомобиль?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.В коробке лежит 18 мячей. Из них желтые, остальные красные. Сколько красных мячей в коробке?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.В школе учатся 350 мальчиков, что составляет всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.В классе 32 ученика. класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
5.Задачи (Работа в группе)
Решите задачи. Выпишите из каждого ответа последнюю цифру и получите год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово дробь.
1.Автомобиль проехал 145 км, что составило его маршрута. Какой путь должен проехать автомобиль?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.В коробке лежит 18 мячей. Из них желтые, остальные красные. Сколько красных мячей в коробке?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.В школе учатся 350 мальчиков, что составляет всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.В классе 32 ученика. класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
5.Задачи (Работа в группе)
Решите задачи. Выпишите из каждого ответа последнюю цифру и получите год, в котором Леонардо Пизанский ввел слово дробь.
1.Автомобиль проехал 145 км, что составило его маршрута. Какой путь должен проехать автомобиль?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.В коробке лежит 18 мячей. Из них желтые, остальные красные. Сколько красных мячей в коробке?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.В школе учатся 350 мальчиков, что составляет всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.В классе 32 ученика. класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
Предварительный просмотр:
Работа в группе Лапшина О. В. 210-828-802
Задание «Разминка»
Выберите из данных дробей
Правиль ные | Неправиль ные | Смешан ные | Можно сократить | Равные 1 | Меньше 1 | Больше 1 |
Задание «Групповая работа»
Задача №1
В нашем селе проживают люди разных национальностей, в том числе русские, немцы, украинцы, поляки, белорусы и другие. Всего население нашего села составляет примерно 6000 человек, из них 9/10 русские. Сколько людей русской национальности проживает в нашем селе?
Задача №2
Наше село административный центр Колосовского сельского поселения Площадь, занимаемая Колосовским поселением, в состав которого входят Колосовка, Коготово и Трещеткино составляет 2000 га. Площадь Колосовки составляет 3/5 га всей площади. Какова площадь нашего села?
Задача №3
В селе 55 улиц, 1/11 улиц начинаются с буквы «М». Сколько улиц в нашем селе, начинающихся с буквы «М»?
Задача №4
Население нашего села примерно 6000 человек. Обучающиеся в нашей школе составляют 1/10. Сколько обучающихся колосовцев в нашей школе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. 5 класс. Правильные и неправильные дроби.
Урок по теме: "Правильные и неправильные дроби". 5 класс....
8 класс Алгебра Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Урок 1 и 2
8 класс Алгебра Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Урок 1 и 2...
Конспект урока 8 класс " Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок построен на организации спмостоятельной работы обучающихся , направленная на развитие УУД как фактор повышения качества обучающихся....
Презентация к уроку 6 класс «Действия с десятичными дробями»
Презентация выполнена с требованиями ФГОС и использование ЭОР...
Конспект урока 6 класс "Сложение и вычитание дробей" учебник С.М. Никольский
Второй урок по данной теме....
Презентация к уроку 6 класс "Все действия с дробями"
Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме "Дроби".Содержит практико-ориентированные задачи задачи...
Разработка урока 6 класс "Все действия с дробями"
Разработка урока для 6 класса по обобщению и систематизация всех действий с дробями.Разработка содержит практико-ориентированные задачи.Очень полезная и интересная разработка...