Урок математики в 5-м классе по теме: "Понятие дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse._ponyatie_drobi.docx | 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5-м классе по теме: "Понятие дроби"
Учитель: Харебова Нонна Мухарбековна.
Дидактическая задача урока: Организовать деятельность учащихся по усвоению нового материала..
Цели:
- формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
- развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.
Оборудование: модели долей демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, танграмм, схемы задач, таблицы с дробями.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока... Вот беда. Пропала тема. Никто не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, и ответы запишем в порядке возрастания.
Устный счет.
Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся слово.
Р 6300 : 100 : 7 x 9 = (81);
О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);
Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);
И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);
Д 16 x 100 : 10:40 = (4).
На доске появляется название темы: "Дроби".
Постановка цели урока
Сценка “ Буратино на уроке у Мальвины.”
- А сейчас Буратино мы займемся арифметикой.
- Вот вам яблоко (дает). Представьте, что к вам подошел Некто просит поделиться
яблоком. Сколько достанется каждому?
- Нисколько! Я не дам Некто яблока, хоть он со мной дерись!
- Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино думает.)
- Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а одно, ну ни как не делится.
- Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить.
- Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придется вас отправить в 4 “А” класс. У них как раз это изучают.
- Что, ребята, поможем Буратино?
IV Формирование знаний, умений и навыков.
Деление на доли.
Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “торта” (круг).
Учитель показывает, дети повторяют.
К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части. Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой
, где – m числитель, а n – знаменатель.
Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.
- Теперь давайте запишем дроби.
- На сколько частей делили? Записываем под чертой.
- Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.
Чтение дробей..
2/9,
4/5,
7/10,
11/24,
9/542,
37/9000.
- На что указывает числитель дроби? (Сколько частей взято.)
- На что указывает знаменатель дроби? (На сколько частей поделили.)
Запись дробей.
Закрашивание дробей.
- На сколько частей поделена фигура?
- Сколько надо закрасить?
- Что вам об этом говорит? (Числитель и знаменатель)
Запись дробей с помощью знака "% ". Запись % с помощью дробей.
Сравнение дробей.
- вариант: возьмите 1/4 часть;
- вариант: возьмите 1/8 часть;
- У кого больше? Что мы видим?
Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели
Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.
Соревнование по рядам у доски.
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.
1/7 < 1/4 ;
1/6 < 1/2;
1/5 > 1/10;
1/100 > 1/1000;
1/4 > 1/5;
1/9 > 1/13;
1/17 < 1/15;
1/21< 1/10.
Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.
Сравните дроби на доске
4/9 > 2/9;
7/16 > 3/16;
9/2 1< 18/21;
13/28 < 20/28;
1/8 < 3/8;
6/10 < 7/10;
8/50 < 28/50;
30/40 > 5/4
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.
V Физминутка.
Сложение и вычитание дробей.
- Возьмите 3/8 и уберите 1/8. Сколько осталось? (2/8.)
- Возьмите 1/4 и прибавьте 2/4 , сколько получилось? (3/4) .
Вывод: при одинаковых знаменателях дроби складывают и вычитают как натуральные числа.
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только записать ответ. От каждого ряда выходят ученики по очереди и записывают ответы. Проверка.
I ряд | II ряд | III ряд |
1/8 + 1/4 | 10/11 - 7/11 | 19/27 - 16/27 |
6/9 + 1/9 | 18/25 - 9/25 | 18/50 + 12/50 |
7/10 + 3/10 | 16/30 - 15/30 | 24/70 - 13/70 |
5/15 + 10/15 | 110/200 - 90/200 | 90/100 + 5/100 |
Решение задач. | ||
Упр. № 11 стр. 80 | ||
|
Прошли 1/5 часть пути - 28 км, Осталось ? км.
28 : 1 х 5 = 140 (км)
- было,
140 - 28 - 112(км) -
ост.
Ответ: 112 км.
Гуляла - 1ч. 45 мин. Прятки - 1/3 ч. - ? мин.
Парк-? мин
1 ч. 45 мин. = 105 мин.
1) 105 : 3 х 1 =
35(мин) - прятки; 2) 105 - 35 =
70(мин) - парк.
Ответ: 70 мин.
Самостоятельная работа по рядам.
I ряд
II ряд
Ш ряд
В доме - ? квартир | Было - 150 руб. | Было - 90 маш. |
Одноком. - 12 кв. - | Истрат. - 3/5 ч - ? | Уехало - 1/3 ч - ? |
1/4 ч. | р | маш. |
12 : 1 х 4 = 48 (кв) | 150 : 5 х З = 90 (р) | 90 : 3 х 1 = 30 (м) |
VI Итог урока.
- Что нового узнали?
- Что такое дробь?
- Какая дробь больше?
- Как складывают и вычитают дроби?
- Сегодня получили оценки 20/4 и 20/5.
VII. Дополнительный материал. Танграмм.
- Определите сколько частей каждого цвета на рисунке и составьте свой рисунок.
Детям раздаются карточки, где изображён с помощью 8 разноцветных треугольников рисунок, и даны отдельно ещё 8 разноцветных треугольников, что бы дети сами составили свой рисунок.
ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ.
“ Пришел из школы ученик И папе с мамой говорит:
“Задачку задали у нас, Ее решал я целый час.
И вышло у меня в ответе Два землекопа и две трети!”
- Правильно ли он решил задачу? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Составить задачу с дробями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»
Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...
Урок математики в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби"
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ"...
Технологическая карта урока по учебному предмету «математика» в 5-ом классе на тему «Понятие дроби»
Тип урока: Изучение нового материалаАвторы УМК:С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. ШевкинЦели урока:Ознакомить учащихся ...
Методическая разработка модуля по математике в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби".
Предмет: математика...
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....
Презентация для урока математики в 5 классе по теме "понятие обыкновенной дроби "
Урок для первого урока по теме....
План-конспект урока по математике в 5 классе на тему «Понятие обыкновенной дроби»
Тема урока. «Понятие обыкновенной дроби»Дата проведения. 25 ноября 2022 г.Тип урока. Урок изучения нового материалаЦель урока. Познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.Задачи. 1. Сф...