Урок математики в 5-м классе по теме: "Понятие дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Харебова Нонна Мухарбековна

Формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;

развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse._ponyatie_drobi.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5-м классе по теме: "Понятие дроби"

Учитель: Харебова Нонна Мухарбековна.

Дидактическая задача урока: Организовать деятельность учащихся по усвоению нового материала..

Цели:

  • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
  • развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

Оборудование: модели долей демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, танграмм, схемы задач, таблицы с дробями.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.

  • Тема нашего урока... Вот беда. Пропала тема. Никто не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, и ответы запишем в порядке возрастания.

Устный счет.

Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся слово.

Р 6300 : 100 : 7 x 9 = (81);

О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);

Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);

И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);

Д 16 x 100 : 10:40 = (4).

На доске появляется название темы: "Дроби".

  1. Постановка цели урока

Сценка “ Буратино на уроке у Мальвины.”

  • А сейчас Буратино мы займемся арифметикой.
  • Вот вам яблоко (дает). Представьте, что к вам подошел Некто просит поделиться

яблоком. Сколько достанется каждому?

  • Нисколько! Я не дам Некто яблока, хоть он со мной дерись!
  • Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино думает.)
  • Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а одно, ну ни как не делится.
  • Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить.
  • Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придется вас отправить в 4 “А” класс. У них как раз это изучают.

  • Что, ребята, поможем Буратино?

IV Формирование знаний, умений и навыков.

                      Деление на доли.

Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “торта” (круг).

Учитель показывает, дети повторяют.

К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части. Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.

Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой

, где – m числитель, а n – знаменатель.

Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.

  • Теперь давайте запишем дроби.

  • На сколько частей делили? Записываем под чертой.
  • Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.

                  Чтение дробей..

2/9,

4/5,

7/10,

11/24,

9/542,

37/9000.

  • На что указывает числитель дроби? (Сколько частей взято.)
  • На что указывает знаменатель дроби? (На сколько частей поделили.)

Запись дробей.

Закрашивание дробей.

  • На сколько частей поделена фигура?
  • Сколько надо закрасить?
  • Что вам об этом говорит? (Числитель и знаменатель)

Запись дробей с помощью знака "% ". Запись % с помощью дробей.

Сравнение дробей.

  1. вариант: возьмите 1/4 часть;

  1. вариант: возьмите 1/8 часть;

  • У кого больше? Что мы видим?

Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.

Соревнование по рядам у доски.

Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.

1/7 < 1/4 ;

1/6 < 1/2;

1/5 > 1/10;

1/100 > 1/1000;


1/4 > 1/5;

1/9 > 1/13;

1/17 < 1/15;

1/21< 1/10.

Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.

Сравните дроби на доске

4/9 > 2/9;

7/16 > 3/16;

9/2 1< 18/21;

13/28 < 20/28;


1/8 < 3/8;

6/10 < 7/10;

8/50 < 28/50;

30/40 > 5/4

Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.

                       V Физминутка.

                      Сложение и вычитание дробей.

  • Возьмите 3/8 и уберите 1/8. Сколько осталось? (2/8.)
  • Возьмите 1/4 и прибавьте 2/4 , сколько получилось? (3/4) .

Вывод: при одинаковых знаменателях дроби складывают и вычитают как натуральные числа.

Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только записать ответ. От каждого ряда выходят ученики по очереди и записывают ответы. Проверка.

I ряд

II ряд

III ряд

1/8 + 1/4

10/11 - 7/11

19/27 - 16/27

6/9 + 1/9

18/25 - 9/25

18/50 + 12/50

7/10 + 3/10

16/30 - 15/30

24/70 - 13/70

5/15 + 10/15

110/200 - 90/200

90/100 + 5/100

Решение задач.

Упр. № 11 стр. 80

  • Что известно?
  • Что надо найти?
  • Как найти?

Прошли 1/5 часть пути - 28 км, Осталось ? км.

28 : 1 х 5 = 140 (км)

- было,

140 - 28 - 112(км) -

ост.

Ответ: 112 км.


Гуляла - 1ч. 45 мин. Прятки - 1/3 ч. - ? мин.

Парк-? мин

1 ч. 45 мин. = 105 мин.

1) 105 : 3 х 1 =

35(мин) - прятки; 2) 105 - 35 =

70(мин) - парк.

Ответ: 70 мин.

Самостоятельная работа по рядам.

I ряд


II ряд


Ш ряд

В доме - ? квартир

Было - 150 руб.

Было - 90 маш.

Одноком. - 12 кв. -

Истрат. - 3/5 ч - ?

Уехало - 1/3 ч - ?

1/4 ч.

р

маш.

12 : 1 х 4 = 48 (кв)

150 : 5 х З = 90 (р)

90 : 3 х 1 = 30 (м)

      VI  Итог урока.

  • Что нового узнали?
  • Что такое дробь?
  • Какая дробь больше?
  • Как складывают и вычитают дроби?
  • Сегодня получили оценки 20/4 и 20/5.

VII. Дополнительный материал. Танграмм.

  • Определите сколько частей каждого цвета на рисунке и составьте свой рисунок.

Детям раздаются карточки, где изображён с помощью 8 разноцветных треугольников рисунок, и даны отдельно ещё 8 разноцветных треугольников, что бы дети сами составили свой рисунок.

ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ.

“ Пришел из школы ученик И папе с мамой говорит:

“Задачку задали у нас, Ее решал я целый час.

И вышло у меня в ответе Два землекопа и две трети!”

  • Правильно ли он решил задачу? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Составить задачу с дробями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»

Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...

Урок математики в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби"

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «математика» в 5-ом классе на тему «Понятие дроби»

Тип урока: Изучение  нового материалаАвторы УМК:С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  ШевкинЦели урока:Ознакомить учащихся ...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....

План-конспект урока по математике в 5 классе на тему «Понятие обыкновенной дроби»

Тема урока. «Понятие обыкновенной дроби»Дата проведения. 25 ноября 2022 г.Тип урока. Урок изучения нового материалаЦель урока. Познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.Задачи. 1. Сф...