Прямоугольный параллелепипед.Урок в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Харебова Нонна Мухарбековна

Формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, развивать логическое  мышление, познавательную активность и навыки научной речи. Формирование умения построения математической модели.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 5 классе

с использованием приемов технологии развития критического мышления

Дата: 14.12.2020

Учитель:Харебова Нонна Мухарбековна.

Тема: Прямоугольный параллелепипед.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая задача урока: Изучить новую геометрическую фигуру и ее элементы.

Цели урока:

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся

положительной мотивации к учению, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.

Метапредметные:        формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность,        умения классифицировать объекты, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

Предметные: формирование умения построения математической модели.

Оборудование: комплект многогранников, кубики (строительный конструктор), мультимедиа- проектор, ноутбук,

Методические приемы:

Словесные (беседа, работа с текстом);

Наглядные (иллюстрации в учебнике, комплект наглядных материалов); Практическая работа.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная. Основные этапы урока:

- организационный этап;

  • этап включения учащихся в активную деятельность;
  • актуализация знаний, умений и навыков;
  • физкультминутка;
  • этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
  • этап информации о домашнем задании;
  • рефлексия
  • итог урока.

Ход урока:

Этапы

Деятельность Учителя

Деятельность школьника

Методы обучения

Формы организации

познавательной

деятельности

Реальн ый

результ

ат

Стадия вызова

1.

Организационн ый момент

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на урок.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу. Организация

рабочего места.

Словесный

Фронтальна я

Готовность обучающихся к уроку.

- Добрый день, ребята. Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, все ли готово к уроку.

2.

Целеполагание и мотивация (вызов)

Учитель организует работу учащихся, помогает с формулировкой темы и цели урока.

Устно        выполняют задание.

Устно формулируют тему урока.

Открывают тетради и записывают тему.

Формулируют цель

урока.

Наглядный, практический

Фронтальна я, Индивидуал ьная

Учащиеся включаются в активную

деятельность.

36 : 6 + 6        (Л)

   -        (Е)

(7 - 3) ²        (Р)

18 х 2 – 30        (И)

2² + 3²        (П)

7

11

16

11

12

12

24

12

24

7

6

7

24

10

(в таблице спрятано слово “параллелепипед”)

-Итак, в нашей таблице получилось слово параллелепипед, значит, на этом уроке мы будем знакомиться с понятием прямоугольного параллелепипеда.

  • Как вы думаете, ребята, какая цель урока сегодня перед нами стоит?

(все высказывания детей сведутся к единственной цели – познакомится в прямоугольным параллелепипедом)

  • А в конце урока вы попробуете сами определить, смогли ли мы добиться поставленной цели.

Стадия осмысления

3.

Актуализация

Направляет работу учащихся.

Предлагает задание, по которому следует заполнить таблицу«Инсерт».

Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.

Работа с текстом. Индивидуально заполняют таблицу. Работа в парах.

Словесный, практичекий,наг лядный, репродуктивный

Фронтал ьная, индивид уальная, парная

Получение новой информации, систематизац ия ее в таблицу.

Представлени е окружающих предметов, имеющих форму прямоугольн ого параллелепип

еда.

  • Ребята, открываем § 22 на стр. 145, 146. Давайте рассмотрим рисунки. Посмотрите, как можно одним словом назвать эти геометрические тела ? (многогранники).
  • Что вы понимаете под словом «многогранник»?

Скорее всего, ученики скажут, что это какое-то геометрическое тело, у которого много граней.

  • Тогда что же такое грань?

Ответ скорее всего будет таким: грань – это квадрат, прямоугольник или треугольник.

  • То есть, подведя итог, грань - это многоугольник.
  • Теперь давайте выясним, о каких поверхностях (плоских или кривых) идет речь.

Учитель демонстрирует предметы, у которых только кривая поверхность (мяч, шар), кривая и плоская поверхность (ваза) и только плоская поверхность (коробка конфет, спичечный коробок).

  • А теперь в парах обсудите, какие геометрические тела на рисунке 162 вам уже знакомы, вы знаете их название? (обычно из предложенных дети смогут назвать куб, пирамида).
  • Итак, как мы ранее отметили, что все эти тела – многогранники. Предлагаю вам небольшой текст о многогранниках.(Текст дается каждому ученику.).
  • Читаем текст, отвечаем на вопросы к параграфу и делаем пометки в тексте. Рядом ставим обозначения:

V - уже знал,

+ - новое,

- думал иначе,

? - не понял, есть вопросы.

  • Читая второй раз, заполняем таблицу. Записи делаем краткие, используя ключевые фразы и слова.

Уже знал (V)

Новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о многогранниках всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения.

-Итак, мы узнал, что такое прямоугольный параллелепипед.

  • В № 606 мы с вами познакомимся с разверткой. Определите, развертка какого многогранника на этих рисунках? (1 – куб, 2 – прямоугольный параллелепипед)
  1. Физкульт- минутка

Учитель помогает ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой, снять напряжение для концентрации на уроке.


Фронтальная работа Выполняют разминку.

-Ребята, давайте перед следующим этапом работы сделаем разминку. Встаем. Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Обсуждение, дополнение, составленных алгоритмов

Координирует работу учащихся.

Предлагает использовать прием “составления кластера” (т.е. систематизация материала с помощью схемы).


Коллективная работа.

Обсуждение, оформление схемы.


Практический

-Давайте в тетради по центру запишем нашу тему «прямоугольный параллелепипед». Вокруг нее заполним крупные смысловые единицы. Из каких элементов он состоит?

ребро

Прямоугольный параллелепипед

вершина

Грань

  • Укажите в нашей схеме, сколько вершин в прямоугольном параллелепипеде, сколько ребер и граней.

6.

Практическая часть урока.

Создание проблемной ситуации. Контроль

Учащиеся выполняют практические задания учителя и записывают свое решение в тетрадь.

Практический

Индивидуальна я, фронтальная


Проверка полученн ых знаний и навыков

выполнения работы.

при решении

задач

  • Можно ли используя кубики (строительный конструктор) сложить разные прямоугольные параллелепипеды? (несколько учеников подходят к столу учителя и предлагают свои варианты)
  • Согласны ли вы, что все полученные фигуры – являются прямоугольными параллелепипедами?В чем их отличие? (высота, ширина, длина – т.е. измерения).
  • Самостоятельно решите № 599. Для этого вам нужно будет вспомнить, о чем мы говорили в начале урока - что мы понимаем под «гранью параллелепипеда».

Фронтально проверяем ответы.

  • Далее выполняем № 602, который предназначен для самостоятельной работы с последующим обсуждением.
  • А теперь давайте проверим себя.

№ 599: сумма длин всех ребер 80 см, площадь поверхности параллелепипеда – 258

№ 602 : площадь поверхности куба 150, сумма длин всех ребер 60 см

7. Информация о домашнем задании

Учитель предлагает на дом учащимся задания по выбору уровня сложности.

Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию могут

сделать не только тот уровень, который выбрали, но и

уровень выше.

- Ребята, давайте откроем дневники и запишем домашнее задание :§ 22, вопросы 1–14, сделать развертку прямоугольного параллелепипеда;№ 600, 601, 603

На оценку “3” – сделать развертку прямоугольного параллелепипеда;

На оценку “4” - №600,601, сделать развертку прямоугольного параллелепипеда; На оценку“5” – все задания

Стадия рефлексии

8. Подведение итогов урока

Обращается к ученикам с вопросами,

побуждает к обобщению материала.

Отвечают на вопросы,

поставленные на уроке.

  • Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог урока.
  • Какая цель стояла перед нами? Достигли ли вы этой цели?
  • Что делали?

9. Рефлексия

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке.

Учащиеся заполняют свои оценочные карты.

Некоторым        можно дать возможность высказать свое

мнение, мысли.

Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова.

На рисунке изображен прямоугольный          

Точка К – его           Отрезок АВ – его                   Прямоугольник АВКМ – его                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (6 класс)

Тест носит обобщающий характер. Уровень сложности - средний....

Урок"Прямоугольная система координат" 6 класс

Презентация содержит 6 слайдов, предназначенных для повторения, устной рабоы и проверки домашнего задания....

Урок научно-практическая конференция Тема: «Известная и неизвестная прямоугольная система координат», 10 класс

Данная разработка интегрированного урока-конференции по геометрии и информатике "Известная  и неизвестная прямоугольная система координат" предназначена для учащихся 10-го класса. Такая нетрадици...

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Прямоугольный параллелепипед. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Математика, 5 класс.

Цель: формирование у обучающихся понятий и представлений о прямоугольном параллелепипеде и его элементах.Образовательная:научиться отличать прямоугольный параллелепипед от других фигур и среди прямоуг...

«ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД» УРОК МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 5А КЛАССА

ТемаПрямоугольный параллелепипед. (Урок №1-2 по данной теме)Цели темы:Дидактическая цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в п...

«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования

Нна уроке ребята   познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед.   Научатся  её делать и изображать в тетради, проверят себя...