презентация - смысловое чтение
презентация к уроку по математике (5 класс)

презентация содержит презентацию о проблемах смыслового чтения в 5х класссах на уроках математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики Учитель математики МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды В.А. Воробьева 2017-2018 учебный год

Слайд 5

1,2,3 …. Число – натуральное - целое - рациональное положительное - отрицательное пример - Арифметические действия линейка - измерения Прием «Ассоциативный куст» : учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. 1. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах. 2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. 3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. 4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Слайд 6

Чтение в парах – обобщение в парах. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Слайд 7

Читаем и спрашиваем 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.) 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Слайд 8

Дневник двойных записей. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил,напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 9

Чтение с пометками v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Слайд 10

Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна. Общие черты черты черты

Слайд 11

. Сенкан . Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура сенкана . Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы).

Слайд 12

Виды вопросов и заданий к текстам (по математике). Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д. 3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста. Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой. 2) дополнение (завершение) предложений/доказательств. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. 2) «собери» правило, алгоритм. 3) «найди ошибку»

Слайд 16

Приём: Вопросы к тексту учебника. Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Слайд 17

Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов» простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? уточняющие : Если я правильно понял, то…? объясняющие – о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? вопросы-предположения : Что бы изменилось, если бы…? оценочные : Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? вопросы на выявление эмоционального отношения : Понравился ли вам…? вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил… ?

Слайд 18

Ключевые слова № рисунок Определяемое понятие Используемые ключевые понятия 1 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 2 радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок. 3 Хорда Отрезок, точки окружности. 4 Диаметр Хорда окружности, центр окружности. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Слайд 19

Ключевые слова Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим ключевым словам: многогранник, треугольники, n-угольник, основание, Египет, Евклид, энергия, вершина, 44 метра, высота, ребро, правильная, высота проходит через центр вписанной в основание окружность, апофема.

Слайд 20

Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных чисел является четным числом ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом

Слайд 21

Приём: «Верите ли Вы…» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупые Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки Равные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямой Угол может быть тощим

Слайд 22

Приём: составление краткой записи задачи. 1. кол-во вещества в 1 растворе: 2. кол-во вещества во 2 растворе: 3. кол-во вещества в 3 растворе: 4. кол-вополучившегося раствора: 5 . концентрация получившегося раствора: 15 % 2 5 % ? 4 л 6л

Слайд 23

Примеры решения задач ЕГЭ

Слайд 24

Примеры контекстных задач В среднем гражданин А. в дневное время расходует 120 кВтч электроэнергии в месяц, а в ночное время — 185 кВтч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,40 руб. за кВтч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,40 руб. за кВтч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,60 руб. за кВтч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? Ответ дайте в рублях . (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2017)

Слайд 25

Примеры контекстных задач Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды ? (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2017)

Слайд 26

Принципы разработки контекстных задач - задание должно иметь личностную значимость для ученика, поскольку рассматривает проблемы, которые могут возникать в обыденной жизни или связаны с будущей профессиональной деятельностью; - контекст задачи не должен содержать подсказки, направленной на решение поставленной проблемы; - задача может иметь несколько вариантов решения, из которых хотя бы один не отвечает условиям заданной ситуации; - ситуация, описанная в задании, должна обеспечивать возможность комплексной проверки уровня подготовленности учащихся.

Слайд 27

РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Типичные ошибки входной контрольной работы: Вычислительная ошибка. Выполнили действие не соответствующее условию, сформулированному в косвенной форме. Вычислительная ошибка, неверно составлено выражение. Вычислительная ошибка, выполнили действие не соответствующее условию, ошибка в формуле площади квадрата. Устный счет на каждом уроке; Решение компетентностно - ориентированных задач ; Отработка вычислительных навыков (карточки на вычисления); Терминологические диктанты , карточки; Карточки для индивидуальной работы с различными видами дифференцированных заданий Сочетании игровых мето­дов и методов прямого обучения . «Перебор, подбор, оценка» - учить школьников наблюдениям, прививать им навыки исследовательской творческой работы. ИКТ, компьютерные презентации к урокам, электронные версии учебников.

Слайд 30

«Школа 2100»: Баласс Наталья Сметанникова Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС Пособие для учителя

Слайд 31

Библиографический список 1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г. 2. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 4. http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml 5. http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/ 6. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305 7. http://edu.grsu.by/alternant/?p=856 8. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 10. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова . – М.: Баласс , 2011. 11. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мнемозина")

Презентация "Использование  УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мне...

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Презентация_смысловое чтение

Презентация "Смысловое чтение на уроках английского языка". ...

Презентация "Смысловое чтение - фундамент всех результатов".

Презентация "Смысловое чтение - фундамент всех  результатов". Выступление на методическом семинаре....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Презентация "Смысловое чтение: методы и приемы работы".

Методы и приемы работы над смысловым чтением...