Урок - игра «Здоровый ум» по теме «Быстрый счёт»
методическая разработка по математике (5 класс)

Назимкина Татьяна Владимировна
Урок - игра «Здоровый ум» создан для применения приёмов быстрого счёта. На уроке объясняются лёгкие способы решения некоторых примеров по теме «Умножение и деление натуральных чисел» Рекомендовано для учащихся 5 класса. Презентация создана в формате PowerPoint. Конспект урока в формате Word

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока - игра « Здоровый ум»

 Урок - игра «Здоровый ум» по теме «Быстрый счёт»

Цель урока: познакомить  учеников 5 класса с интересными приемами устного счета, способствовать воспитанию интереса к устным вычислениям, любви к математике.   

Задачи урока:

  •  Продолжить формирование вычислительных навыков и умения складывать, вычитать умножать и делить натуральные числа
  • Способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы
  • Развивать логическое мышление учащихся,
  • Способствовать повышению интереса к предмету,
  • Способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.

Оборудование:

  • компьютер для учителя с мультимедийным проектором,   интерактивная доска, презентации для урока,
  • набор тематического материала: художественный макет Незнайки; «медицинские карточки» для каждого ученика; «рецепт» для домашнего задания,
  • методичка «Тридцать приёмов быстрого счёта».

План урока:

  • Предварительная подготовка
  • Организационный момент
  • Игра (ввод в новую тему)
  • Игра (закрепление и обобщение знаний)  
  • Работа по карточкам-тестам
  • Домашнее задание, рецепт
  • Итоги урока

Ход урока:

  • Предварительная подготовка: учащимся раздаются «медицинские карточки» для прохождения медосмотра в поликлинике.
  •   Организационный момент:  Учитель сообщает учащимся тему и цели урока, знакомит с  формой проведения урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы с вами будем проходить медицинский осмотр головного мозга в поликлинике. Мы  посетим детского врача невролога. Детский невролог   изучает головной мозг ребенка. Этот орган потребляет четвертую часть крови, для его нормального функционирования требуется хорошее кровообращение и питание. Нормальное функционирование головного мозга положительно сказывается на умственных способностях людей. Поэтому девиз нашего урока: «Хоть математиком ты можешь и не быть, но уж иметь здоровый ум обязан»!

Прежде чем отправиться в поликлинику, мне бы хотелось зачитать стихотворение, написанное специально для вас. Оно называется «Похвала уму»

Безумие и разум равноценны,
Как равноценны в мире свет и тьма.
В них - два пути, пока мы в мире пленны,
Пока замкнуты наши терема.

И потому мне кажется желанной
Различность и причудливость умов.
Ум английский — и светлый и туманный,
Как море вкруг несчетных островов.

Бесстыдный ум француза, ум немецкий —
Строительный, тяжелый и тупой,
Ум русский — исступленно-молодецкий,
Ум скандинавский — вещий и слепой.

Испанский ум, как будто весь багряный,
Горячий, как роскошный цвет гвоздик,
Ум итальянский — сладкий, как обманы,
Утонченный, как у мадонны лик.

Как меч, как властный голос — ум латинский,
Ум эллинский — язык полубогов,
Индийский ум, кошмарно-исполинский,—
Свод радуги, богатство всех тонов.

Я вижу: волны мира многопенны,
Я здесь стою на звонком берегу,
И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны,
Привет мой всем и всякому уму!

  • Игра  (ввод в новую тему):

- Ребята с нами в поликлинику пожелал отправиться наш друг  Незнайка. (Использование наглядного материала – художественный портрет Незнайки).

Незнайка  тоже хочет  проверить свой мозг. Ему всегда плохо даются уроки математики, и он постоянно задаёт себе вопрос: «Есть ли легкий способ счета?».  Незнайка надеется, что доктор невролог подскажет, как можно быстро умножать и делить большие числа, вычислять проценты, возводить в квадрат, решать сложные уравнения всего за несколько секунд, затрачивая минимальные умственные усилия! Наш друг Незнайка каждый день начинает с утренней гимнастики, а урок математики - с гимнастики ума но, не смотря на это, он мало доволен своими результатами. Может быть, Незнайка что-то делает ни так? Давайте покажем ему, как нужно правильно проводить устный счёт. На прошлых уроках мы изучали устное умножение числа на 5, 50. Вспомним, что этот прием эффективен при умножении на четное число. Так же мы уже знаем умножение на 25.Сегодня я покажу вам как можно быстро и легко умножить двузначное число на 11.

Показывается приём устного вычисления. Между цифрами первого множителя вписываем сумму этих цифр.

Предлагается решить примеры:

32   11=352

63  11= ?

53  11= ?

4. Игра  (обобщение и закрепление знаний)

- Пока Незнайка первый заходит в кабинет мы с вами, ради скуки продолжим устный счет.  

86  50-1225=4000

4411-1625=84

46 50+2825=3000

- Ну, вот и Незнайка вернулся. Что спрашивал у тебя доктор? Задачу?

Ребята слушают задачу на внимательность и слух, решают в уме и говорят ответ. Если дети говорят верный ответ, то  врач невролог ставит диагноз: здоров.

- Незнайка говорит, что когда он не правильно решил задачу, доктор решил проверить его зрение и отправил его в кабинет – «Офтальмолог». Итак, сейчас мы проверим ваше зрение.    

Решите уравнение:

Кто может сказать, что такое уравнение?

Х+18=35 (х=17), 57-у=40 (у=17), z-8=53 (z=61), 2х=38 (х=19), х+35=78 (х=43) (те задания, которые плохо видны, увеличиваются с помощью лупы интерактивной доски).

Врач расстроился, что у Незнайки слабые умственные способности.  Он решил, что головному мозгу Незнайки не хватает витаминов и подумал, вдруг у  пациента болят  зубы.   Поэтому невролог отправил незнайку в кабинет – «Стоматолог». Попробуем решить следующую задачу:

В 5 классе 24 ученика. Нуждаются в лечении зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми зубами в 3 раза больше. Сколько ребят в классе с абсолютно здоровыми зубами?

Ребята решают задачу самостоятельно. После меняются тетрадями и проверяют решения соседа.

Дано:

Нуждаются в лечении зубов  - ? учеников.

С абсолютно здоровыми зубами – в 3 раза больше.

Всего – 24 ученика.

Решение:

Пусть х – нуждаются в лечении, тогда 3х – со здоровыми зубами.

Если всего учеников 24, то можно составить уравнение:

х+3х=24

4х=24

х=6(уч)

3 6=18(уч)

- А ещё врач отправил Незнайку к хирургу. Чтобы проверить его подвижность. Сейчас и мы проверим вашу подвижность.

Физкультминутка.

Пройдя всех врачей,  Незнайка вместе с нами вновь идет к неврологу. Врач проверяет вашу быстроту реакции. Найдите ошибку в уравнениях решенных Незнайкой.

Найдите ошибку в решенных уравнениях (устно, укажите ошибку)

а) х-13=67    б) у-28=48      в) 7х=714

х=67+13       у=48-28          х=714:7

х=90             у=20               х=12

Весь класс расстроился, что у нашего друга Незнайки слабые знания математики. Детский врач невролог отправил нас к врачу невропатологу, который  прописал всему классу пить успокоительный чай.

  • Трава пустырника - ? – 6 частей
  • Шишки хмеля - ? – 3 части
  • Листья мяты - ? – 2 части
  • Корень валерьяны - ? – 4 части
  • Всего – 300 грамм

- Посчитайте, сколько граммов надо взять каждого вещества. Я вам всем раздам рецепт этого чая, а вы дома вначале решите задачу, а потом сделаете и выпьете успокоительный чай.

5. Работа по карточкам с тестом

Последний кабинет, куда  нас отправил  невролог это – терапевт. Терапевт проверит, каково наше математическое давление. Для этого он проведет тестирование.

Ученики парами работают самостоятельно по карточкам – тестам (1 карточка на парту).

Врач невролог  дал заключение, что общий головной мозг класса - здоров, а это значит, что весь класс готов решать серьезные математические задачи.

Незнайке детский врач невролог выписал вот такой рецепт:

«Незнайка, ваш ум всегда стремится выполнить максимальную работу, используя минимальное усилие. Ваши друзья из 5 класса имеют способности к математике, они знают, как использовать это качество ума в своих интересах. Таким образом, Незнайка, самый легкий способ стать гением математики состоит в том, чтобы мыслить как они. Вам необходимо понять,  человеческий мозг подобен компьютеру.

Мозг = Аппаратные средства компьютера. Центральный процессор.

Ум = Программное обеспечение. Операционная система.

Незнайка ваш ум нуждается в разных программах, чтобы управлять его различными способностями. Они сохранены в вашей памяти.
У ваших друзей из 5 класса мозги существуют с уже правильными установленными программами. Поэтому они могут делать вычисления на оптимальной скорости.  Относительно вашего мозга Незнайка, то он не идёт с правильной установленной программой? Поэтому расслабьтесь!! Решение очень простое. Вы просто должны обновить мозг! Сегодня по окончанию урока учитель выдаст ребятам методический материал. Это коллекция удивительных приёмов  быстрого счета. Она расскажет Вам, как можно быстро умножать и делить большие числа, вычислять проценты, возводить в квадрат, решать сложные уравнения всего за несколько секунд, затрачивая минимальные умственные усилия! Просматривая методичку «Тридцать приёмов быстрого счёта» хотя бы по 10 минут в день, Вы сможете автоматически обновить или повторно программировать свой ум, чтобы делать вычисления на более высокой скорости. Вы сможете считать легко, быстро и точно. Вы больше не будете бояться математики!  Скорее, Вы будете гордиться своими недавно приобретенными математическими навыками. Мой последний вам совет, Незнайка: «Умом и богатством своим не хвались. Ничем не гнушайся, трудись и учись!»

6. Домашнее задание

- Ребята у вас есть домашнее задание. По рекомендации врача Вам всем прописывается ежедневно принимать витамин «Мультивитоматематика». Вот и рецепт этого витамина:

  • Устный счет ежедневно в течение 5-7 минут.
  • Перед выполнением домашнего задания  по математике сначала изучить теорию, правила, формулы, законы.
  • Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор, музыку.
  • В тетради должно быть все выполнено четко и аккуратно.
  • К следующему уроку необходимо разобрать и выучить первые три приёма быстрого счёта из методички «Тридцать приёмов быстрого счёта».

- Методичка «Тридцать  приёмов быстрого счёта» - это ваш шанс стать перспективным и успешным человеком. Сегодня я с радостью и с исключительной верой в ваши умственные способности дарю вам этот шанс – «Методичку тридцать приёмов быстрого счёта»! Просматривая методичку вы научитесь делать вычисления на более высокой скорости. Вы сможете считать легко, быстро и точно. Вы будете гордиться своими приобретенными математическими навыками. А я буду радоваться, и гордится за вас!

  • Итоги урока

Ребята, ответьте мне вот на такие вопросы:

Какая же связь между 2-мя понятиями:  математика и здоровый ум?

Помогает ли математика обновлению умственных способностей?

Влияют ли слабые способности по быстрому счёту на изучение                математики?

Что вынес каждый из Вас из сегодняшнего урока-игры?

Как можно сохранять здравый ум и необходимо ли обновлять его свежими знаниями? Если необходимо то, как часто?

- Напоследок, хочу вам сказать, что настроение – это тоже показатель здорового ума и здоровья души. Оставьте мне, пожалуйста, в мой почтовый ящик частичку своего настроения и я узнаю, понравился вам мой урок или нет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Математическая поликлиника" по теме "Пропорции, отношения"" 6 класс

Здоровьесберегающие технологии.  Обобщающий урок по теме: "Пропорции, отношения" 6 класс...

Урок-игра «Кубанское ассорти» по теме: «Физико-географическая характеристика Краснодарского края»

Урок-игра«Кубанское ассорти»  по теме:«Физико-географическая характеристика Краснодарского края» Цель:проверить глубину изучения регионального компонента программы по географии.Задачи:...

Урок - игра "Счастливый случай" по теме "Первоначальные химические понятия".

Данную игру можно использовать и на уроке и во внеурочное время....

Урок - игра "Морской бой" по теме"Строение атома. Химическая связь"

Урок обобщения  в 8 классе или урок повторения в 9 классе по теме "Строение атома. Периодический закон. Химическая связь". Этот урок позволит в игровой форме повторить или обобщить материалы по д...

Урок-игра "Самый умный" по теме "Смутное время" (повторительно-обобщающий урок)

Урок для учащихся 7 класса представлен в виде игры "брейн-ринг". Помогает учащимся в процессе игры повторить учебный материал по теме "Смутное время в России"....

Урок-игра "Здоровье в саду и на грядке"

В игре принимают участие несколько команд. Весь ход игры отражен в виде презентации. Данная игра рассчитана на учащихся 12 -13 лет.       Цель данного мероприя...

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....