Учебные проекты на уроках математики
методическая разработка по математике
Используя проектную технологию на уроках математики, современное математическое образование наполняется знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_ucheniku.docx | 15.12 КБ |
rekomendatsii.docx | 11.62 КБ |
rabochiy_list.docx | 17.12 КБ |
papka_proekta.docx | 12.57 КБ |
metod_proektov.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации ученику
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
От чего зависит успех?
1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.
2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуйте уверено и без сомнений.
5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по оформлению творческого проекта.
Тема проекта: ______________________________________________
___________________________________________________________
Руководитель проекта:______________________________________
_______________________ ______________________ _____________
(ФИО учащегося) (базов школа) (класс)
_______________________ ____________________ _____________
_______________________ ____________________ _____________
_______________________ ____________________ ____________
Учебный год 20 __ - 20 __ .
Способ подготовки и защиты проекта:
Проблема проекта _________________________________________
___________________________________________________
Задача проекта __________________________________________
________________________________________________________
Перечень литературы и других учебных материалов, использованных при подготовки проекта __________________________________________________________
__________________________________________________________
Распределение функций между участниками разработки проекта
(для группового способа).
Ф.И.О. | Раздел проекта или функциональные обязанности | Сроки исполнения |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы
Тема:
Цель:
Задачи:
Направления исследования:
Приемы исследовательской деятельности
Форма проекта:
Этапы работы над проектом (продолжите заполнение таблицы с обратной стороны листа)
|
|
|
Учащиеся заполняют дома, повторяя алгоритм исследования:
этапы | исходный | разработки | реализации | завершения |
Возникшие трудности (затруднения) | ||||
Пути решения |
- В течение выступлений - фиксировать приемы исследовательской деятельности:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Приемы исследовательской деятельности | ||||
Часто используемые | ||||
Какой из названных приемов вы не использовали в своем исследовании, но теперь понимаете необходимость его применения? |
Какими приемами работы вы овладели (подчеркните в таблице разным цветом):
- хорошо (красным)
- познакомился с приемом работы (зеленым)
- не использовал, не понял, как применять (синим)
- Формы проектной работы
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Формы проекта |
Выделить в тексте:
- самые оригинальные (красным)
- соответствующие цели и задачам исследования, оптимально отражающие содержание проекта (зеленым)
- несоответствующие поставленным задачам, содержанию (синим)
Какую форму проекта вы бы теперь выбрали?
4.Как можно изменить тему вашего проекта для продолжения исследования, на базе наработанного материала?
Запишите новую тему исследования
5.Закончите предложение:
«Работа над проектом позволила мне.. (отношение к предмету, развитие способностей, отношение с другими учащимися)…
«В процессе работы я овладел….»
«Навыки исследовательской деятельности :
-мне необходимы, потому что..
-я считаю, что мне не пригодятся, так как…
6.Попробуйте сформулировать совет или вывести правило по организации исследовательской деятельности (в форме поговорки, шутки).
Предварительный просмотр:
Оформление проектной папки
Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
- судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.
В состав проектной папки входят:
1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;
2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
3) результаты исследований и анализа;
4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
5) материалы к презентации (сценарий);
6) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
Паспорт проекта
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Консультант(ы) проекта.
4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
8. Типология проекта.
9. Цель проекта (практическая и педагогическая).
10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).
11.Необходимое оборудование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица
ЧТО ТАКОЕ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»?
МЕТОД ПРОЕКТОВ Главная идея организации проектной деятельности в образовательном процессе: прагматическая направленность на результат, который можно получить при теоретическом или практическом решении актуальной проблемы
МЕТОД ПРОЕКТОВ Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Проект – цель, которую ребёнок понял, принял, реализовал в процессе деятельности.
ПРОЕКТ – это шесть «П» Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт работы. Презентация. Портфолио проекта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
ПО ПРОФИЛЮ ЗНАНИЙ: Монопроекты (в рамках одного предмета выбираются сложные разделы и темы программы, которые укладываются в класно-урочную систему); Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По составу участников: Индивидуальные Парные Групповые
ПО ХАРАКТЕРУ РЕЗУЛЬТАТА: Информационные Исследовательские Обзорные Проекты - инсценировки
ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ: С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы); Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ Краткосрочные (в рамках одного урока или нескольких уроков); Среднесрочные (один – два месяца); Долгосрочные (до года)
НА ПРОДУКТУ ПРОЕКТА: Исследовательские Творческие Ролево-игровые Информационные Практико-ориентированные
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внешние продукты: Веб-сайт Видеоклип Газета Игра Костюм Музыкальное произведение Спектакль Публикация Анализ Справочник Учебное пособие Урок Атлас Бизнес-план Выставка Журнал Макет Праздник Картина Сценарий Чертеж
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внутренние продукты -это развитие способностей: Вербально-лингвистических Логико-математических Визуально-пространственных Моторно-двигательных Межличностных Внутриличностных Музыкальных Натуралистических
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Формулировка учителем темы проекта Выбор возрастной категории учащихся Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы Формулировка дидактических целей проекта Формулировка методических задач Формулировка проблемы Выдвижение гипотез решения проблемы 1 2 3 4 7 5 6
Определение творческого названия проекта Формирование групп для проведения исследований и определения формы предоставления результатов Обсуждение плана работы Обсуждение возможных источников информации Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого Самостоятельная работа Подготовка презентации по отчету о проделанной работе 8 9 10 11 14 12 13
Защита полученных результатов и выводов Оценивание результатов проекта школьниками и учителями 15 16
ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Развитие субъективности обучающихся, их мотивации учения. Выполнение проектной деятельности школьниками позволяет им увидеть конечный материализованный результат – «вещь», которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. Формирование и развитие творческих возможностей учащихся, умений решать новые, нетиповые задачи. Развитие деловых качеств обучающихся. Создание условий для профессионального самоопределения, так как при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, каков мой личностный потенциал, где целесообразно его реализовать, в какой сфере деятельности?
ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей (при выборе темы проекта учитываются интересы, запросы, индивидуальные особенности обучающихся) Создание условий для социализации личности школьника за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, формирование готовности обучающихся к решению жизненно важных проблем (например, в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня. Проект есть слияние теории и практики. Он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
Школьные проекты представляют собой как бы копии различных сторон жизни общества, государства. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самодеятельности ученика. Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа.
ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Развитие субъективности обучающихся, их мотивации учения. Выполнение проектной деятельности школьниками позволяет им увидеть конечный материализованный результат – «вещь», которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. Формирование и развитие творческих возможностей учащихся, умений решать новые, нетиповые задачи. Развитие деловых качеств обучающихся. Создание условий для профессионального самоопределения, так как при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, каков мой личностный потенциал, где целесообразно его реализовать, в какой сфере деятельности?
ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей (при выборе темы проекта учитываются интересы, запросы, индивидуальные особенности обучающихся) Создание условий для социализации личности школьника за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, формирование готовности обучающихся к решению жизненно важных проблем (например, в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи).
Умения и навыки развивающиеся при работе над проектом
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ (ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ПРОЕКТ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ Формулировка замысла проекта: Предварительное описание продукта проектных работ Его соответствие условиям будущего Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере Формулировка гипотезы, направленной на решение данной проблемы
Формулировка целей На выполнение замысла проекта (очень конкретно) На решение научной проблемы (большая степень свободы)
Интерпретация целей на языке задач Получение конкретного продукта проектных работ Разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методологического инструментария В основном, специфические методы предметных областей, операции и приёмы получения заданных свойств продукта проектной деятельности Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности
Проведение проектных или исследовательских работ Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами. С использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования
Проведение проектных или исследовательских работ Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.
Проведение проектных или исследовательских работ Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами
Проведение проектных или исследовательских работ Практическое использование полученного продукта Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления
Презентация проектов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод учебного проекта в преподавании математики и информатики
Обучение на основе проектов -это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на учителя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориенти...
Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики
Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики....
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата....
Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...
Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"
Использование метода учебных проетов на уроках математики...
Тестовые задания к учебному проекту по предмету математика
Примеры тестовых заданий к учебному проекту по математике...