Методика преподавания математики в средней школе
статья по математике
Математика как учебный предмет отличается от математики как науки не только объёмом, системой и глубиной изложения, но и прикладной направленностью изучаемых вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_matematiki.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преподавания математики в средней школе
Методика преподавания математики - дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов.
1. Ведущие цели обучения математике в школе. Три крупные группы целей:
а) прогностические (обучающие);
б) мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные и развивающие);
в) личностно-ориентированные (воспитательные в более узком смысле).
2. Требования к целям:
а) прогностические цели должны обладать - конкретностью, конструктивностью, проверяемостью, участием ученика в процессе учения;
б) мировоззренческие должны пронизывать весь учебный процесс, выражать стремление к аргументации и четким логическим схемам рассуждения, к четкому расчленению рассуждения и т.п.;
в) личностно-ориентированные должны учитывать формирование возможных в том или ином возрасте качеств личности средствами предмета.
3. Этапы формирования действия целеполагания у учащихся:
а) первый этап - учитель раскрывает структуру действия постановки (полагания) цели;
б) второй этап - учитель привлекает детей к постановке цели и критическому осмыслению полученных результатов при достижении цели;
в) третий этап - учащиеся под руководством учителя конструируют цель изучения конкретного учебного материала;
г) четвертый этап - учащиеся самостоятельно ставят цели, а классный коллектив критически анализирует процедуру постановки цели и достижения результата.
Цели обучения математике отражают общедидактические цели и вместе с тем учитывают специфику данного учебного предмета. Цели обучения математике подразделяются на несколько групп: образовательные (в том числе-практические), воспитательные, развивающие.
Образовательные цели обучения во многом зависят от принятой формы дифференциации обучения. Основным документом, в котором фиксируются цели обучения математике, является программа по математике. Необходимо различать два уровня описания целей обучения: общая характеристика целей обучения и конкретное их представление. Общая характеристика целей обучения дается в объяснительной записке к программе по математике. Существуют различные способы конкретного представления целей обучения. Образовательные цели, например, формулируются в виде требований к уровню математической подготовки учащихся. В программе по математике для этого выделяется специальный раздел "Требования к математической подготовке учащихся". Другой раздел программы "Содержание обучения" представляет образовательные цели в еще более конкретной форме. Дальнейшей конкретизацией образовательных целей служит учебник. Предельно конкретный уровень представления образовательных целей имеет место в экзаменационных билетах для учащихся, контрольных работах, предлагаемых Министерством общего и профессионального образования. В методических пособиях часто формулируются цели обучения для отдельных тем, уроков. Образовательные цели призваны разграничить основной и второстепенный материал и в соответствии с этим помочь учителю рационально распределить учебное время.
Умение правильно формулировать цели уроков приходит к учителю не сразу. При формулировании образовательной цели урока не всегда хватает четкости, конкретности (особенно в дифференциации целей "соседних" уроков). Иногда образовательная цель повторяет (или почти повторяет) название темы урока. Например, цель урока на тему "Первый признак равенства треугольников" чаще всего формулируется так: "Изучить первый признак равенства треугольников". Аналогично формулируются цели и в других случаях: "Изучить теорему Виета", "Изучить определение производной функции" и т.д. Во всех этих формулировках имеется общий недостаток: в них не уточняется, на каком уровне должен быть изучен данный элемент учебного материала. Необходимо указывать, когда ставится цель только ознакомить учащихся с тем или иным элементом учебного материала, когда - добиться хорошего воспроизведения учебного материала учащимся, а когда - заложить первоначальные умения и навыки и т. д. В некоторых методических руководствах имеются непосредственные указания, на каком уровне должен быть изучен тот или иной теоретический материал, в решении каких задач должны быть сформированы умения и навыки. Эти указания помогут учителю точнее формулировать цели урока.
Постановка воспитательных целей. Они должны быть тесно связаны с содержанием урока. Это могут быть цели по формированию мировоззрения, сознательного отношения к учебе, развитию" познавательной и общественной активности, культуры учебного труда, воспитанию сознательности, расширению политехнического кругозора, подготовке к сознательному выбору профессии и т. д.
Развивающие цели должны находиться также в тесной связи с содержанием урока. Примеры постановки развивающих целей:
развитие у учащихся навыков применения анализа, синтеза, сравнения, аналогии, индукции, дедукции, обобщения, конкретизации, моделирования классификации;
развитие у учащихся геометрической, алгебраической и числовой интуиции, пространственного представления и воображения, сообразительности, наблюдательности, памяти и т. д.
Взаимосвязь целей, содержания, форм и методов обучения математике
Цели, содержание и методы обучения взаимно связаны и обусловливают друг друга (при сохранении ведущей роли целей обучения). Из различных целей обучения наиболее подвижны и изменчивы образовательные цели. Следующие задания помогут подтвердить это положение и проиллюстрировать механизм взаимодействия целей, содержания и методов обучения.
Отдельно отмечаются воспитательные возможности исторического материала. Исторические экскурсы позволяют в доступной для учащихся форме раскрыть основу происхождения математических понятий и фактов. Они положительно сказываются на эмоциональном отношении учащихся к учебному материалу, на воспитании их моральных качеств и развитии интеллекта. Незаменимым средством при этом являются также старинные задачи, задачи с занимательным сюжетом, математические игры и т. п.
Функция компьютеризации обучения, являющейся одним из требований реформы школы. Первый шаг в осуществлении компьютеризации обучения заключается в использовании в школе микрокалькуляторов. В чем состоят образовательные, воспитательные и развивающие цели применения микрокалькуляторов на уроках математики? Прежде всего, очевидна практическая значимость применения микрокалькуляторов. Микрокалькулятор удобно использовать при введении, например, понятий длины окружности и площади круга. Вычислив 8–9 членов последовательности периметра (площадей) правильных вписанных n-угольников, учащиеся наглядно убеждаются в сходимости этих последовательностей. С помощью микрокалькулятора удобно организовать машинный эксперимент по обнаружению некоторых теорем (например, при изучении теоремы Виета, теоремы Пифагора, теоремы косинусов, теоремы синусов и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
Цели урока:1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2. Учить использовать схемы при работе над задачей.3....
Биоадекватная методика преподавания на уроках математики в средней школе.
Данная статья показывает использование биоадекватной методики на уроках алгебры....
Актуальные вопросы методики преподавания математики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе
Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъ...
методика преподавания математики в школе
методика преподавания математики в школе...
М.Н. Перова "Методика преподавания математики во вспомогательной школе"
Настоящая книга представляет собой 4-е издание учебника, вышедшего в 1989 г. Она предназначена для студентов — будущих учителей общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII ви...
Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среднем звене
Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среденм звене коррекционной школы...