Рабочие программы по предметам алгебра и геометрия
рабочая программа по математике (6, 7, 9 класс)
Рабочие программы по математике ( 6 класс, 7 класс, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_geometriya_2021-2022.docx | 52.84 КБ |
7_klass_geometriya_2021-2022.docx | 49.5 КБ |
matematika_6_klass_2021-2022.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 5 (утверждена приказом директора от 30.08.2021г. № 207);
- Учебный план МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 30.08.2021 г. № 207);
- Годовой календарный график МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 30.08.2021 г. № 207);
- Примерная программа по геометрии. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2020г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева.
Состав УМК:
- Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Методические рекомендации. 9 класс. Учеб. Пособие для общ.учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков – М. Просвещение, 2019 г.
- Тематические тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Т.М. Мищенко. – М.: Просвещение 2019 г.
- Дидактические материалы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение – 2020 г.
- Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: уч. пособие для общ.учреждений/М.А.Иченская – М. Просвещение 2020 г.
- Задачи по геометрии. 7-11 кл.уч. пособие для общ.учреждений/Б.Г.Зив, В.М. Мейлер – М. Просвещение -2020 г.
Целью изучения предмета «Геометрия» в 9 классе является:
1. В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальнойчестности и объективности, способностик преодолению мыслительных стереотипов,вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способностьпринимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
•развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной
жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Основными задачами обучения предмету «Геометрия» в 9 классе являются:
- сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
- познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; дать представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
- расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
- познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом
- выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
- научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
На обучение предмету «Геометрия» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). В связи с тем, что государственные праздники 9 мая приходятся на учебные дни, в соответствии со школьным расписанием , фактически будет проведено 67уроков и программа будет выполнена в полном объёме за счет уплотнения материала из раздела «Повторение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У выпускника сформируется:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
способность к преодолению стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
качества мышления, необходимые для адаптации в современном обществе;
интерес и уважение к другим народам России и мира, принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
выпускник научится:
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства. Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; случать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Познавательные УУД
выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Предметные результаты:
Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность научиться:
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин.
Выпускник научится:
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты.
Выпускник научится:
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность научиться:
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач навычисление и доказательство».
Векторы.
Выпускник научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность научиться:
овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика основных содержательных линий, тем |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа). | Решение задач курса геометрии 8 класса |
2 | Векторы. Метод координат (22 часа). | Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16 часов). | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. |
4 | Длина окружности и площадь круга (14 часов). | Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга. |
5 | Движения(3 часа). | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения. |
6 | Повторение. Решение задач (10 часов). | Обобщение и систематизация знаний за курс геометрии 7-9 класса. |
Основные виды и формы деятельности
Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа, индивидуальная , коллективная, парная, теоретический опрос, тестовые, самостоятельные и контрольные работы, проблемные и практические задания, задачи по готовым чертежам
Календарно-тематическое планирование (9б класс)
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы урока |
Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа). | ||
1.09 | Повторение. Треугольники. | |
6.09 | Повторение. Четырехугольники. | |
Векторы (12 часов). | ||
8.09 | Понятие вектора. Равенство векторов. | |
13.09 | Откладывание вектора от данной точки. | |
15.09 | Сумма двух векторов. Правило параллелограмма. | |
20.09 | Сумма нескольких векторов. | |
22.09 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов». Самостоятельная работа. | |
27.09 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | |
29.09 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | |
4.10 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | |
6.10 | Самостоятельная работа по теме «Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач». | |
11.10 | Средняя линия трапеции. | |
13.10 | Решение задач по теме «Векторы». | |
18.10 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы». | |
Метод координат (10 часов). | ||
20.10 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. | |
25.10 | Координаты вектора. | |
27.10 | Простейшие задачи в координатах. | |
Проведено: К/Р- 1 ; С/Р - 2 | ||
8.11 | Простейшие задачи в координатах. | |
10.11 | Решение задач методом координат. | |
15.11 | Уравнение окружности и прямой | |
17.11 | Уравнение окружности и прямой. Самостоятельная работа | |
22.11 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой». | |
24.11 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой». | |
29.11 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат». | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника(10 часов). | ||
1.12 | Синус, косинус и тангенс угла. | |
6.12 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Самостоятельная работа | |
8.12 | Формулы для вычисления координат точки. | |
13.12 | Теорема о площади треугольника. | |
15.12 | Теорема синусов. | |
20.12 | Теорема косинусов. | |
22.12 | Решение треугольников. | |
27.12 | Решение треугольников. | |
Проведено: К/Р- 1 ; С/Р - 2 | ||
10.01 | Измерительные работы. | |
12.01 | Решение задач. Самостоятельная работа. | |
Скалярное произведение векторов (6 часов). | ||
17.01 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | |
19.01 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | |
24.01 | Скалярное произведение векторов в координатах. | |
26.01 | Свойства скалярного произведения векторов. | |
31.01 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов». | |
2.02 | Контрольная работа№ 3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | |
Длина окружности и площадь круга (14 часов). | ||
7.02 | Правильный многоугольник. | |
9.02 | Окружность, описанная около правильного многоугольника. | |
14.02 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Самостоятельная работа | |
16.02 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | |
21.02 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | |
28.02 | Построение правильных многоугольников. | |
2.03 | Построение правильных многоугольников. | |
7.03 | Длина окружности и площадь круга. | |
9.03 | Длина окружности и площадь круга. Самостоятельная работа | |
14.03 | Площадь кругового сектора. | |
16.03 | Площадь кругового сектора. | |
Проведено: К/Р- 1 ; С/Р - 3 | ||
28.03 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | |
30.03 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | |
4.04 | Контрольная работа№ 4 по теме: «Длина окружности. Площадь круга». | |
Движения (3 часа). | ||
6.04 | Понятие движения. Отображение плоскости на себя. | |
11.04 | Параллельный перенос и поворот. | |
13.04 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот.» Самостоятельная работа. | |
Повторение (10 часов). | ||
18.04 | Повторение по теме «Аксиомы планиметрии». | |
20.04 | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые». | |
25.04 | Повторение по теме «Нахождение площадей многоугольников». | |
27.04 | Повторение по теме «Нахождение площадей многоугольников». | |
4.05 | Повторение по теме «Решение геометрических задач с практическим содержанием». | |
11.05 | Итоговая контрольная работа | |
16.05 | Решение задач с практическим содержанием | |
18.05 | Решение задач с практическим содержанием | |
23.05 | Решение задач с практическим содержанием | |
25.05 | Итоговое занятие | |
Проведено: К/Р- 2 ; С/Р - 1 |
Проведено за год: К/Р- 5 ; С/Р - 8
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Тема урока |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 5 (утверждена приказом директора от 30.08.2021г. №207);
- Учебный план МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 30.08.2021г. №207);
- Годовой календарный график МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 30.08.2021 г. №207);
- Примерная программа по геометрии. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2020 г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева.
Состав УМК:
- Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. Пособие для общ. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков – М. Просвещение, 2020 г.
- Тематические тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Т.М. Мищенко. – М.: Просвещение 2020г.
- Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение – 2020г.
- Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: уч. пособие для общ. учреждений/М.А.Иченская – М. Просвещение 2019 г.
- Задачи по геометрии. 7-11 кл.уч. пособие для общ.учреждений/Б.Г.Зив, В.М. Мейлер – М. Просвещение -2019 г.
Целью изучения предмета «Геометрия» в 7 классе является:
1. В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальнойчестности и объективности, способностик преодолению мыслительных стереотипов,вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способностьпринимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
•развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной
жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Основными задачами обучения предмету «Геометрия» в 7 классе являются:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
• отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
• расширение знаний учащихся о треугольниках.
На обучение предмету «Геометрия» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). В связи с тем, что государственные праздники 8 марта, в 7 «Б» классе, а в 7 «В» 23 февраля приходятся на учебные дни, в соответствии со школьным расписанием , фактически будет проведено в 7 «Б» классе 67 уроков, в 7 «В» классе 67 уроков и программа будет выполнена в полном объёме за счет уплотнения материала из раздела «Повторение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
у обучающихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные
обучающиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные :
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные :
обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные результаты:
I. Начальные геометрические сведения.
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
II. Треугольники.
Обучающийся научится:
1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования,
понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников; 4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами
графической культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов,
записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать
необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
4) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить еѐ защиту.
III. Параллельные прямые.
Обучающийся научится:
1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
5) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов,
полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
2) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Обучающийся научится:
1) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования,
понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
4) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других; различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
5) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика основных содержательных линий, тем |
1 | Начальные геометрические сведения (10 часов) | Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. |
2 | Треугольники (17 часов) | Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых. |
3 | Параллельные прямые (13 часов) | Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам. |
5 | Итоговое повторение. Решение задач (9 часов) |
Основные виды и формы деятельности
Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа, индивидуальная , коллективная, парная, теоретический опрос, тестовые, самостоятельные и контрольные работы, проблемные и практические задания, задачи по готовым чертежам.
Календарно-тематическое планирование (7б класс)
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы урока |
Начальные геометрические сведения (10 часов). | ||
1 | 3.09 | Прямая и отрезок |
2 | 7.09 | Луч и угол |
3 | 10.09 | Сравнение отрезков и углов |
4 | 14.09 | Измерение отрезков |
5 | 17.09 | Измерение углов |
6 | 21.09 | Измерение углов. |
7 | 24.09 | Самостоятельная работа по теме «Измерение углов». Смежные и вертикальные углы |
8 | 28.09 | Перпендикулярные прямые |
9 | 1.10 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» |
10 | 5.10 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения». |
Треугольники (17 часов). | ||
11 | 8.10 | Треугольник |
12 | 12.10 | Первый признак равенства треугольников. |
13 | 15.10 | Первый признак равенства треугольников.Самостоятельная работа. |
14 | 19.10 | Перпендикуляр к прямой |
15 | 22.10 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
16 | 26.10 | Свойства равнобедренного треугольника |
Проведено: К/Р-1; С/Р-2 | ||
17 | 9.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников |
18 | 12.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников. |
19 | 16.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников |
20 | 19.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников Самостоятельная работа |
21 | 23.11 | Окружность |
22 | 26.11 | Построения циркулем и линейкой |
23 | 30.11 | Задачи на построение |
24 | 3.12 | Задачи на построение |
25 | 7.12 | Решение задач по теме: «Треугольники». |
26 | 10.12 | Решение задач по теме: «Треугольники» Самостоятельная работа |
27 | 14.12 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники». |
Параллельные прямые (13 часов). | ||
28 | 17.12 | Параллельные прямые |
29 | 21.12 | Признаки параллельности двух прямых |
30 | 24.12 | Признаки параллельности двух прямых. Самостоятельная работа |
31 | 28.12 | Признаки параллельности двух прямых. |
Проведено: К/Р-1; С/Р-3 | ||
32 | 11.01 | Аксиома параллельных прямых |
33 | 14.01 | Аксиома параллельных прямых |
34 | 18.01 | Аксиома параллельных прямых |
35 | 21.01 | Аксиома параллельных прямых |
36 | 25.01 | Аксиома параллельных прямых. Самостоятельная работа |
37 | 28.01 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
38 | 1.02 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». Самостоятельная работа |
39 | 4.02 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
40 | 8.02 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые». |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов). | ||
41 | 11.02 | Сумма углов треугольника |
42 | 15.02 | Сумма углов треугольника |
43 | 18.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника |
44 | 22.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Самостоятельная работа |
45 | 25.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника |
46 | 1.03 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». |
47 | 4.03 | Прямоугольные треугольники |
48 | 11.03 | Прямоугольные треугольники. Самостоятельная работа |
49 | 15.03 | Прямоугольные треугольники |
50 | 18.03 | Прямоугольные треугольники. |
Проведено: К/Р-2; С/Р-4 | ||
51 | 29.03 | Построение треугольника по трем элементам |
52 | 1.04 | Построение треугольника по трем элементам |
53 | 5.04 | Построение треугольника по трем элементам |
54 | 8.04 | Построение треугольника по трем элементам. |
55 | 12.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
56 | 15.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». Тестовая работа |
57 | 19.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
58 | 22.04 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». |
Итоговое повторение. Решение задач (9 часов). | ||
59 | 26.04 | Повторение. Треугольники |
60 | 29.04 | Повторение. Треугольники. Тестовая работа |
61 | 3.05 | Повторение. Параллельные прямые |
62 | 6.05 | Повторение. Параллельные прямые |
63 | 10.05 | Повторение. Параллельные прямые. Тестовая работа |
64 | 13.05 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
65 | 17.05 | Повторение. Задачи на построение. |
66 | 20.05 | Повторение. Задачи на построение. |
67 | 24.05 | Обобщение и систематизация знаний |
Проведено: К/Р-1; Т/Р-3 |
Проведено за год: К/Р-5; С/Р-9; Т/Р-3
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Тема урока |
Календарно-тематическое планирование (7в класс)
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы урока |
Начальные геометрические сведения (10 часов). | ||
1 | 1.09 | Прямая и отрезок |
2 | 6.09 | Луч и угол |
3 | 8.09 | Сравнение отрезков и углов |
4 | 13.09 | Измерение отрезков |
5 | 15.09 | Измерение углов |
6 | 20.09 | Измерение углов. |
7 | 22.09 | Самостоятельная работа по теме «Измерение углов». Смежные и вертикальные углы |
8 | 27.09 | Перпендикулярные прямые |
9 | 29.09 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» |
10 | 4.10 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения». |
Треугольники (17 часов). | ||
11 | 6.10 | Треугольник |
12 | 11.10 | Первый признак равенства треугольников. |
13 | 13.10 | Первый признак равенства треугольников. Самостоятельная работа. |
14 | 18.10 | Перпендикуляр к прямой |
15 | 20.10 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
16 | 25.10 | Свойства равнобедренного треугольника |
17 | 27.10 | Второй и третий признаки равенства треугольников |
Проведено: К/Р-1; С/Р-2 | ||
18 | 8.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников. |
19 | 10.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников |
20 | 15.11 | Второй и третий признаки равенства треугольников Самостоятельная работа |
21 | 17.11 | Окружность |
22 | 22.11 | Построения циркулем и линейкой |
23 | 24.11 | Задачи на построение |
24 | 29.11 | Задачи на построение |
25 | 1.12 | Решение задач по теме: «Треугольники». |
26 | 6.12 | Решение задач по теме: «Треугольники» Самостоятельная работа |
27 | 8.12 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники». |
Параллельные прямые (13 часов). | ||
28 | 13.12 | Параллельные прямые |
29 | 15.12 | Признаки параллельности двух прямых |
30 | 20.12 | Признаки параллельности двух прямых. Самостоятельная работа |
31 | 22.12 | Признаки параллельности двух прямых. |
32 | 27.12 | Аксиома параллельных прямых |
Проведено: К/Р-1; С/Р-3 | ||
33 | 10.01 | Аксиома параллельных прямых |
34 | 12.01 | Аксиома параллельных прямых |
35 | 17.01 | Аксиома параллельных прямых |
36 | 19.01 | Аксиома параллельных прямых. Самостоятельная работа |
37 | 24.01 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
38 | 26.01 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». Самостоятельная работа |
39 | 31.01 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
40 | 2.02 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые». |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов). | ||
41 | 7.02 | Сумма углов треугольника |
42 | 9.02 | Сумма углов треугольника |
43 | 14.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника |
44 | 16.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Самостоятельная работа |
45 | 21.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника |
46 | 28.02 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». |
47 | 2.03 | Прямоугольные треугольники |
48 | 7.03 | Прямоугольные треугольники. Самостоятельная работа |
49 | 9.03 | Прямоугольные треугольники |
50 | 14.03 | Прямоугольные треугольники. |
51 | 16.03 | Построение треугольника по трем элементам |
Проведено: К/Р-2; С/Р-4 | ||
52 | 28.03 | Построение треугольника по трем элементам |
53 | 30.03 | Построение треугольника по трем элементам |
54 | 4.04 | Построение треугольника по трем элементам. |
55 | 6.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
56 | 11.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». Тестовая работа |
57 | 13.04 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
58 | 18.04 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». |
Итоговое повторение. Решение задач (9 часов). | ||
59 | 20.04 | Повторение. Треугольники |
60 | 25.04 | Повторение. Треугольники. Тестовая работа |
61 | 27.04 | Повторение. Параллельные прямые |
62 | 4.05 | Повторение. Параллельные прямые |
63 | 11.05 | Повторение. Параллельные прямые. Тестовая работа |
64 | 16.05 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
65 | 18.05 | Повторение. Задачи на построение. |
66 | 23.05 | Повторение. Задачи на построение. |
67 | 25.05 | Обобщение и систематизация знаний |
Проведено: К/Р-1; Т/Р-3 |
Проведено за год: К/Р-5; С/Р-9; Т/Р-3
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Тема урока |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
2. Образовательная программа МБОУ СОШ № 5 (утверждена приказом директора от 30.08.2021 г. № 207);
3. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 30.08.2021 г. № 207);
4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 30.08.2021 г. № 207);
5. Примерная программа по учебному предмету (авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Состав УМК:
- Математика. 6 класс. Учебник. ФГОС, 2019 г. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
- Математика. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС, 2019 г. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
- Математика. 6 класс. Дидактические материалы. ФГОС, 2019 г. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М.
- Математика. 5-11 классы. Программы. ФГОС, 2019 г. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой по предмету нет.
Одной из основных целей изучения математики в 6 классе является:
развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Основными задачами обучения математике в 6 классе являются:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно–познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
На обучение предмету «Математика» отводится 170 часов в год (5 часов в неделю). В связи с тем, что уроки математики в 6 «а» классе выпадают на государственные праздничные и выходные дни 23 февраля, 2 мая, 9 мая и в соответствии со школьным расписанием они проводятся в эти дни, то фактически будет проведено 167 уроков. Программа будет выполнена в полном объеме за счет уплотнения материала из раздела « Повторение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4)умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
6) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
7)умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные результаты:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
«Арифметика»
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
«Числовые и буквенные выражения. Уравнения»
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность научиться:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность научиться:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
«Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»
По окончании изучения курса учащийся научится:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность научиться:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика основных содержательных линий |
1 | «Арифметика» | Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. |
2 | «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» | Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений. |
3 | «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» | Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление. |
4 | «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» | Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. |
5 | «Математика в историческом развитии» | Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. |
Содержание учебного предмета
Основные виды и формы деятельности по математике в 6 классе:
Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа, индивидуальная, коллективная, парная, теоретический опрос, тестовые, самостоятельные и контрольные работы, проблемные и практические задания.
Календарно- тематическое планирование (6а класс)
№ п/п | Название темы урока | Дата проведения урока | |
Повторение курса математики за 5 класс (5ч) | |||
1 | Арифметические действия с десятичными дробями. Повторение. | 1.09 | |
2 | Арифметические действия с десятичными дробями. Повторение. | 2.09 | |
3 | Решение уравнений. Повторение. | 3.09 | |
4 | Проценты. Нахождение процентов от числа. Повторение. | 3.09 | |
5 | Проценты. Нахождение числа по его процентам. Повторение. | 6.09 | |
Делимость натуральных чисел (17 ч) | |||
6 | Делители и кратные. | 8.09 | |
7 | Делители и кратные. | 9.09 | |
8 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | 10.09 | |
9 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | 10.09 | |
10 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Самостоятельная работа. | 13.09 | |
11 | Признаки делимости на 9, на 3. | 15.09 | |
12 | Признаки делимости на 9, на 3. | 16.09 | |
13 | Признаки делимости на 9, на 3. Самостоятельная работа. | 17.09 | |
14 | Простые и составные числа. | 17.09 | |
15 | Наибольший общий делитель. | 20.09 | |
16 | Наибольший общий делитель. | 22.09 | |
17 | Наибольший общий делитель. Самостоятельная работа. | 23.09 | |
18 | Наименьшее общее кратное. | 24.09 | |
19 | Наименьшее общее кратное. | 24.09 | |
20 | Наименьшее общее кратное. Самостоятельная работа. | 27.09 | |
21 | Повторение и систематизация учебного материала. | 29.09 | |
22 | Контрольная работа №1 по теме «НОД и НОК чисел» | 30.09 | |
Обыкновенные дроби (39 ч) | |||
23 | Основное свойство дроби. | 1.10 | |
24 | Основное свойство дроби. | 1.10 | |
25 | Сокращение дробей. | 4.10 | |
26 | Сокращение дробей. | 6.10 | |
27 | Сокращение дробей. Самостоятельная работа. | 7.10 | |
28 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. | 8.10 | |
29 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. | 8.10 | |
30 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Самостоятельная работа. | 11.10 | |
31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 13.10 | |
32 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 14.10 | |
33 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 15.10 | |
34 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа. | 15.10 | |
35 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 18.10 | |
36 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 20.10 | |
37 | Контрольная работа №2 по теме по теме «Сокращение, сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 21.10 | |
38 | Умножение дробей. | 22.10 | |
39 | Умножение дробей. | 22.10 | |
40 | Умножение дробей. | 25.10 | |
41 | Умножение дробей. Самостоятельная работа. | 27.10 | |
Проведено : К/Р -2; С/Р-8 | |||
42 | Умножение дробей. | 8.11 | |
43 | Нахождение дроби от числа. | 10.11 | |
44 | Нахождение дроби от числа. | 11.11 | |
45 | Нахождение дроби от числа. | 12.11 | |
46 | Контрольная работа №3 по теме «Умножение обыкновенных дробей» | 12.11 | |
47 | Взаимно обратные числа. | 15.11 | |
48 | Деление дробей. | 17.11 | |
49 | Деление дробей. | 18.11 | |
50 | Деление дробей. | 19.11 | |
51 | Деление дробей. Самостоятельная работа. | 19.11 | |
52 | Деление дробей. | 22.11 | |
53 | Нахождение числа по заданному значению его дроби. | 24.11 | |
54 | Нахождение числа по заданному значению его дроби. | 25.11 | |
55 | Нахождение числа по заданному значению его дроби. Самостоятельная работа. | 26.11 | |
56 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. | 26.11 | |
57 | Бесконечные периодические десятичные дроби. | 29.11 | |
58 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 1.12 | |
59 | Десятичное приближение обыкновенной дроби. | 2.12 | |
60 | Повторение и систематизация учебного материала. | 3.12 | |
61 | Контрольная работа №4 по теме «Нахождение числа по заданному значению его дроби» | 3.12 | |
Отношения и пропорции (27 ч) | |||
62 | Отношения. | 6.12 | |
63 | Отношения. | 8.12 | |
64 | Пропорции. | 9.12 | |
65 | Пропорции. | 10.12 | |
66 | Пропорции. Самостоятельная работа. | 10.12 | |
67 | Пропорции. | 13.12 | |
68 | Процентное отношение двух чисел. | 15.12 | |
69 | Процентное отношение двух чисел. | 16.12 | |
70 | Процентное отношение двух чисел. Самостоятельная работа. | 17.12 | |
71 | Процентное отношение двух чисел. | 17.12 | |
72 | Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции» | 20.12 | |
73 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | 22.12 | |
74 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | 23.12 | |
75 | Деление числа в данном отношении. | 24.12 | |
76 | Деление числа в данном отношении. Самостоятельная работа. | 24.12 | |
77 | Окружность и круг. | 27.12 | |
Проведено : К/Р -3; С/Р - 5 | |||
78 | Окружность и круг. | 10.01 | |
79 | Длина окружности. Площадь круга. | 12.01 | |
80 | Длина окружности. Площадь круга. Самостоятельная работа. | 13.01 | |
81 | Длина окружности. Площадь круга. | 14.01 | |
82 | Цилиндр, конус, шар. | 14.01 | |
83 | Диаграммы. | 17.01 | |
84 | Диаграммы. | 19.01 | |
85 | Случайные события. Вероятность случайного события. | 20.01 | |
86 | Случайные события. Вероятность случайного события. | 21.01 | |
87 | Контрольная работа №6 по теме «Окружность и круг» | 21.01 | |
88 | Анализ контрольной работы. | 24.01 | |
Рациональные числа и действия над ними (70 ч) | |||
89 | Положительные и отрицательные числа. | 26.01 | |
90 | Положительные и отрицательные числа. | 27.01 | |
91 | Координатная прямая. | 28.01 | |
92 | Координатная прямая. | 28.01 | |
93 | Координатная прямая. Самостоятельная работа. | 31.01 | |
94 | Целые числа. Рациональные числа. | 2.02 | |
95 | Целые числа. Рациональные числа. | 3.02 | |
96 | Модуль числа. | 4.02 | |
97 | Модуль числа. | 4.02 | |
98 | Модуль числа. Самостоятельная работа. | 7.02 | |
99 | Сравнение чисел. | 9.02 | |
100 | Сравнение чисел. | 10.02 | |
101 | Сравнение чисел. | 11.02 | |
102 | Контрольная работа №7 по теме «Модуль числа. Сравнение рациональных чисел» | 11.02 | |
103 | Анализ контрольной работы. | 14.02 | |
104 | Сложение рациональных чисел. | 16.02 | |
105 | Сложение рациональных чисел. | 17.02 | |
106 | Сложение рациональных чисел. | 18.02 | |
107 | Свойства сложения рациональных чисел. | 18.02 | |
108 | Свойства сложения рациональных чисел. Самостоятельная работа. | 21.02 | |
109 | Свойства сложения рациональных чисел. | 24.02 | |
110 | Вычитание рациональных чисел. | 25.02 | |
111 | Вычитание рациональных чисел. | 25.02 | |
112 | Вычитание рациональных чисел. Самостоятельная работа. | 28.02 | |
113 | Вычитание рациональных чисел. | 2.03 | |
114 | Контрольная работа№ 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 3.03 | |
115 | Анализ контрольной работы. | 4.03 | |
116 | Умножение рациональных чисел. | 4.03 | |
117 | Умножение рациональных чисел. | 7.03 | |
118 | Умножение рациональных чисел. Самостоятельная работа. | 9.03 | |
119 | Умножение рациональных чисел. | 10.03 | |
120 | Переместительное и сочетательное свойство свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 11.03 | |
121 | Переместительное и сочетательное свойство свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 11.03 | |
122 | Переместительное и сочетательное свойство свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент .Самостоятельная работа. | 14.03 | |
123 | Распределительное свойство умножения. | 16.03 | |
124 | Распределительное свойство умножения. | 17.03 | |
125 | Распределительное свойство умножения. Самостоятельная работа. | 18.03 | |
126 | Распределительное свойство умножения. | 18.03 | |
Проведено: К/Р-3; С/Р - 8 | |||
127 | Распределительное свойство умножения. | 28.03 | |
128 | Деление рациональных чисел. | 30.03 | |
129 | Деление рациональных чисел. | 31.03 | |
130 | Деление рациональных чисел. | 1.04 | |
131 | Деление рациональных чисел. | 1.04 | |
132 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | 4.04 | |
133 | Решение уравнений. | 6.04 | |
134 | Решение уравнений. | 7.04 | |
135 | Решение уравнений. Самостоятельная работа. | 8.04 | |
136 | Решение уравнений. | 8.04 | |
137 | Решение задач с помощью уравнений. | 11.04 | |
138 | Решение задач с помощью уравнений. | 13.04 | |
139 | Решение задач с помощью уравнений. | 14.04 | |
140 | Решение задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа. | 15.04 | |
141 | Решение задач с помощью уравнений. | 15.04 | |
142 | Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений» | 18.04 | |
143 | Анализ контрольной работы. | 20.04 | |
144 | Перпендикулярные прямые. | 21.04 | |
145 | Перпендикулярные прямые. | 22.04 | |
146 | Перпендикулярные прямые. | 22.04 | |
147 | Осевая и центральная симметрии. | 25.04 | |
148 | Осевая и центральная симметрии. | 27.04 | |
149 | Осевая и центральная симметрии. Самостоятельная работа. | 28.04 | |
150 | Параллельные прямые. | 29.04 | |
151 | Параллельные прямые. | 29.04 | |
152 | Координатная плоскость. | 4.05 | |
153 | Координатная плоскость. | 5.05 | |
154 | Координатная плоскость. Самостоятельная работа. | 6.05 | |
155 | Графики. | 6.05 | |
156 | Графики. | 11.05 | |
157 | Повторение и систематизация учебного материала. | 12.05 | |
158 | Контрольная работа № 11 по теме «Координатная плоскость» | 13.05 | |
Итоговое повторение курса математики 5-6 классов (9ч) | |||
159 | Признаки делимости. | 13.05 | |
160 | НОД и НОК чисел. | 16.05 | |
161 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 18.05 | |
162 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 19.05 | |
163 | Арифметические действия с десятичными дробями. Самостоятельная работа. | 20.05 | |
164 | Отношения и пропорции. | 20.05 | |
165 | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел. | 23.05 | |
166 | Итоговое занятие. | 25.05 | |
Проведено:К/Р- 3 ; С/Р-5 | |||
Всего: К/Р- 11; С/Р-26 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Тема урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике, алгебре и геометрии в 5-7 классах
Рабочие программы по математике в 5-6 классах по учебнику Виленкин Н.Я.и др. ,разработанные на 170 часов; по алгебре( 102 часа) и геометрии(68 часов) в 7 классе по учебникам: Макарычев Ю.Н...
Рабочая программа по предмету «Алгебра» (8 класс) ( по программе Ю. Н. Макарычева)
Рабочая программа по предмету "Алгебра", 8 класс( по программе Ю.Н. Макарычева). ;4 часа в неделю.Поурочное планирование....
Рабочая программа учебного предмета алгебра УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»
Рабочая программа учебного предмета УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)
Данная рабочая программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...
Рабочая программа по предмету «Алгебра» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО
Предмет «Алгебра» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана на изучение алгебры в 7-9 классах отводит 3 учебных часа в неде...
Рабочая программа по предмету «Алгебра» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО
Предмет «Алгебра» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана на изучение алгебры в 7-9 классах отводит 3 учебных часа в неде...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...