Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Белогуб Светлана Александровна

Тема урока   Прямоугольник

Тип урока     Урок изучения нового материала.

Цели      Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами  прямоугольник  и  квадрат,  ввести  понятия  соседние  и  противолежащие  стороны  прямоугольника,  периметр  прямоугольника и квадрата.

Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения, вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_5_klass._pryamougolnik.docx865.03 КБ

Предварительный просмотр:

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

Тема урока   Прямоугольник

Тип урока     Урок изучения нового материала.

Цели      Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами  прямоугольник  и  квадрат,  ввести  понятия  соседние  и  противолежащие  стороны  прямоугольника,  периметр  прямоугольника и квадрата.

Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения, вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Ход урока

1. Организационный этап.  

- Ребята, здравствуйте, мы начинаем новый урок.

-Посмотрите все ль в порядке?

- Ручки, книжка и тетрадка.

- Прозвенел уже звонок.

- Начинается урок.

Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку и пожелаем удачной работы. Ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Итак, в добрый путь.

2.Мотивация учебной деятельности.

https://cloud.prezentacii.org/19/02/122069/images/screen6.jpg

-Ребята, вы наверно догадываетесь, о  чем сегодня мы будем говорить? Но пока свои догадки держите в своей голове, ничего говорить не надо.

3.Актуализация знаний.

Устный опрос. 

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

- Давайте немного посчитаем устно:

  1. Во сколько раз 200 меньше 600? (3)
  2. Каждая сторона треугольника равна 12 см. Как называют такой треугольник? Чему равен его периметр? (Равносторонний, 36 см)
  3. Может ли сумма равняться одному из слагаемых? (да)
  4. Может ли делитель равняться 0? (нет)
  5. Какой треугольник называют прямоугольным? Тупоугольным? Остроугольным?

3. Изучение  нового материала. (Работа в парах)

Посмотрите на экран. Подумайте, как одним словом можно назвать эти фигуры (Многоугольники). А почему их так называют? (много углов)

https://gigabaza.ru/images/47/92741/m464ce008.gif

А сейчас я загадаю вам загадку,  и вы узнаете, о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке, и назовете тему нашего урока. 

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).

– Вам знакома эта фигура? (прямоугольник)

Тема урока (записать в тетрадь): Прямоугольник.

Вы уже знакомы с этой фигурой. Но всё ли вы помните, мы сейчас проверим.

1. Работа с текстом.

а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике)

Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте значками из таблицы по тексту то, что вам уже известно, что вы забыли,  в чем вы сомневаетесь и что хотели бы узнать. Обсудите это с соседом по парте.

  1. Прямоугольник – это  четырехугольник,  у которого все углы являются прямыми.
  2. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются  большими  латинскими буквами.  По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать  разными способами:   АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.

http://wiki.tgl.net.ru/images/9/9e/%D0%A09.JPG

    3) У прямоугольника четыре стороны. Среди них,  есть соседние, а есть противолежащие.

  1. Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.

               5)Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.    

  Р = 2 · (а+в), где а и в длины  сторон прямоугольника.

               6)Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом

               7)Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а

Это я знаю

+

   это для меня новое

--

  сомневаюсь в этом, забыл

?

  хотелось бы узнать

 б) Работа с учебником

Давайте попробуем найти ответы на интересующие нас вопросы. Заполните пропуски, используя текст учебника  на стр.95-96.

- Ребята, назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника и квадрата. Зачем нам их изучать, где они нам пригодятся?

4. Закрепление нового материала.

1)  №359

Постройте:

  1. прямоугольник, соседние стороны которого равны 4 см и 2 см;
  2. квадрат со стороной 3 см.

5. Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,
       Будто к солнышку цветок. 
(потягивание, руки вверх)
       Мы попрыгаем немного.
 (прыжки на месте)
       И пройдемся по дороге.
 (ходьба на месте)
       За столы садимся дружно – 
       -Нам теперь учиться нужно.

2)Работа с использованием формул по данным таблицы 

        Пользуясь текстом учебника стр.96 (формула периметра прямоугольника) , заполните таблицу, поменяйтесь с вашим соседом, оцените друг друга (5-всё верно, 4-верно 4 строки, 3-верно 3 строки).

а

в

Р

2 см

7 см

20 см

3 см

20 см

Квадрат

40 дм

а

в

Р

2 см

7 см

28см

20м

20 см

240см

3 см

7см

20 см

Квадрат

10дм

40 дм

Ребята, всё ли вы могли сразу посчитать в этой таблице? (в 3 строке разные единицы измерения). К какому выводу вы пришли?

  • Длина и ширина должна быть выражена в одинаковых единицах измерения.
  • Если длина и ширина фигуры выражены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах.

Практическая задача (устно)

Боксёрский ринг – это площадка квадратной формы со стороной 6 м. Ринг огорожен тройным канатом. Сколько метров каната нужно для одного ринга?(72 м)

http://festival.1september.ru/articles/314056/image1217.gif

7.Рефлексия:

 – О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что нужно знать, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?

– Что на уроке было самым сложным, простым?

Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Можете назвать где? Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме. 

- Проверим, как вы поняли новый материал.

Обоснуйте, используя текст учебника стр. 95-96, какие утверждения верные, какие неверные, а какие неточные?

Прямоугольник – это четырёхугольник, в  котором есть прямой угол.

Соседние стороны прямоугольника называются длина и ширина.

Периметр – это произведение сторон прямоугольника.

Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.

    А теперь поделитесь со мной своими впечатлениями об уроке.

 Если урок был интересен, вы узнали что-то новое, полезное, то поднимите две руки. Если на уроке было скучно, ничего нового и полезного вы не узнали, то поднимите одну руку.

  1. Запись домашнего задания.

§15, стр.98, вопросы 1-5, №360, 362, 366.

9. Оценивание. Выставление оценок.

Кто работал лучше всех?

Учитель: 

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс Мерзляк

Технологическая карта урока по теме: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс. по учебнику Мерзляк...

Презентация по математике для 5 класса "прямоугольник. Ось симметрии"

Презентация содержин определения и свойства данных объектов...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)...

Презентация к року на тему "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры"

К учебнику по математике 5 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.Параграф 15...

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

Презентация составлена для изучения темы по математике по учебнику А.Г. Мерзляка...

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры...