Формирование социальной адаптации и социализации учащихся с ОВЗ на уроках математики
статья по математике
Математическое образованиеучащихся с ОВЗимеет ряд особенносте. Прежде всего оно ориентировано на социализацию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_zhiznennoy_prakticheskoy_napravlennosti_matematiki.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной адаптации
и социализации у обучающихся c ОВЗ
на уроках математики
посредством задач практической направленности
Практическая ориентация школьного курса математики на решение
повседневных бытовых проблем учащихся с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата заложена в ФГОС (см. Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ). Там же изложены требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни».
Каждый учитель сталкивался с недостаточностью разработок дидактического материала по прикладным задачам, продиктованным жизнь, что влияет на уровень обученности практического применения математических задач.
Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализацию и социализацию учащегося, на адаптацию его к окружающей действительности вообще. Как правило, данной категории учащихся математика даётся трудно. Психологами установлена закономерность. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже все сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему возникает потребность в тех задачах, с которыми подросток может столкнуться в реальной жизни, причем сюжет этих задач должен быть доступен пониманию и применен к ситуации, которая могла бы произойти уже на данном этапе жизненного пути. А задачи с ориентацией на будущую взрослую жизнь призваны вызвать интерес и повысить мотивацию к изучению математики.
Вот почему существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса алгебры и геометрии. Случается, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. А понимание и умение производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.
Сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, показав широту применения математики в реальной жизни, можно уже в пятом-шестом классах при изучении действий с натуральными числами и дробями. В эти же годы можно привить учащимся и основы экономической грамотности, научить решать основные задачи на проценты, необходимые в повсеместном обиходе.
В курсе геометрии необходимо сформировать представление о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических величин, научить производить прикидку и оценку результатов вычислений; научить оценивать величины и находить их приближенные значения.
Наряду с образовательными задачами включение на уроках реальных задач решает коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Это развитие логического мышления, долговременной памяти, макро и микро ориентировку в пространстве. А также помогает развивать творчество, фантазию и эстетический вкус при выполнении заданий и проекта, воспитывать самостоятельность, аккуратность и ответственность.
При этом учитываются специфические возможности учащихся, связанные с различными ограничениями в состоянии их здоровья: дозируемая нагрузка заданий в урочное и внеурочное время в соответствии с возможностями ученика; проведение физкультпауз для снятия мышечного напряжения, зрительного утомления, дыхательной гимнастики для улучшения кислородного обмена; использование при необходимости специфического оборудования
Материал рассчитан на учащихся среднего звена. Физиологические исследования показывают, что подростки оперируют представлениями, образами на стадии наглядно-образного мышления. Хотя они в этот период и переходят на стадию словесно-логического мышления. Поэтому целесообразно мотивировать их на изучение данного материала, применяя в частности компьютерные технологии, а именно презентации.
Процесс обучения носит индивидуальный характер, что позволяет каждому ученику осваивать материал в нужном для него темпе и варьируемом объеме.
В индивидуально-тематическом планировании заложены требования ФГОС по учёту личностных индивидуальных особенностей обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. это позволяет подготовиться к государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе где существенно сместился акцент: выполнение заданий требует использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Задачи из повседневной жизни можно включать в соответствующие изучаемые темы, а также отдельным курсом дополнительного образования в 8-9 х классах.
Данный курс рассчитан на 34 урока по различным темам, касающимся задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни.
В результате изучения материала ученик должен уметь:
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, двузначных на однозначное, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• сочетать устные и письменные приёмы, использовать калькулятор;
• округлять целые числа и десятичные дроби;
• пользоваться основными метрическими единицами;
• оценивать и сравнивать результаты вычислений;
• знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты
• изображать геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг) и находить их площади, находить площади нестандартных фигур;
• изображать фигуры в масштабе;
• выполнять презентации в программе NeoOffice
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы и тематическое планирование:
Тема 1. Введение в курс (1 час)
Цели и задачи курса. Демонстрация его актуальности
Тема 2. Бытовые задачи, связанные с экономикой семьи (8ч)
Показ широты применения математических расчётов в семье. Доходы и расходы денежных средств. Работа, зарплата. Бюджет семьи. Статьи расходов. Оплата ЖКХ и счётчики учёта. Тарифы. Штрафы. Пени. Ориентирование в тарифах телефонной связи и интернета.
Тема 3. Задачи, связанные с покупками (8 ч)
Проценты в современной жизни. Распродажа. Скидки. Наценки. Анализ цен. Количество. Стоимость. Ориентация в торговых центрах и магазинах. Покупка продуктов и лекарств.
Тема 4. Задачи, связанные с банковскими услугами (6 ч)
Вклады и проценты, срок вклада, сумма вклада.
Банковские операции, связанные с использованием пластиковых карт. Кредитование населения. Ссуды в различных банках.
Тема 5. Задачи, связанные с ремонтом и строительством (7 ч)
Масштаб. Построение плана проектируемого объекта в масштабе. Периметр. Определение площади фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг). Нестандартные фигуры и нахождение их площади делением на несколько простых фигур. Расчёт и приобретение строительных материалов и средств ремонта. Экономия средств.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Выполнение итогового проекта по выбору учащегося (3 ч)
Оценка результатов обучения по программе
В процессе обучения применяются следующие системы оценки достижений учащихся:
Портфолио – для оценки усвоения материала по соответствующим разделам курса. Портфолио включает все письменные работы, все комментарии учителя к письменным работам, что позволяет проследить динамику работы каждого учащегося; творческие работы и презентации.
Условия реализации программы
Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер MacBook, выход в Интернет, сканер, принтер.
Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.
Минимальное программное обеспечение:
• сетевые учебные материалы, размещённые в образовательной среде Moodle Нижегородского Ресурсного центра дистанционного обучения детей;
• программа Skype, позволяющая вести общение между педагогом и учеником;
• NeoOffice.
Стартовый уровень технических умений учащихся:
• умение работать с любым из браузеров и поисковыми системами;
• умение работать в Skype;
• умение работать в образовательной среде Moodle;
• умение использовать компьютер, сканер, принтер.
Литература:
1)Колягин Ю.М., Пикан В.В. О прикладной и практической направленности обучения математике// Математика в школе. – 1985 - No6.
2)Фоминых, Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.
3)Тихонов А.Н. , Костюмаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. – М.: Наука, 1974.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математики. М.: Просвещение, 1980.
4)И.М.Смирнов, В.А.Смирнова « Геометрические задачи с практическим содержанием» М.: МЦНМО, 2010
6) https://infourok.ru/sbornik-matematicheskih-zadach-s-prakticheskim-soderzhaniem-1662374.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Адаптация и социализация учащихся из Армении на уроках истории и обществознания»
Проект «Адаптация и социализация учащихся из Армении на уроках истории и обществознания»...
Проект «Адаптация и социализация учащихся из Армении на уроках истории и обществознания»
Проект «Адаптация и социализация учащихся из Армении на уроках истории и обществознания»...
Статья "Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики"
Статья содержит материал, каторый показывает как учащиеся учатся учиться и готовятся вступить во взрослую жизнь на уроках математики....
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Социальная адаптация и социализация детей с ОВЗ в ОУ
презентация об адаптацияя и социализции детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы МБОУ СОШ №43)...
Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...
«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...