Математика 5 класс .Открытый урок перед коллегами на курсах повышения квалификации
методическая разработка по математике (5 класс)
Каждый учитель рад поделиться со своим опытом перед коллегами .Услышать их мнение о твоем приеме подачи материала учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 248.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие обыкновенной дроби
Открытый урок : Акбаевой Софии Асланбековны
Предмет: Математика
Класс: 5
Учебник:: 5 класс.Дорофеев и Петерсон . Математика
Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.
Задачи урока:
Образовательные: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби. Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.
Развивающие: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательные:
Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.
Ресурсы:
- Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);
- Презентация «Доли. Обыкновенные дроби».
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование урока:
-проектор;
-экран;
-ноутбук;
- сигнальные круги;
- цветные карандаши;
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Светлана Сергеевна, Сегодня урок математики у вас проведу я.
- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке:
33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ?
- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?
- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм)
- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)
- Значит, что такое доли? (Каждая из равных частей единицы, часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)
- Молодцы!
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)
- . А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)
- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)
- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?
- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:
- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.
«Дроби».
4.Этап постановки темы урока и учебной цели.
- Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока: «Обыкновенные дроби».
- Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи?
- Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби
5.Этап открытия новых знаний
- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.
- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока.
- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут: .
- Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них.
- Как называют число, записанное над чертой?
- Как называют число, записанное под чертой?
Записать дробь 5/8, указать где числитель, а где знаменатель.
- Что показывает знаменатель?
- Что показывает числитель?
- Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем справиться с задачами.
Загадка № 1
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца! О какой сказке идет речь?
Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?
Какую долю получит каждый?
- Долю в математике принято еще называть половиной.
Записать в тетрадь ½ - половина.
- Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)
2) Загадка № 2
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя)
Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?
- Долю в математике принято называть треть. Записать в тетрадь.
Загадка № 3
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки.
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Задача №3Решила лисичка угостить лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика пирогом. На сколько частей нужно разрезать пирог? Какую долю получил каждый из них? (долю )
- Долю в математике принято называть четверть. Записать в тетрадь.
- Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
- Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили
единицу.
- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких.
Записать в тетрадь.
6. Этап первичной проверка понимания
- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.
Слайд
- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби.
- В учебнике на стр. 173 находим номер 674.
Выполнение задания по цепочке.
- Прочитайте дробь, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.
- Откройте учебник на странице 173, решим номер 675 устно по цепочке.
Пример:
- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.
- Перед нами геометрическая фигура, как она называется?
- Прямоугольник разделили на равные части.
- Сколько таких частей? (5)
- Что такое 5? (знаменатель)
- Где нужно записать 5? (под чертой)
- Сколько частей закрасили?
- Что такое 3? (числитель)
- Где нужно записать 3? (над чертой)
- Значит, фигуры закрасили в зелёный цвет.
- Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена.
- Вагон, это какая геометрическая фигура?
- На сколько частей разделен прямоугольник?
- Сколько частей закрашено?
- Какая часть вагона закрашена? (1/4)
Аналогично остальные.
- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. (Физкультинутка)
- У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе, подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.
_- Я думаю, что вы все правильно справились с заданием, но давайте проверим себя? (проверка по слайду)
- Выпишите себе в тетрадь обыкновенные дроби, которые вы подчеркнули в тексте. (проверка по слайду)
«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».
- Прочитайте текст и дробь, которой заменили.
(проверка дробей, прочитать их ¼, 1/3, ½ , ½)
- Молодцы!
- В учебнике на стр. 173 находим номер 676. А чтобы нашим гостям было более понятно я выведу страницу учебника на экран. Прочитайте задание.
- Разбор фигур. Все ли фигуры поделены на равные части?
(читают полученные дроби)
- Дроби можно еще изображать на координатном луче.
- А что же такое координатный луч?
(Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами)
- Перед вами координатный луч, единичный отрезок ОА разделен на 5 равных частей.
- Какую же часть единичного отрезка ОА составляет отрезок ОВ? (2/5)
- Число 2/5 называют координатой точки В и записывают В ().
- Назовите координату точки С. (4/5)
- Молодцы!
- Откройте учебник на стр. 174, №680. (устно)
- Прочитайте условие.
- Сколько всего деревьев?
- Какую часть будет составлять 1 дерево? (1/56)
- Какую часть от 56 будут составлять 23 яблони?
- №681, устно
8. Этап диагностики качества освоения темы
Математический диктант.
-Я сейчас продиктую дроби, а вы запишите их себе в тетрадь.
- 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.
- Посмотрите на слайд, проверьте ваши ответы.
- Выполните задание на карточках из рабочей тетради (цветные карандаши)
-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.
- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
(проверка с слайда)
- Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, обвести в кружочек букву, напротив которого находится правильный ответ.
- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;
Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;
Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.
- Поставьте оценку своему товарищу по парте.
- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.
9. Подведение итогов урока.
- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)
- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?
- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
10. Домашнее задание
§25, с., № 677 (по новой теме), № 716 ( на повторение)
11. Рефлексия
Ребята, перед вами лежат сигнальные круги, подумайте и поднимите тот, который отражает ваше состояние в конце урока:
- Зеленый – урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял;
- Желтый – урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать;
- Красный– не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ открытого урока Васильевой О.В., 5 класс (курсы повышения квалификации МИОО)
Анализ открытого урока сделан в контексте реализации ФГОС....
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...
II.6. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
муниципальный уровень...
3.9 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)
Дата Наименование учреждения и программыТема докладаРезультат26 апреля 2017 ТГУ, Кызылский педагогический колледж. Образовательная программа«Современные технологии обучения иностранным язык...
Открытый урок для слушателей курсов повышения квалификации.
Открытый урок для слушателей курсов повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Мордовский республиканский институт образова...
2.6. Обобщение и распространение педагогического в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
лекции, открытые уроки, мастер-классы...