«Апельсиновые дроби» по теме: «Понятие обыкновенной дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Оксана Николаевна Жихарева

Познакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и знаменатель дроби, понимать, что такое доля, половина, треть и четверть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apelsinovye_drobi.docx85.44 КБ
Файл apelsinovye_drobi.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Название урока: «Апельсиновые дроби» по теме:  «Понятие обыкновенной дроби»

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций / А.Г.Мерзляк , В.Б.Полонский, М.С.Якир; Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2017г.

Технологическая карта

Тема

Понятие обыкновенной дроби

Цель

Познакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и

знаменатель дроби, понимать, что такое доля, половина, треть и четверть.

Задачи

Образовательные: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания. Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.

Формируемые УУД

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, умение объективно оценивать труд одноклассников;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия

обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, черта дроби (дробная черта)

Формы организации

учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: формировать        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Ресурсы

УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций / А.Г.Мерзляк , В.Б.Полонский, М.С.Якир; Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2017г.

2) Интерактивные комплект, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных

результатов

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1

Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель

- Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку?

- Присаживайтесь.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество       с

учителем и сверстниками Регулятивные: организация        своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний учащихся Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Учитель:

- Ребята, давайте решим устные упражнения на повторение.

Учитель показывает детям на интерактивную доску (слайд 1, слайд 2).

Учащиеся устно решают упражнения.

Познавательные: структурирование собственных знаний Коммуникативные: организовывать        и планировать учебное сотрудничество        с учителем

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

оценивание усваиваемого материала

3

Постановка цели и задач урока

Цель: Обеспечение мотивации учения        детьми, принятие ими тему и целей урока.

Учитель:

- Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм.

- Какой фрукт делили

звери?

- Из чего он состоит?

- Для записи долей используется специальная запись.

- А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус:

- Правильно, это дробь.

Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число.

А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня, по-вашему, изучать на уроке?

Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь.

Учитель показывает детям мультфильм (слайд 3) или https://www.youtube.com/watch?v=HzjDTdFRhjA.

(слад 4,5)

C:\Users\1\Desktop\hello_html_m28d21b01.jpg

В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Отгадывают ребус, тем самым знакомятся с новым понятием – дробь.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

4

Этап изучение нового материала

Цель:        введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной        школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли        и обыкновенные дроби.

После просмотра ролика учитель задает детям вопросы

- А какие дольки в

апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли?

(Доли – это равные части)

- Молодцы!

- На сколько частей надо

разделить апельсин, чтобы

все звери получили

поровну? (на восемь)

- Какую часть получит

каждый? (одну восьмую).

- А сколько долек

достанется трём зверям (3

доли), а пяти?

- В математике долю

принято записывать в

виде. 1/8, 3/8, 5/8

-Такая запись числа называется

обыкновенной дробью.

- Для того, чтобы узнать

что такое «обыкновенная дробь» поработаем с карточками.

(Работа с интерактивно доской на платформе Учи.ру).

- Как же записать долю с помощью математических знаков?

- Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли).

- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?

- Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче?

Прочитайте статью учебника.

Учитель показывает детям на (слайд 6).

Учитель открывает задания на платформе Учи.ру (задания по карточкам «Деление на части. Доли»)

Организовать фиксирование нового знания в речи и знаках

Учитель показывает детям на (слайд 14).

Учащиеся предлагают

свои варианты ответов,

потом обсуждают

вместе с учителем.

Отвечают на

поставленные вопросы делают записи в тетрадях

Учатся

понимать,

что такое

«доли», что

показывает

числитель

дроби,

знаменатель

дроби,

учатся

записывать

обыкновенные дроби.

Запись вида b

, где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b

– знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта

Дети работают с интерактивно доской на платформе Учи.ру (задания по карточкам «Деление на части. Доли»)

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей.

Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы.

Познавательные:

самостоятельное

решение проблемы,

построение

логической цепи

рассуждений

Личностные:

формировать

способность к

эмоциональному

восприятию

математических

рассуждении

Регулятивные:

определение

последовательности

промежуточных

целей с учётом

конечного

результата

Коммуникативные:

постановка

вопросов,

инициативное

сотрудничество

5

Физминута

Цель: сменить вид деятельности

Учитель: 

- Смотрим видео и повторяем за героем ролика.

Учитель выполняет с детьми зарядку (слайд 15) или https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&t=6s

Дети выполняют зарядку.

6

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Цель:

Мотивировать учащихся к деятельности; контролировать

Выполнения заданий

Учитель:

- Ребята по рисункам нужно определить, какая часть фигуры закрашена(выводится на экран фигуры)

Математический диктант (учитель выводит одного учащегося к доске, на обратной стороне доски учащийся отвечает на вопросы).

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 2\4; 7\12; 1\3; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

- Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

- Оцените свою работу.

- Решаем задачи в тетрадях

- Решим задание на повторение.

- Исторические сведения

Учитель показывает детям на (слайд 16). 

1)Дорога от Фабричного

до Ильинского равна 8 км.

Петя прошел 3 км. Какую

часть дороги он прошел?

2)В вазе лежат 13

фруктов, из них 5 бананов

и 4 апельсина. Какую

часть составляют бананы

от всех фруктов?

3)№675,676.

4)В книге 160 страниц.

Вика прочитала 1\2 часть

всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.

5)№ 716 (1).

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно пишут

диктант, самопроверка,

самооценка.

Умение решать

задачи с обыкновенными дробями.

Учащиеся решают

задачи в тетрадях.

Учащиеся решают

задачи в номера.

Слушают историческую справку

Личностные:

формирование позитивной самооценки

Регулятивные:

умение самостоятельно адекватно

анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

7

Рефлексия

(подведение итогов урока)

Цель:

оценить результаты собственной

деятельности

Учитель:

- Кто узнал на уроке что- то нового для себя?

- Что понравилось на уроке, а что нет?

Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

Учитель показывает детям на (слайд 16).

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8

Информация о

домашнем задании

§25, в.1-4, №677,679

Записывают домашнее задание в дневниках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

ДРОБЬ Учитель показывает детям на (слайд 6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"

Методическая разработка,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"...

Урок математики в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби"

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ"...

Самостоятельная работа по теме "Понятие обыкновенной дроби"

Самостоятельная работа по теме "Понятие обыкновенной дроби"...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....

Онлайн тест по теме "Понятие обыкновенная дробь",5 класс

Онлайн тест по теме "Понятие обыкновенная дробь", поверка знаний, 5 класс, созданный А. В. Гвозденской, учителем математики, Каменская СОШ № 2 , МО "Кабански й район, Республики бурятия...

Презентация на тему Понятие обыкновенной дроби (учебник Петерсон, 5 класс)

Презентация на тему Понятие обыкновенной дроби (учебник Петерсон, 5 класс)...