Решение уравнений
методическая разработка по математике (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
(технология проблемно-диалогического обучения)
Предмет: математика
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели урока | |
---|---|
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) | Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях.
2. Читать уравнения и записывать на математическом языке.
3. Формировать умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающем мире.
4.Планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
| 1.Ввести понятия: уравнения, решение уравнения, корень уравнения. 2.Уметь решать уравнения на основе знаний компонентов действий. 3.Уметь определять является ли число корнем уравнения. 4.Решать простейшие задачи составлением уравнения. |
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учеником) | Ученик (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование | Формируемые УУД |
Актуализация знаний 7-10 минут |
1.Обращает внимание учащихся на задания в учебнике №1;№2 стр 71
2. Обращает внимание учащихся на записи, сделанные на доске. Предлагает поработать в парах. Найдите уравнение соответствующее данной задаче. Составьте задачи, решением которых являются два других уравнения (по вариантам). Составить алгоритм решения уравнения.
|
Учащиеся считаю устно, находя значение выражений.
Работают в парах. Ученики выполняют задание, сверяют результаты, повторяют компоненты действий.
|
№1Найдите значение выражения 53+х, если:1) х= 29; 2) х=61. №2Найдите значение выражения 12у, если: 1) у=7; 2) у=20. Задача: На остановке из автобуса вышло 6 пассажиров, а затем зашло 10. После этого в автобусе оказалось 40 пассажиров. Сколько пассажиров находилось в автобусе до его остановки? 1) х-6=10; 2) (х-6)+10=40; 3) х+10=40 |
Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные (планирование действий). |
Создание проблемной ситуации 3–5 минут | Всегда ли можно решить уравнения, применяя знание компонентов действий?
Просит выполнить новые задания, записанные на доске - Какие получили результаты? Просит записать каждую группу свой ответ на доске. - Как вы думаете, почему мы не можем решить уравнения? - Почему? Чего мы еще не знаем? -Решите эти уравнения подбором значений неизвестного. - Какова цель нашего урока? Какой же будет тема урока?
| Работают индивидуально. Обсуждают результаты в группах. Один ряд - одна группа. Приходят к выводу, что ученики не могут дать ответ. | 1) (х-5)(х-2)=0; 2) 0∙у=5; 3) 36: а=0 | Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные (прогнозирование).
|
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 1–2 мину ты | Записывает тему урока на доске. | Формулируют и записывают тему урока в тетради. | Доска. | Личностные, регулятивные (целеполагание). |
Открытие нового знания 3–5 минут | Фронтально. Диалог с учениками - Что значит решить уравнение?
-Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
- Сколько решений может иметь уравнение?
- Что такое корень уравнения? | Варианты ответов Решить уравнение, значит найти числа, являющиеся решения. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение может иметь одно или несколько решений, либо не иметь решения. Ученики затрудняются дать определение корня уравнения. |
| Коммуникативные, личностные, регулятивные (составление алгоритма). |
Формулирование Нового знания 1–2 минуты | Учитель просит сравнить сформулированное правило с правилом в учебнике.
| Открывают учебник на стр. 69-70. Работают с текстом учебника. Корнем уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное равенство. | Учебник. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные (само регуляция).
|
Первичное применение нового знания 3-5 минуты | Ходит по рядам, контролирует, консультирует.
| Решают задания из учебника. № 267 Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируют алгоритм действий: 1) подставить; 2)вычислить; 3) проверить верность, полученного равенства.
| Какие из чисел 3,12,14 являются корнем уравнения. 1) х+16=28; 2) 4х-5=7. | Регулятивные (составление алгоритма) и познавательные. |
Самостоятельная работа 7-10 минут | Направляет учеников к номерам в учебнике. Озвучивает формы работы.
Направляет к образцу решения.
| Работа в парах с последующей взаимопроверкой. | №269 1в 1; 5; 2в 2;6. 1) х+34=76; 2) 238+у=416; 5) х-546=216; 6) 206-у=139. Экран, проектор, слайд с решением. | Коммуникативные, познавательные. |
Итог урока 3-5 минуты | Задает вопросы: - С помощью какого задания была создана проблема? - Какая возникла проблема? Как её разрешили? - Какая цель стояла перед нами? - Цель достигнута? - Какие имеющиеся знания использовали для достижения цели? - Что значит решить уравнение? - Что такое корень уравнения?
| Отвечают на вопросы учителя. -Проблема возникла при решении уравнений: 1) (х-5)(х-2)=0; 2) 0∙у=5; 3) 36: а=0 - Эти уравнения решали подбором. - Цель урока определить понятия уравнения, корня уравнения, решения уравнения. -Использовали знания компонентов уравнения. Читают правила на слайде.
| Экран, проектор, слайд с сформулированными определениями решения уравнения и корня уравнения. | Коммуникативные, личностные, регулятивные(само регуляция).
|
Домашнее задание 1–2 минуты | Учитель дает домашнее задание. Комментирует. Рекомендует найти определения корня уравнения 1 ряд - в словаре; 2 ряд – в энциклопедии; 3 ряд - в интернете.
| Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы. | Дневник §10, Обязательная часть №268;№270(3;4) Дополнительное задание №279 | Личностные, регулятивные, познавательные. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_29-30-merzlyak-5-klass-uravnenie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
(технология проблемно-диалогического обучения)
Предмет: математика
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели урока | |
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) | Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях. 2. Читать уравнения и записывать на математическом языке. 3. Формировать умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающем мире. 4.Планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. | 1.Ввести понятия: уравнения, решение уравнения, корень уравнения. 2.Уметь решать уравнения на основе знаний компонентов действий. 3.Уметь определять является ли число корнем уравнения. 4.Решать простейшие задачи составлением уравнения. |
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учеником) | Ученик (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование | Формируемые УУД |
Актуализация знаний 7-10 минут | 1.Обращает внимание учащихся на задания в учебнике №1;№2 стр 71 2. Обращает внимание учащихся на записи, сделанные на доске. Предлагает поработать в парах. Найдите уравнение соответствующее данной задаче. Составьте задачи, решением которых являются два других уравнения (по вариантам). Составить алгоритм решения уравнения. | Учащиеся считаю устно, находя значение выражений. Работают в парах. Ученики выполняют задание, сверяют результаты, повторяют компоненты действий. | №1Найдите значение выражения 53+х, если:1) х= 29; 2) х=61. №2Найдите значение выражения 12у, если: 1) у=7; 2) у=20. Задача: На остановке из автобуса вышло 6 пассажиров, а затем зашло 10. После этого в автобусе оказалось 40 пассажиров. Сколько пассажиров находилось в автобусе до его остановки? 1) х-6=10; 2) (х-6)+10=40; 3) х+10=40 | Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные (планирование действий). |
Создание проблемной ситуации 3–5 минут | Всегда ли можно решить уравнения, применяя знание компонентов действий? Просит выполнить новые задания, записанные на доске - Какие получили результаты? Просит записать каждую группу свой ответ на доске. - Как вы думаете, почему мы не можем решить уравнения? - Почему? Чего мы еще не знаем? -Решите эти уравнения подбором значений неизвестного. - Какова цель нашего урока? Какой же будет тема урока? | Работают индивидуально. Обсуждают результаты в группах. Один ряд - одна группа. Приходят к выводу, что ученики не могут дать ответ. | 1) (х-5)(х-2)=0; 2) 0∙у=5; 3) 36: а=0 | Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные (прогнозирование). |
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 1–2 мину ты | Записывает тему урока на доске. | Формулируют и записывают тему урока в тетради. | Доска. | Личностные, регулятивные (целеполагание). |
Открытие нового знания 3–5 минут | Фронтально. Диалог с учениками - Что значит решить уравнение? -Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое? - Сколько решений может иметь уравнение? - Что такое корень уравнения? | Варианты ответов Решить уравнение, значит найти числа, являющиеся решения. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение может иметь одно или несколько решений, либо не иметь решения. Ученики затрудняются дать определение корня уравнения. | Коммуникативные, личностные, регулятивные (составление алгоритма). | |
Формулирование Нового знания 1–2 минуты | Учитель просит сравнить сформулированное правило с правилом в учебнике. | Открывают учебник на стр. 69-70. Работают с текстом учебника. Корнем уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное равенство. | Учебник. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные (само регуляция). |
Первичное применение нового знания 3-5 минуты | Ходит по рядам, контролирует, консультирует. | Решают задания из учебника. № 267 Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируют алгоритм действий: 1) подставить; 2)вычислить; 3) проверить верность, полученного равенства. | Какие из чисел 3,12,14 являются корнем уравнения. 1) х+16=28; 2) 4х-5=7. | Регулятивные (составление алгоритма) и познавательные. |
Самостоятельная работа 7-10 минут | Направляет учеников к номерам в учебнике. Озвучивает формы работы. Направляет к образцу решения. | Работа в парах с последующей взаимопроверкой. | №269 1в 1; 5; 2в 2;6. 1) х+34=76; 2) 238+у=416; 5) х-546=216; 6) 206-у=139. Экран, проектор, слайд с решением. | Коммуникативные, познавательные. |
Итог урока 3-5 минуты | Задает вопросы: - С помощью какого задания была создана проблема? - Какая возникла проблема? Как её разрешили? - Какая цель стояла перед нами? - Цель достигнута? - Какие имеющиеся знания использовали для достижения цели? - Что значит решить уравнение? - Что такое корень уравнения? | Отвечают на вопросы учителя. -Проблема возникла при решении уравнений: 1) (х-5)(х-2)=0; 2) 0∙у=5; 3) 36: а=0 - Эти уравнения решали подбором. - Цель урока определить понятия уравнения, корня уравнения, решения уравнения. -Использовали знания компонентов уравнения. Читают правила на слайде. | Экран, проектор, слайд с сформулированными определениями решения уравнения и корня уравнения. | Коммуникативные, личностные, регулятивные(само регуляция). |
Домашнее задание 1–2 минуты | Учитель дает домашнее задание. Комментирует. Рекомендует найти определения корня уравнения 1 ряд - в словаре; 2 ряд – в энциклопедии; 3 ряд - в интернете. | Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы. | Дневник §10, Обязательная часть №268;№270(3;4) Дополнительное задание №279 | Личностные, регулятивные, познавательные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...