Конспекты внеклассных занятий
план-конспект занятия по математике (5, 7 класс)

Шляхова Татьяна Сергеевна

В данно  разделе представлены разработки внеклассных занятий :

в 7 классе "Математическая игра "Счастливый случай"",

в 5 классе "Математический брейн-ринг",

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия в 7 «Б» классе на тему:

Математическая игра «Счастливый случай»

Цель мероприятия:

- повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;

- развивать у учащихся интерес к занятиям математикой;

- углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

- воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности и коллективизма.

В игре принимают участие команды учащихся 7 – х классов в количестве 4 – 5 человек. Заранее определяется счетная комиссия из учителей, учеников и их родителей.

Оборудование: презентация, составленная по материалам к каждому гейму, секундомер, бочка с бочонками, музыкальное оформление, грамоты.

  1. Ход мероприятия.
  2. 1 этап. Вступительное слово

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рад приветствовать вас на математической игре «счастливый случай»!

Наши команды приготовились идти по нелёгкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы:  «Обдумай раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше».

Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай!

  1. 2этап. Первый гейм «Дальше… дальше… дальше…»

Вопросы первой команде:

  1. Сколько получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)
  2. Автор книги «Начала», ученый, который вывел геометрию на первое место? (Евклид)
  3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника  с серединой противоположной стороны? (медиана)
  4. Прибор для построения окружности? (циркуль)
  5. Каким действием можно заменить произведение одинаковых множителей? (возведением в степень)

Вопросы второй команде:

  1. Число, обратно 2. ().
  2. Сумма углов треугольника? (1800)
  3. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
  4. Хорда, проходящая через центр окружности? (диаметр)
  5. Число, определяющее положение точки на координатной прямой? (координата)

Вопросы третьей команде:

  1. Какую часть часа составляет 20 минут? ( часть)
  2. Прибор для измерения углов на местности? (астролябия)
  3. Угол, смежный с каким – либо углом треугольника?  (внешний)
  4. Что является графиком линейной функции? (прямая)
  5. Число открытое Архимедом и приближенно равное 3,14? (число )

Вопросы четвёртой команде:

  1. Чему равна четверть часа? (15 минут)
  2. Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
  3. Прибор для построения параллельных прямых? (рейсшина)
  4. Треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень)
  1. 3 этап. Второй  гейм  «Гонка за лидером» -игра «Перевёртыши»

Эта игра заключается в том, что слова какой – нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».

В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» - «куб»,  «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т.д.

  1. Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!)
  2. Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1)
  3. Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого)
  4. Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)
  5. Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)
  1. 4 этап. Третий гейм  «Заморочки из бочки»

Каждая команда получает один бочонок с номером задания и выполняет его.

1. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить её, перевернув часы минимальное количество раз?

[Одновременно перевернём часы, через 7 минут начнем варить кашу. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут]

2. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см в час. Через сколько времени вода достигнет третьей ступени веревочной лестницы?

[Ступенька не покроется водой,

т.к. вместе с водой поднимается и корабль]

3. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку» Этот геометрический инструмент согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретен в Древней Греции.

[Циркуль]

4. Сережа пришел к своему другу Диме.

  • Что же ты у нас не был вчера? - Спросил Дима.- Ведь вчера моя бабушка праздновала день рождения.
  • Я не знал, - сказал Сережа – А сколько лет твоей бабушки?

Дима ответил замысловато:

  • Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся её день рождения. Вчера она праздновала этот день в 15 раз. Вот сколько лет моей бабушке?

[60 лет – 29 февраля празднует через год]

  1. 5 этап. Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»
  2. I

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое  «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н.Толстой)

Вопрос 2:  По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне?  (М.В.Ломоносов)

Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н.Толстой для детей Яснополянской школы)

  1. II

 Перед вами портреты  древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.

Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес)

Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.  (Архимед)

Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор)

  1. Дюйм
  2. Локоть
  3. Фут
  4. Фунт
  5. III

Вопрос 1: верно ли, что это единицы измерения длины?

Ответ: нет, фунт – мера веса.

Вопрос 2: расположите единицы длины в порядке убывания.

Ответ: 1 локоть , 1 фут ,1 дюйм

  1. 6 этап. Пятый гейм «Ты – мне, я – тебе»

Объявление для всех!

Конкурсантов ждет успех!

Построенье выполняйте, счет команды пополняйте.

Задача конкурса: совместными усилиями в атмосфере взаимопомощи выполнить построение на координатной прямой.

Отметить на координатной плоскости точки и последовательно соединить.

(-9;-1);  (-2;-5);  (0;5);  (2;3);  (2;1);  (0;-1); (-1;-1); (-5;-5); (-6;-5); (-9;-8); (-11;-9); (-8;-5); (-12;-8); (-10; -5); (-12:-6); (-10;-4); (-12;-4); (-11;-1); (-11;2); (-6;6); (-4;7); (-4;10); (-2;12); (-3;12); (-1;14); (0;14); (-1;15); (0;15); (1;14); (1;16); (2;15); (2;16); (3;15); (3;16); (4;15); (4;16); (6;14); (6;8); (7;8); (6;7); (7;6); (6;6); (5;5); (5;0); (4;-1); (4;-2); (-1;-7); (-5;-9); (-12;-17); (-11; -14); (-13;-15); (-11;-12); (-12;-12); (-10;-10); (-9;-8); (2;10).

7 этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 5 «А» классе

«Математический брейн-ринг»



Цель
: формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению

предмета математики.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение математике через игру.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие внимания, памяти и мышления, смекалки;
  • развитие индивидуальных творческих способностей

учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства уважения к соперникам;
  • помощь в организации разумного досуга;
  • упрочение контактов среди учащихся школы на основе

доброжелательных отношений, взаимовыручки и

взаимопонимания.

  В конкурсе участвуют 2 команды из 5 классов. Брейн-ринг состоит из 5 этапов:1 этап «Представление команд», 2 этап «Игра», 3 этап «Конкурс капитанов», 4 этап «Командные конкурсы», 5 этап «Награждение». За каждый правильный ответ дается жетон. У какой команды жетонов окажется больше, тот и становится победителем. После подведения итогов победившая команда награждается медальками «Лучший математик», все участники игры поощряются призами. Грамоту получает самый активный(ые) игрок(и) – «Лучший математик», давший больше всего правильных ответов за игру. Примерное время, необходимое для проведения игры, составляет 40-45 минут.

Ход мероприятия:

 Организационный момент.

  -   Уважаемые участники встречи!

Мы рады приветствовать вас в математической игре «Математический брейн-ринг».

Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. 
Все, кто любит тайны, загадки, приключения. 
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берет, и тогда победа будет всегда за вами. Успехов вам! Начинаем игру!

Будь внимательней, дружок,

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.

  1. этап «Представление команд».

Каждая команда придумывает себе название, девиз и выбирает капитана.

  1. этап «Игра»
  1. Представьте себя в роли столяра. Вам необходимо отпилить у четырёхугольной крышки стола один угол. Сколько углов останется у крышки?
  2. Чтобы распилить доску на несколько одинаковых частей, столяр сделал на ней 5 отметок. Сколько кусков получится из доски?
  3. Что легче килограмм лука или килограмм железа?
  4. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?
  5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?
  6. В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?
  7. Пассажир автобуса ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село?
  8. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
  9. 12 альбомов стоят 360 рублей. Сколько стоят 10 таких альбомов?
  10. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?
  11. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
  12.  Малыш, Алиса, Кай и Женя заняли первые четыре места в соревнованиях, причём никто из них не делил между собой какие- нибудь места. Известно: Малыш не был ни первым, ни четвёртым Алиса заняла второе место. Кай  не был последним. Какое место занял каждый?  Назовите авторов сказок, героями которых являются участники соревнований.
  13. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
  1. Подводятся итоги 2 этапа.
  2.  Дорогие участники, теперь мы незаметно подощли к следующему этапу.
  3. Этап называется «Конкурс капитанов». Капитаны команд должны быстро дать правильные ответы. Если капитаны не смогут ответить, то они могут позвать на помощь свою команду.
  1. этап «Конкурс капитанов»
  1. Яйцо всмятку варится 4 минуты. А сколько времени нужно, чтобы сварить всмятку 5 яиц?
  2. Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 3. Сколько морковок осталось?
  3. Выглянув на повороте в окно поезда, Таня заметила перед собой 7 вагонов, а позади еще 5. Сколько всего вагонов в этом поезде?
  4. Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько км. проскакала каждая лошадь?
  5. Два отца и два сына, дед и внук разделили 3 яблока так, что каждому досталось по целому яблоку. Может ли так быть?
  6. В корзине лежат 3 яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну среди 3 братьев так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки нельзя.
  7. Шли по дороге 2 мальчика и нашли 2 руб. За ними еще четверо идут, сколько они найдут?
  8. . В комнате 4 угла, в каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки 3 кошки. Сколько же всего кошек в комнате?
  9. Имеется кусок сукна длиной 16 м. , от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких дней отрежут последний кусок?
  1. Подводятся итоги конкурса капитанов.

4этап «Конкурс между командами»

  1. Найди недостающие числа:
  1.            1 команда                                  2 команда
  1. 2
  1. 11
  1. 3
  1. 8
  1.  20
  1. 6
  1. 14
  1. 16
  1. 18
  1. 17
  1. 7
  1. 5
  1.  10
  1. 4
  1. 15
  1. 13
  1. 1
  1. 16
  1. 8
  1. 13
  1. 12
  1. 9
  1. 19
  1. 2
  1. 20
  1. 4
  1. 14
  1. 18
  1. 7
  1. 15
  1. 10
  1. 5
  1. Продолжи ряд:
  1. команда:         2, 4, 8, 16, 32, …
  2.   команда:          1, 3, 4, 7, 11, 18, …
  1. Задание со спичками:
  1.  Дано 5 спичек. Как добавить ещё 5, чтобы получилось три?
  1. 4Задание «Шифровка»

                   

  1. Задание «Составь слова из слова»
  1. ТРЕУГОЛЬНИК

5этап. Подведение итогов. Награждение команд

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился,

В математической игре отличился?

Подводятся итоги игры. Подсчитываются жетоны и объявляется команда- победитель.

Награждение медалями и грамотами, а также все участники игры поощряются призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...