Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов как форма активизации учебной и внеклассной деятельности.»
материал по математике
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы Хидировой И.М. по теме:
«Метод проектов как форма активизации учебной и внеклассной деятельности.»
Математика — это человеческая деятельность; сравнительная ценность задач и правильный их выбор в математике гораздо более важны, чем способность совершать сложные действия в уме.
А. Звонкин. Малыши и математика
Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Л. Пойа. Математическое открытие
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какойлибо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
Для меня, как для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно учителем. Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия; Воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают
критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.
На мой взгляд, проектная деятельность позволяет совместно работать с учащимися из разных классов, с родителями, с другими педагогами. Также положительным фактором является то, что проект позволяет увидеть те роли детей и родителей в классе, которые они хотят выполнять. Проект позволяет учащимся реализовывать свои способности.
Отрицательным моментом для учителя является то, что проект требует очень больших временных и энергетических затрат.
Я в последнее время широко использую в своей педагогической практике метод проектов, который основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет мне направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали мои участники проекта для ее разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.
Использование метода проектов в рамках существующей классноурочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, следовательно, проектная методика более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету. Включение же метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает мне много преимуществ и показывает положительные результаты.
Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат проектной деятельности — накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Я учу ребят учится проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Классификация современных проектов:
Исследовательский, творческий, ролевоигровой, информационный, предметно-
ориентировочный, монопроект, межпредметный, с открытой координацией, со скрытой координацией, внутренний, международный, личностный, парный, групповой, краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Взяли круглый стакан, поставили на лист бумаги и обвели его карандашом. На бумаге получилась окружность, измерили диаметр этой окружности. Далее «опоясали» стакан ниткой, а потом распрямили ее, то длина нитки будет приближенно равна длине нарисованной окружности. Измерим длину нитки. Получим длину окружности. Те же операции проделали с банкой и цилиндром. Выяснили, что для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой П. П=3,14 или П=22:7.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: - появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем; - зарождаются основы системного мышления; - формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов; - развиваются творческие способности, воображение, фантазия; - воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Применения исследовательского метода на уроках математики. Обучение большинству школьных предметов зачастую сводится к запоминанию и воспроизведению. Одним из сравнительно немногих исключений является математика. Изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («это выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решения») и рефлексию («это неравенство можно решить несколькими способами, воспользуемся самым коротким»). Даже выполнение самых рутинных и скучных преобразований для моих учеников, способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
Мы вместе с детьми учимся строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Таким образом, формируются универсальные (общие) умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. Исследовательскую работу школьников я организую на уроках и во внеурочной деятельности. Обычно исследовательские задания я предлагаю ученикам, проявляющим повышенный интерес к математике. Но считаю, что каждый ученик за время обучения в школе должен приобрести хотя бы скромный опыт выполнения таких заданий. Готовясь к конференции «Математика в различных областях жизни», проводимой школой, ребята подготовили доклад «Математика в природе», большая часть которого была посвящена симметрии в природе (живописи, архитектуре).
В 7-х классах я осуществляла проектную деятельность учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта: практические задания (измерения,черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.);практические задачи – задачи прикладного характера; проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы; теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.; задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Все задания разделены на блоки по темам:
Треугольник. Основные понятия и элементы.
Признаки равенства треугольников.
Равнобедренный треугольник.
Прямоугольный треугольник.
Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.
Хотелось бы рассказать об основных этапах используемых мной при организации проектной деятельности моих учеников: подготовка к
выполнению проекта (создаем группы, делим задания),планирование работы (распределяем обязанности, определяем время индивидуальной работы), исследование ( осуществляем поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируем, находим пути решения возникающих проблем, открываем новые для себя знания по теме, например, «Треугольники»).
- Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
- Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
- Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в аудитории. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит основой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.
При добросовестной самостоятельной работе моих школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение их к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее.
Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся.
Сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации я использую метод проектов.
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.
Хотелось бы поговорить об учебных исследованиях. Их можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные. Монопредметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.
Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.
Надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.
Структура учебного исследования соответствует логике научного исследования.
Метод проектов, на мой взгляд, позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой. Работа с такими учащимися проводиться, как правило, после уроков. Внеурочная деятельность является вторым направлением работы учителя, конечным результатом которой становятся выступления учащихся на научно практических конференциях, участие в конкурсах различного уровня. Эта работа носит индивидуальный характер. Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Выбор темы я подчиняю некоторым правилам: - она должна быть интересной ученику, увлекать его; - соответствовать возрастным особенностям учащегося; - быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
В моей практике темы исследовательских работ учащихся были подсказаны ситуациями на уроках, чтением научных статей, историческими фактами. Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учитель должен подумать, где будут выставлены работы его учеников. Например, мои ученики участвуют в конкурсе проектных работ «Алые паруса» и в других Всероссийских и районных конкурсах: «Шаг в будущее», «Математика в различных областях жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как форма активизации учебной деятельности.
Моя курсовая работа на курсах повышения квалификации. В документе представлен теоретический материал и практическое подтверждение....
Обобщение опыта по теме "Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся"
В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретическ...
Презентация Обобщение опыта: "Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности"
Обобщение опыта: "Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности"...
обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"
Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...
"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...
«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»
Эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса...
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...