"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
методическая разработка по истории
Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять нужную информацию работать в команде Моя педагогическая цель: Создать на уроке условия для проявления познавательной активности, для общекультурного и творческого развития личности в соответствии ФГОС развития учащихся. Актуальность Информация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха. ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информацию ИТОГ: возможно коммерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для страны и общества, в том числе угрозу этнических конфликтов. Проблема неумение современных обучающихся критически анализировать информацию реальное желаемое. Обучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде (как в учебнике, так и в Интернете) и использовать её, не прибегая к её критическому анализу, верификации Обучающиеся уверенно ориентируются в мире информации и способны самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, верифицировать и преобразовывать её Обучающиеся затрудняются эффективно использовать полученную в учебном процессе информацию для решения конкретных задач Критическое мышление развивает в обучающихся умения отбирать информацию в соответствии с конкретной задачей Традиционная педагогическая система рассматривает школьный учебник и дополняющее его слово учителя как единственные или основные источники знаний Необходимость использования многообразных учебно-методических материалов и приёмов работы сними, а также рост самостоятельной познавательной деятельности обучающихся позволит сформировать у них высокий уровень критического мышления Трудность адаптации обучающихся к росту объёма информации и её изменению, возникающим в условиях стремительно развивающимся социально-гуманитарных наук, а также постоянного изменения и усложнения требований, предъявляемых к обучающимся государственными экзаменами Развитое критическое мышление позволит обучающимся динамично осознавать, усваивать и обрабатывать любую обновляемую информацию Пассивно-потребительское отношение к информации развивает не творческие, а репродуктивные способности обучающихся Критическое мышление развивает творческие способности обучающихся Направленность традиционного обучения на достижение в основном предметных результатов. Направленность образования на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Отсутствие адаптированной к российской системе образования системы методов развития критического мышления школьников и диагностического инструментария Наличие разработанной и апробированной системы методов развития критического мышления и мониторинга его сформированности создаст условия для более широкого применения технологии в российской школе
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) Параметры критического мышления: критическое мышление есть мышление самостоятельное; информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление есть мышление социальное. Понятие и параметры критического мышления развивающий эффект.
Формы и методы реализации педагогической технологии эвристические беседы; моделирование ситуации; создание проблемных ситуаций и поиск путей выхода из них; «минутка новостей»; «историческая журналистика»; игровые методы; смысловое чтение; развитие умения воспринимать информацию на слух («смысловое слушание»); работа с кластерами, схемами, таблицами. урочные внеурочные метод проектов; исследовательские работы учащихся; экскурсии; внеклассные мероприятия; предметные олимпиады и конкурсы. Формы и методы реализации технологии РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ТЕКСТОВАЯ ФОРМА УСТНАЯ ФОРМА «ИНФОГРАФИКА» ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ уровень восприятия уровень продуцирования смысловое чтение «смысловое слушание» анализ таблиц, схем, графиков анализ изображений и видеосюжетов написание эссе, сочинений-описаний устные ответы обучающихся, дискуссии составление таблиц, схем, графиков создание изображения видеосюжетов. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Работа над понятиями (в сочетании с анализом визуального материала) Пример 1: выделение признаков понятия «дворцовый переворот» как формы смены власти. По картинкам обучающиеся называют три способа насильственной смены власти, после чего в беседе с учителем выделяют общее и различное между ними. Пример 2: выделение групп населения по занятости на рынке труда. Учитель разъясняет схему «группы населения по занятости» и формулирует с учащимися определения основных групп, после чего школьники выполняет задание на анализ конкретных примеров (к какой группе населения отнести каждый пример). ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА Анализ социальных реалий (в сочетании с моделированием ситуации) Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию. Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников. Формы и методы реализации технологии. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения. (Петр Капица) Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика» Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения. Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков. Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления. Формы и методы реализации технологии Главным результатом опыта считаю личностное саморазвитие и самоопределение моих учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы во благо себя, семьи, общества и государства. Он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kriticheskoe_myshlenie_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
(КАРАМЫШЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 28 город Иркутск).
Список литературы.
1.Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”.
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
2. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
4. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
5. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
6. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
7. Из изученной литературы в своей работе я использую ссылки на источник (3): Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять нужную информацию работать в команде Моя педагогическая цель: Создать на уроке условия для проявления познавательной активности, для общекультурного и творческого развития личности в соответствии ФГОС развития учащихся. Актуальность Информация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха. ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информацию ИТОГ: возможно коммерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для страны и общества, в том числе угрозу этнических конфликтов. Проблема неумение современных обучающихся критически анализировать информацию реальное желаемое. Обучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде (как в учебнике, так и в Интернете) и использовать её, не прибегая к её критическому анализу, верификации Обучающиеся уверенно ориентируются в мире информации и способны самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, верифицировать и преобразовывать её Обучающиеся затрудняются эффективно использовать полученную в учебном процессе информацию для решения конкретных задач Критическое мышление развивает в обучающихся умения отбирать информацию в соответствии с конкретной задачей Традиционная педагогическая система рассматривает школьный учебник и дополняющее его слово учителя как единственные или основные источники знаний Необходимость использования многообразных учебно-методических материалов и приёмов работы сними, а также рост самостоятельной познавательной деятельности обучающихся позволит сформировать у них высокий уровень критического мышления Трудность адаптации обучающихся к росту объёма информации и её изменению, возникающим в условиях стремительно развивающимся социально-гуманитарных наук, а также постоянного изменения и усложнения требований, предъявляемых к обучающимся государственными экзаменами Развитое критическое мышление позволит обучающимся динамично осознавать, усваивать и обрабатывать любую обновляемую информацию Пассивно-потребительское отношение к информации развивает не творческие, а репродуктивные способности обучающихся Критическое мышление развивает творческие способности обучающихся Направленность традиционного обучения на достижение в основном предметных результатов. Направленность образования на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Отсутствие адаптированной к российской системе образования системы методов развития критического мышления школьников и диагностического инструментария Наличие разработанной и апробированной системы методов развития критического мышления и мониторинга его сформированности создаст условия для более широкого применения технологии в российской школе
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) Параметры критического мышления: критическое мышление есть мышление самостоятельное; информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление есть мышление социальное. Понятие и параметры критического мышления развивающий эффект. Условия реализации. Принципы реализации технологии реализации творческого потенциала развития коммуникативной культуры развития информационной культуры повышения мотивации обучающихся формирования собственной гражданской позиции обучающихся достижения высоких предметных и метапредметных результатов воспитания социально ответственной и морально развитой личности Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для здоровье сберегающие технологии; гуманизм; уважение к личности ребёнка; соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся; системность и целостность работы. системно-деятельностный подход; установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика); сочетание урочной и внеурочных форм деятельности; обеспечение возможностей рефлексии обучающихся. Базовая модель технологии развития критического мышления функции: систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к полученной информации; анализ собственных мыслительных операций и закрепление методов получения информации формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле, фаза вызова (evocation) фаза осмысления (realization of meaning) фаза рефлексии (reflection) функции: актуализация имеющихся знаний; формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации. функции: активное получение информации; осмысление информации; соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Формы и методы реализации педагогической технологии эвристические беседы; моделирование ситуации; создание проблемных ситуаций и поиск путей выхода из них; «минутка новостей»; «историческая журналистика»; игровые методы; смысловое чтение; развитие умения воспринимать информацию на слух («смысловое слушание»); работа с кластерами, схемами, таблицами. урочные внеурочные метод проектов; исследовательские работы учащихся; экскурсии; внеклассные мероприятия; предметные олимпиады и конкурсы. Формы и методы реализации технологии РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ТЕКСТОВАЯ ФОРМА УСТНАЯ ФОРМА «ИНФОГРАФИКА» ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ уровень восприятия уровень продуцирования смысловое чтение «смысловое слушание» анализ таблиц, схем, графиков анализ изображений и видеосюжетов написание эссе, сочинений-описаний устные ответы обучающихся, дискуссии составление таблиц, схем, графиков создание изображения видеосюжетов.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Работа над понятиями (в сочетании с анализом визуального материала) Пример 1: выделение признаков понятия «дворцовый переворот» как формы смены власти. По картинкам обучающиеся называют три способа насильственной смены власти, после чего в беседе с учителем выделяют общее и различное между ними. Пример 2: выделение групп населения по занятости на рынке труда. Учитель разъясняет схему «группы населения по занятости» и формулирует с учащимися определения основных групп, после чего школьники выполняет задание на анализ конкретных примеров (к какой группе населения отнести каждый пример). ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА Анализ социальных реалий (в сочетании с моделированием ситуации) Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию. Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников. Формы и методы реализации технологии. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения. (Петр Капица) Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика» Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения. Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков. Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления. Формы и методы реализации технологии Главным результатом опыта считаю личностное саморазвитие и самоопределение моих учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы во благо себя, семьи, общества и государства. Он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...
Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...
Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...